Октябрь `2008
пнвтсрчтптсбвс
29300102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27282930310102
14 октября 2008 года  —  версия для печати

В Законодательном Собрании прошли депутатские слушания «Проблемы развития образования и пути их решения»

Организатором слушаний стал комитет по социальной политике Областной Думы, участниками – представители областного правительства, руководители образовательных учреждений, депутаты местного самоуправления, лидеры общественных организаций и профсоюзов, журналисты. В работе слушаний приняли участие депутаты Областной Думы Татьяна Тер-Терьян, Дмитрий Вершинин, Кирилл Баранов, Сергей Лазарев, Владимир Русинов, Дмитрий Уткин, Юрий Баланов, депутат Палаты Представителей Анатолий Никифоров.

Открывая слушания,  председатель комитета Областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов подчеркнул, что главной тематикой встречи будут несколько ключевых вопросов – проблемы дошкольного образования; негосударственных учебных заведений; бюджетное обеспечение деятельности малокомплектных школ и пути развития профессионального образования в Свердловской области.      

Депутат Областной Думы Кирилл Баранов отметил, что на Среднем Урале депутатские слушания, посвященные проблемам образования, не проводились 11 лет. Концептуального подхода к развитию системы образования нет  ни в стране, ни в регионе, считает депутат.  Не разработаны  критерии развития сферы образования, отсутствует система контроля качества образовательных услуг, нет моральных стимулов для педагогических работников. Все это приводит к кадровым проблемам. Например, сегодня только каждый восьмой школьный учитель в России моложе 30 лет.

По мнению Кирилла Баранова, на Среднем Урале пора возродить региональный компонент в образовании – необходимо давать детям представление о малой родине. Требует внимания и дополнительное образование, поскольку у государства сегодня нет четкой системы финансирования данной сферы.

Еще одна серьезная проблема – детское дошкольное образование. Сегодня в Свердловской области 58 тысяч детей нуждаются в детских садах. Нам остро необходима специальная  региональная программа по строительству и реконструкции детских дошкольных учреждений, считает депутат.   

Андрей Рожнов, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области, сообщил, что в ближайшие четыре года число мест в детских садах региона увеличится на 50 тысяч. Из областного бюджета ежегодно на поддержку 40 лучших детских садов  выделяется 10 миллионов рублей.

Есть достижения и в школьном образовании. Свердловская область – один из лидеров среди субъектов РФ по внедрению комплексных систем образования. Постепенно выстраивается  региональная оценка системы качества образования, изменяется структура образовательного стандарта. К началу учебного года 2008−2009 все школы области были обеспечены доступом к Интернет. По мнению докладчика,  в регионе идет системная работа с одаренными детьми.

Как сообщил Андрей Рожнов, средняя зарплата учителя в Свердловской области – 13 800 рублей.

Проблемам обеспечения детей дошкольным образованием свое выступление на слушаниях посвятила Евгения Умникова, начальник Управления образования г.Екатеринбурга. Она предложила разработать региональные требования к устройству детских садов, основанные на едином подходе как к действующим детским садам, так и к открываемым вновь после строительства или капитального ремонта. Евгения Умникова обратила внимание на кадровый голод в дошкольном образовании – сегодня колледжи не готовят воспитателей  детских садов, обостряет проблему и низкий социальный статус работников дошкольных учреждений. При этом педагогическая нагрузка воспитателя на 1 ставку составляет 36 часов в неделю (в два раза больше, чем у учителя).   

Свыше 500 миллионов рублей ежегодно Екатеринбург тратит на содержание детских садов, но только 50% дошкольников могут получить место в муниципальном детском образовательном учреждении.  Евгения Умникова предложила сохранять и развивать в муниципалитетах вариативное дошкольное образование, а для этого пересмотреть областную методику формирования бюджетов муниципальных образований. Тогда родители, отдающие детей в детские дошкольные негосударственные учреждения или обучающие детей на дому, смогли бы получать на эти цели компенсацию из бюджета.

Алла Балтина, директор негосударственной средней  образовательной школы «Гелиос», рассказала на примере своей школы о проблемах, с которыми сегодня сталкивается негосударственное образование. Несмотря на то, что школа работает на рынке образовательных услуг 18 лет, имеет хорошую репутацию и свою «нишу», она, как и весь негосударственный сектор в образовании, с 2005 года не получает финансирования ни из федерации, ни из региона. На учащихся  школы не распространяется  нацпроект, федеральные и областные программы. Оплата коммунальных услуг у образовательных негосударственных учреждений в два раза выше, чем у муниципальных школ и детских садов, а  с 2009 года аренда зданий и земли для негосударственных школ будет предоставляться без льгот. Даже учебники, положенные  по федеральному компоненту каждому ученику, не предоставляются учащимся негосударственного сектора образования.         

