- С 1 февраля вступил в силу новый закон “О государственной гражданской службе РФ”, который, по мнению его разработчиков, сделает «чиновника нормальным цивилизованным служащим, оказывающим услуги гражданам». Разделяете ли Вы мнение разработчиков? - Пожалуй, да. Новый закон более объемный, конкретный, более жестко прописывает многие положения. Тем самым, он мотивирует госслужащего надлежащим образом исполнять свои обязанности, четко прописывая перспективы роста по служебной лестнице. - Насколько новый закон направлен на борьбу с коррупцией? -Скорее, не на борьбу, а на предотвращение коррупции. Разрешен ряд вопросов по ответственности чиновников. Так, глава по конфликту интересов регулирует ситуации, когда чиновник оказывается перед выбором приоритета: собственный интерес или интерес службы. -Как это будет реализовываться на практике? -Если чиновнику поступил вопрос, разрешение которого задевает интересы его родственников, друзей, знакомых или людей, он обязан оповестить об этом начальника. Если в суде давно существовало правило, что родственники заинтересованных сторон не могут участвовать в рассмотрении дела, то в госслужбе ранее эта сфера никак не регулировалась. Надо сказать, что эта норма защищает честного, порядочного чиновника. Соблюдение ее показывает, что чиновник дорожит своей службой и готов отвести угрозу от себя и от государственного органа, в котором он работает. - А если чиновник несознательный и не оповестит? -Начальник и специальная комиссия могут сделать вывод о недоверии этому чиновнику вплоть до принятия решения о несоответствии должности и невозможности дальнейшего пребывания на госслужбе. В любом случае, этот факт будет зарегистрирован, а на следующей аттестации чиновник вместо рекомендации на повышение может быть отправлен в отставку. Подчеркну, закон создает условия, которые позволяют чиновнику добросовестно и активно выполнять свои обязанности. Государство говорит чиновнику: будешь выполнять все требования — будет гарантированная перспектива роста по классным чинам, должностям, зарплате. С другой стороны этот закон должен поддерживаться законом о коррупции, который в ближайшее время примет Госдума. Последний должен поставить перед чиновником “маячок” обратного содержания: будешь злоупотреблять служебным положением – наказание и путевка в “места не столь отдаленные” неотвратимы. - Новый закон запрещает гражданским служащим заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью. Насколько он актуален и исполним, ведь многие чиновники давно переписали “кормящий” их бизнес на сыновей, жен и т.п.? -На самом деле, вопрос актуален. Сейчас у чиновников есть повод задуматься: если ты сумел так организовать свой бизнес, лучше заяви сейчас, потому что через полгода может быть поздно – тебя с позором выгонят с госслужбы. Во многих подобных случаях, одновременно рушится и бизнес, и деловая репутация в целом. Если кто-то решит, что ему лучше в коммерции – пусть добровольно уйдет, и ему скажут спасибо. Вообще, такие нормы действовали и раньше, до 1 февраля, но на практике зачастую не исполнялись. Если есть норма, но нет ответственности — закон не работает. Новый закон делает причинно-следственную связь: злоупотребления – отставка — прямой и закономерной. Если раньше чиновника можно было уволить только в случае возбуждения уголовного дела и после приговора суда, то сейчас за злоупотребления можно уволить в результате аттестации. В любом случае, существовавшая раньше фактическая безнаказанность чиновников отменена. -Сколько времени займет в Свердловской области проведение этой классификации чиновников по категориям и рангам? Не нарушит ли она на время планомерную работу учреждений госслужбы? -Никакой гонки – вчера не было чина, а сегодня он появился — не будет. Сейчас мы создали рабочую группу, которая готовит нормативно-правовые документы для проведения такой работы. Я думаю, что присвоение чинов начнется не раньше второго полугодия 2005 года. Ведь для того, чтобы каждый чиновник прошел аттестацию, предстоит разработать перечень чинов и требования к каждому. Ну а потом надо дать время, чтоб чиновники подготовились и сдали экзамены. -А разве раньше аттестации на госслужбе не было? -Была, но она, как правило, имела оценочную шкалу всего из трех констатаций: “занимаемой должности соответствует/не соответствует” и “достоин на выдвижение”. Сейчас аттестация дает возможность человеку расти по служебной лестнице, переходя из низшего разряда все выше и выше. Плюс закона в том, что он исключает необоснованное, скачкообразное повышение по службе – был рядовым чиновником, а стал руководителем. Свое соответствие посту надо доказать. -Кто будет аттестовать чиновников и не является ли эта привилегия очередной взяткоемкой зоной? -Порядок аттестации меняется коренным образом. До нынешнего момента состав комиссии определял руководитель учреждения и он мог подобрать людей, которые будут выполнять его рекомендации. Новую комиссию можно сравнить с судом присяжных. Она на треть будет состоять из независимые экспертов: ученых, специалистов негосударственных организаций и учреждений, юристов, кадровиков, психологов, социологов — то есть людей, способных оценить готовность человека к руководящей работе. Часть состава комиссии займут представители специально созданного подразделения госслужбы, вертикально выстроенного и независимого от начальников аттестуемых организаций. Голосовать члены комиссии будут без присутствия самого конкурсанта, таким образом, исключается давление со его стороны. В целом, новые правила повышают объективность оценки. - Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Насколько “омолодится” чиновничий состав области? -Считаю, что базовым должен быть возраст даже ниже – 60 лет. Дальше в случае, если это необходимо, закон позволяет продлевать срок работы чиновника путем контрактов – максимально на 5 лет. Наша главная задача — найти оптимальное сочетание опытных зрелых руководителей, перспективных молодых и руководителей среднего звена: треть состава – до 30 лет, треть от 50 до 60 и еще треть – “золотой” средний возраст, когда уже накоплен опыт и еще есть возможности дальнейшего роста. На данный момент у нас на госслужбе представлены только первые две группы, а средний возраст как-то пропал. В том числе такая ситуация в аппарате Законодательного Собрания области. -Значит ли, что враз поувольняют всех, кто старше 65 лет? -Да, все, кому уже исполнилось 65 лет, должны уйти. Чиновникам в возрасте от 60 до 65 лет могут предложить новый участок работы. Между тем, каждое решение надо принимать индивидуально. Есть должности, где очень важен опыт, знания, умение работать с людьми. Например, на такой должности работает 64-летний сотрудник, и если его уволить — вся работа встанет. Если на сегодня нет достойной замены – надо дать возможность и время, чтобы человек подготовил на свое место нового специалиста. Но абсолютно убежден, что автоматического проделения до 65 лет ни в коем случае не должно быть. - В чем минусы закона? -Минус закона в одном – в затягивании его исполнения. Еще до 1 февраля должны были быть приняты 18 нормативных актов на уровне РФ и еще несколько законов, указов и постановлений. Этот пакет не принят до сих пор. Повторяется набившая оскомину ошибка – при принятии закона должны быть прописаны все параметры для выполнения, иначе принятие закона не становится стартом его исполнения. Предстоит принять еще ряд федеральных законов, указов Президента, постановлений правительства РФ. На своем уровне в Свердловской области мы уже начали разработку нормативной базы для его реализации.
|