Ноябрь `2004
пнвтсрчтптсбвс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29300102030405
11 ноября 2004 года  —  версия для печати

11 ноября состоялось совместное заседание палат Законодательного Собрания Свердловской области

С докладом о внутреннем и внешнем положении Свердловской области и проекте закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2005 год» выступил исполняющий обязанности губернатора Свердловской области А.П. Воробьев

Он отметил, что, как сказал Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании, мы «подошли к третьему этапу в развитии современного российского государства, к возможности развития высокими темпами и решению масштабных общенациональных задач».

Именно на это направлены наши основные стратегические документы – Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года и Концепция «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года».

Свердловская область, воплощая в жизнь разработанные стратегии, решает поставленные президентом задачи по удвоению валового внутреннего продукта и преодолению бедности.

В 2003 году рост валового регионального продукта Свердловской области составил 13 процентов. В текущем году рост экономики Свердловской области продолжается. Если и в последующие годы мы выдержим запланированные в схеме развития темпы, то к 2010 году экономика Свердловской области по сравнению с 2000 годом вырастет почти в 2,3 раза. Поэтому все наши успехи обусловлены в первую очередь работой промышленности.

Свердловская область –выраженный индустриальный регион.

В 2003 году высокие темпы роста физического объема промышленного производства (109,1%) во многом были обеспечены предприятиями машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

За 9 месяцев текущего года

индекс физического объема промышленного производства по кругу крупных и средних предприятий составил 110,4 процента. И здесь главную «скрипку» играет цветная металлургия. Также выше среднеобластных темпы роста в легкой промышленности.

В текущем году мы наблюдаем увеличение доли металлургического комплекса в отраслевой структуре и снижение доли машиностроения. Тогда как именно машиностроение является ключевой отраслью современной мировой экономики. Здесь создается высокая добавленная стоимость, формируется наибольшая прибыль, разрабатываются и внедряются технологии, движущие прогрессом.

Убежден: промышленному комплексу Свердловской области сегодня необходимы новые решения по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. И ключевое внимание здесь должно быть уделено освоению новых видов более качественной продукции высоких переделов. Это является залогом устойчивого и долгосрочного экономического роста.

Для этого предстоит преодолеть ряд негативных явлений.

ПЕРВОЕ.

Наша задача – добиться повышения загрузки мощностей по производству машин непрерывного литья заготовок, выпуску турбин, электродвигателей, компрессоров, то есть традиционной нашей продукции.

Наша организующая роль по продвижению продукции, производимой в Свердловской области, должна быть пересмотрена и существенно повышена. Остаются низкими темпы технологического обновления и модернизации производства.

ВТОРОЕ.

Коэффициент обновления основных фондов в машиностроении явно недостаточен.

Пока не изживем натуральное хозяйство, примитивный ручной труд, пока не заменим 110 тысяч устаревших станков – будем отставать.

Как показывает опыт развитых стран и ряда регионов России, производство потребительских товаров –мощный рычаг развития машиностроительного комплекса.

Более высокие темпы промышленного развития наблюдаются в таких субъектах Российской Федерации, как Ленинградская, Московская, Калининградская, Новгородская области, где в разы увеличивается производство именно потребительских товаров.

Очевидно, что назрела потребность в разработке и реализации на территории Свердловской области ряда крупных проектов по созданию новых машиностроительных производств конечного потребления.

Это – задача ближайшего времени. Наши приоритеты: уральский трактор, электровоз, уральский автомобиль, производство сложной медтехники, в том числе аппарат для УЗИ.

Эффективность работы предприятий машиностроительного комплекса также может существенно возрасти за счет внутриобластного объединения в холдинги предприятий по отраслевому признаку в части производства горного оборудования, бурового и нефтепромыслового, электрооборудования.

Кроме того, необходимо активнее привлекать машиностроительные предприятия к изготовлению оборудования для организации выпуска потребительских товаров на основе полуфабрикатов на металлургических предприятиях области.

Создание холдингов

Это позволит изменить систему управления отраслью и существенно повысить эффективность использования нашего конкурентного преимущества, данного природой, – лесного фонда.

Мы понимаем, что вопросам развития еще одной нашей базовой отрасли промышленности – электроэнергетикинадо уделять больше внимания. Существующем состоянии электрических сетей и оборудования не может быть в полной мере решена проблема увеличивающейся потребности в электрической и тепловой энергии в энергодефицитных Серово-Богословском, Тагильском, Каменск-Уральском и других промышленных узлах, а также для жилищного и гражданского строительства.

Поэтому необходимо разработать схемы перспективного энергоснабжения энергоёмких предприятий области, решить вопросы сооружения линии электропередач ВЛ-500 Ильково-БАЗ, реконструкции Богословской и Красногорской ТЭЦ, Верхнетагильской ГРЭС, дополнительного строительства и реконструкции областных электросетевых объектов, в том числе в Ревдинско-Первоуральском промышленном узле.

В 2003 году рост валовой продукции сельского хозяйства в Свердловской области в сопоставимых ценах составил 103,5 процента к уровню 2002 года. Это несколько выше, чем в целом по Российской Федерации.