Алла Балтина напомнила депутатам, что вопрос о государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию и аккредитацию, решен во многих российских регионах. При этом поддержка школам предоставляется  в том числе и в виде льготной аренды зданий.

Развитие конкурентных начал в дошкольном и общем среднем образовании Анатолий Вифлеемский, доктор экономических наук, директор Центра экономики образования г.Нижнего Новгорода,  считает главным фактором повышения качества образования. В своем выступлении он подчеркнул, что ключевыми экономическими механизмами модернизации образования являются новая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование. Новая система оплаты подразумевает, что зарплата педагога зависит от качества работы, и если коллектив школы хорошо работает – школа должна получить больший фонд оплаты труда. Оценка качества с участием  общественности при этом должна осуществляться с помощью механизмов региональной системы качества образования. Нормативно-подушевое финансирование реализует принцип «деньги следуют за учеником», в рамках которого каждому учащемуся выделяется определенная сумма средств, и эти деньги приходят в то учреждение, в котором он обучается.

Как считает Анатолий Вифлеемский, в Свердловской области сделан первый, но очень робкий шаг в этом направлении – принят областной закон «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений общего образования, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета». Тем самым формально было введено нормативное финансирование, однако только на первом уровне – при распределении средств между муниципальными образованиями, а до образовательных учреждений финансы по-прежнему не доходят.

Анатолий Вифлеемский  подчеркнул, что некоторые регионы, в том числе Свердловская область, с 1 января 2005 года прекратили финансировать негосударственные образовательные учреждения, но большинство регионов (в т.ч. Москва, Московская область, Краснодарский край) финансирование сохранили, приняв соответствующие региональные нормативные акты. Докладчик отметил, что постановлением правительства Свердловской области № 510 от 27 мая 2008г. утвержден порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений Свердловской области путем изменения типа существующих областных государственных учреждений. Однако для обеспечения реальной конкурентной среды для повышения качества образования,  необходимо финансирование по нормативам не только автономных государственных и муниципальных учреждений, но и негосударственных.

Как считает Анатолий Вифлеемский, необходимо дополнить областной закон «Об образовании в Свердловской области» нормами о предоставлении субсидий негосударственным образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию, на частичное возмещение затрат, связанных с реализацией основных общеобразовательных программ.

Председатель думы Невьянского городского округа Владимир Ветошкин на слушаниях говорил о том, что у муниципалитетов сегодня нет средств ни на капитальный ремонт школ, ни на строительство детских садов. Решить эту проблему можно будет только при помощи областного бюджета. При этом, по мнению Владимира Ветошкина, формула софинансирования в решении социальных вопросов далеко не всегда работает. Например, отсутствие средств в местных бюджетах не позволило в большинстве муниципальных образований Свердловской области ввести стимулирующие надбавки работникам детских дошкольных учреждений с 1 января 2008 года, во многих их не ввели до сих пор. Как известно, средства на надбавки выделялись по формуле софинансирования: 60% — муниципалитет, 40% — регион.

Что же касается подушевого финансирования образования, то  такая практика, уверен  Владимир Ветошкин, поставит под сомнение существование многих сельских школ.

Председатель думы Невьянского городского округа в своем выступлении поднял проблему финансирования коррекционных образовательных учреждений. «Это полномочие региона, а подвоз детей к образовательному учреждению – функция муниципалитета. Но данных образовательных учреждений в реестре муниципальных образований нет, следовательно, эти расходы не планируются в местных бюджетах», — сказал Владимир Ветошкин. Он предложил запланировать соответствующие  расходы в местных или в областном бюджетах.

Слушания показали, что идея подушевого финансирования образовательных учреждений  не поддерживается учителями сельских школ. Депутат Думы Обуховского сельского поселения, учитель сельской школы Людмила Дегтярева отметила, что с 1997 года резко упала рождаемость детей, это особенно заметно на селе, поэтому наполняемость классов в сельских школах сегодня крайне низкая.

