Февраль `2005
пнвтсрчтптсбвс
31010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28010203040506
1 февраля 2005 года  —  версия для печати

Председатель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию В. Машков: «ЗЕМЛЯ ДОЛЖНА СТАТЬ ОБЪЕКТОМ РЫНКА»

Прошедший год был очень напряженным для Областной Думы, а, значит, и для нашего комитета.

Государственной Думой активно разрабатывались законопроекты по политической, социальной, жилищной, административной реформе. Поэтому и у региональных законодателей также не было недостатка в совершенствовании и принятии новых законов.

Комитетом по промышленной, аграрной политике и природопользованию за этот период подготовлено для рассмотрения Областной Думой 185 вопросов, в том числе 35 законопроектов. Очень серьезно рассматривались вопросы, связанные с землей и земельными отношениями. В Кургане под руководством председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. Миронова проводилось совещание, где я участвовал и выступал с докладом по совершенствованию земельных отношений. Анализ ситуации показывает, что, не смотря на усилия федеральных органов государственной власти, оборот земель ограничен: до настоящего времени медленно идет разграничение прав собственности на землю, срок выкупа земли под предприятиями продлен до 1 января 2006 года, неэффективно действует процедура разграничения прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Также сильно мешает противоречивость и незавершенность земельного законодательства, отсутствие значительного количества подзаконных нормативных актов, наличие противоречий между нормами земельного законодательства и законодательства о природопользовании. И это становится тормозом в дальнейшем развитии промышленно-аграрного сектора, так как земля не стала объектом рынка: ее нельзя продавать, совершать с ней другие финансовые операции, а, значит, платить соответствующие налоги. Конечно, сильно влияет и субъективный фактор — в сознании многих людей сохранен стереотип о том, что земля не продается и не покупается. Хотя во всем цивилизованном мире оборот земли приносит очень большие доходы в бюджет. Следует отметить, что в нашей области принят областной закон “Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области”, который позволил начать приватизацию земель сельскохозяйственного назначения с 1 января 2005 года.

Основной болевой точкой я бы назвал выкуп земли под промышленными предприятиями, хотя еще не ясно, какой путь является для них наиболее перспективным: приобретение земельных участков в собственность или заключение договоров аренды. Вызывает сомнение размер платежей. Мы высказали свое предложение об их снижении. Тот же “Уралвагонзавод” был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самое крупное по территории промышленное предприятие в мире. Можно представить цену выкупа земли под этим заводом.

С 2003 года реализуется областная программа по созданию системы электронного земельного кадастра. И это правильно. Мне как-то лет 7-8 назад попалась дореволюционная книга о границах всех российских губерний, где был полный кадастр земель. Все карты были расчерчены и границы, межи точно обозначены. Есть общероссийская государственная целевая программа, есть областная. Мы разработали электронную систему, которая, уверен, будет одна из лучших программ в России.

Что касается села, то давно пора решить вопрос с земельным паями. Дело в том, что неоднократно нашим крестьянам обещали дать землю в собственность, но до сих пор они ее фактически не получили. Так называемые земельные паи не позволяют им реально владеть землей, так как не имеют границ на местности и правоустанавливающие документы на них, как правило, не оформлены.

Серьезную работу проделали депутаты комитета в решении проблем сельского хозяйства области. Впервые за 10 лет работы Думы комитетом организованы и проведены депутатские слушания “Регулирование отношений в агропромышленном комплексе Свердловской области: состояние и перспективы развития”. Депутаты, представители науки, муниципальных образований, агропромышленного комплекса обменялись мнениями по самым актуальным проблемам в этой сфере, были выработаны и приняты рекомендации депутатских слушаний, которые позволили увеличить ассигнования на поддержку сельхозпроизводителей Свердловской области. В том числе принято решение о необходимости доработки областного закона “О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области”. На слушаниях был поставлен вопрос о необходимости проведения инвентаризации земельных паев с целью их дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот. Рекомендации были учтены при принятии областного закона “Об областном бюджете на 2005 год”. Итоги слушаний рассмотрены Областной Думой и стали стратегическим документом, определяющим направления предоставления государственной поддержки организациям агропромышленного комплекса Свердловской области.