Ольга Осинкина, заместитель директора школы № 44, расположенной в поселке Троицком, подняла проблему ведомственных школ. На сегодняшний день в школе № 44, одной из трех общеобразовательных школ Свердловской железной дороги, обучаются 320 детей. Это не только дети железнодорожников, но и всех жителей, проживающих в микрорайоне, где находится школа. Учащиеся школы не обеспечены бесплатным горячим  питанием, как все ученики областных и муниципальных образовательных учреждений, поскольку школа находится в отраслевом ведении. Ольга Осинкина обратилась к депутатам с просьбой внести изменения в областное законодательство, чтобы решить проблему организации питания детей ведомственных школ.

О проблемах образования в сфере культуры на слушаниях говорила Вера Литовских, главный специалист министерства культуры Свердловской области. Сегодня одна из самых острых проблем детских школ искусств – крайняя изношенность оборудования и парка музыкальных инструментов. В течение долгого времени средства на приобретение музыкальных инструментов вообще не выделялись. Но ситуация начала меняться, и в 2008 году на капремонт и приобретение оборудования для детских школ искусств из областного бюджета было выделено 20 миллионов рублей. «В этом наша область являет собой уникальный пример для других регионов», — сказала Вера Литовских. В то же время, есть опасения, что в 2009 году субсидии для детских школ искусств не будут прописаны в бюджете отдельной строкой, средства пойдут на статью «Образование», и  школы искусств могут остаться обделенными, считает Вера Литовских.

Она отметила, что региональные и федеральные законодатели должны обратить  внимание и на ставки для преподавателей школ искусств. Сейчас у преподавателей младших и старших классов нормы часов за ставку разные – 18 и 24 часа соответственно. Предложение – установить единую норму часов за ставку в количестве 18 часов.

Еще одна острая проблема – переход на новую систему оплаты труда работников образования. Как сообщила Вера Литовских, областное министерство культуры подготовило свой проект положения об оплате труда работников областных учреждений образования в сфере культуры и искусства, с учетом специфики работы этих учреждений. Основу предложенной системы оплаты труда составило Положение об оплате труда работников федеральных учреждений образования в сфере культуры и искусства, утвержденное Правительством России.       

По словам Веры Литовских, сегодня нам нужны творческие люди. Без них не даст эффекта самая мудрая экономическая организация. И если мы стремимся к процветанию, то обязаны сделать все, чтобы число детей, получивших  «творческую прививку» в школах искусств, увеличивалось с каждым годом.

Татьяна Трошкина, заместитель председателя Свердловской областной организации профсоюза работников образования и науки Российской Федерации, в своем выступлении так же обратилась к теме заработной платы педагогов. В соответствии с постановлением областного правительства «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений»,  на 31 декабря 2009 года стимулирующая часть фонда оплаты труда должна составлять не менее 10 % от фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, а к концу 2001 года быть не более 30%. На уровне Российской Федерации было принято решение при переходе на новые системы оплаты труда      

увеличить фонд оплаты труда бюджетных учреждений на 30%, подчеркнула Татьяна Трошкина. Профсоюзы предлагают на уровне региона увеличить фонд оплаты труда бюджетных учреждений в объеме не ниже федеральных – т.е. не менее 30%.

Что же касается доплат работникам дошкольных учреждений, то она должна составлять в едином абсолютном размере 2000 рублей, сказал докладчик.

По мнению Татьяны Трошкиной, сегодня остро стоит вопрос обеспечения работников образовательных учреждений минимальной заработной платой. С 1 октября 2008 года в Свердловской области минимальный размер оплаты труда равен 3500 рублей, а с 1 января 2009 года он составит 4330 рублей. При этом в школах и детских садах работает достаточно много людей, оклады которых находятся в диапазоне 2-3 тысяч рублей, а средств  на обеспечение зарплатного минимума у многих муниципалитетов просто нет.

С большим интересом участниками слушаний были восприняты выступления Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой, директора православной школы, депутата городской Думы города Заречного Тамары Тихоновой, старшего научного сотрудника Института экономики УрО РАН, кандидата экономических наук Ольги Франц.          

Подводя итоги депутатских слушаний, председатель комитета Областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов отметил, что эта встреча с педагогами позволила законодателям и работникам сферы образования сверить позиции, получить экспертную оценку ситуации накануне принятия трехлетнего бюджета и введения, по требованию федерального центра, новой системы оплаты труда педагогов. Депутатам сегодня крайне важен не только анализ ситуации о состоянии дел в сфере образования, но и конкретные предложения педагогов по созданию правовых, финансовых и материально-технических условий, которые позволят сфере образования отвечать всем требованиям общества и каждого гражданина, подчеркнул Виталий Смирнов. Рекомендации слушаний, в которые войдут большинство прозвучавших на встрече предложений, будут адресованы всем ветвям законодательной и исполнительной власти.