Высокие темпы роста демонстрируют фермерские хозяйства. В то же время убежден, что их потенциал используется не в полной мере.

Необходимо более активно подключать предприятия птицепрома к решению проблемы сокращения посевных площадей в Свердловской области. Положительные примеры уже есть – это птицефабрики Рефтинская, Среднеуральская, Кировградская, Свердловская. Вложение дополнительных средств этими птицефабриками позволяет решать задачу не только обеспечения птицы фуражным зерном местного производства, но и ввода в хозяйственный оборот дополнительной пашни.

Интеграция в агропромышленном комплексе

Ежегодно в бюджете области выделяются средства для поддержки науки и инновационной деятельности. Их величина возросла с 8 миллионов рублей в 2000 году до 52 миллионов рублей в нынешнем.

В области законодательно предоставляются налоговые льготы для научных организаций и технопарков.

В 2003 году инновационная активность

промышленных предприятий была выше, чем за три предшествующих года. Существенно выросла доля инновационно-активных предприятий, более чем в 5 раз выросли затраты на технологические инновации.

Но тревогу вызывают существенные изменения, происходящие в структуре затрат на инновации. В последние 2 года отмечается существенный рост затрат на процесс-инновации, тогда как уровень затрат на продукт-инновации, наоборот, несколько снизился.

Надо восстановить связь науки с производством.

Численность работающих на всех малых предприятиях области за последние пять лет возросла в 1,5 раза, а объёмы производства продукции и услуг в действующих ценах увеличились в 6,3 раза.

За время действия программы микрофинансирования (с июня 1998 года) предоставлено около 12 тысяч займов на сумму 155 миллионов рублей.

Благодаря действию программы создано около 7 тысяч новых рабочих мест.

В текущем год

В текущем году по итогам 8-ми месяцев финансовый результат хозяйственной деятельности предприятий и организаций Свердловской области уже превысил уровень 2003 года в целом. в это внесли предприятия металлургического комплекса.

Основной вклад

Вместе с тем финансовые показатели Свердловской области могли быть более значительными, если бы не 834 предприятия, работающие в текущем году с убытком. Это 41% от общего числа крупных и средних предприятий.

Промышленность, ЖКХ, строительство и транспорт – вот отрасли экономики, приносящие области наибольшие убытки.

Мы должны решить задачу – уже до конца года снизить долю убыточных предприятий до 40 процентов, а в 2005 году – до 30процентов, в том числе – и предприятий областной собственности.

Вторым важным направлением

В 2003 году объем направленных в экономику и социальную сферу инвестиций в сопоставимых ценах был на 12 процентов выше уровня 2002 года, в текущем году на 16 процентов. 2005 году мы ожидаем, что российские инвестиции составят 78-79 млрд. рублей, иностранные инвестиции – 1,6 млрд. долларов США.

В

Таким образом, мы выйдем на уровень предусмотренный в Схеме

«Лидерами» в освоении инвестиций в промышленности являются предприятия черной и цветной металлургии.

Нижнетагильский металлургический комбинат завершил строительство машины непрерывного литья заготовки № 4 и реконструкцию доменной печи № 6. Через 4 года это будет абсолютно новый завод мирового уровня.

Проводят реконструкцию Металлургический завод имени Серова, Богословский алюминиевый и Среднеуральский медеплавильный заводы, Северский и Синарский трбные.

Активно осваивают новое оборудование иные предприятия области. Хорошие темпы роста инвестиций ожидаются здесь и в 2005 году.

по-прежнему будут связаны с реализацией мероприятий по развитию газификации городов и населенных пунктов области и строительством объектов отраслей социальной сферы: больниц, поликлиник, школ и т.д.

Приоритетные направления бюджетных инвестиций

В жилищном строительстве в этом году необходимо ввести 800−850 тысяч квадратных метров жилья. В следующем году – 900 тысяч – 1 миллион квадратных метров. К 2007 году мы должны выполнить поставленную губернатором задачу – строитьпо полтора миллиона квадратных метров жилья в год.

Экономический рост, отмечаемый в Свердловской области в последние пять лет, — это результат сложной и кропотливой работы всех жителей области, руководителей предприятий.

Заработная плата в Свердловской области выше, чем в среднем по Российской Федерации.

В проектировках бюджета области на 2005 год, по согласованию с Федерацией профсоюзов, предусмотрены средства на введение надбавок за квалификационные категории специалистам областных и муниципальных учреждений культуры и искусства в размере 20 процентов от фонда оплаты труда. Планируется поэтапное повышение надбавок за категорию педагогам и руководителям образовательных учреждений, которые к концу 2005 год вырастут в 2 раза.

Подписано новое областное трехстороннее соглашение на 2005−2006 годы. Сейчас задача правительства Свердловской области совместно с профессиональными и отраслевыми союзами – добиться включения в каждый коллективный договор условия о том, чтобы минимальная величина оплаты труда была не ниже 75 процентов от бюджета прожиточного минимума трудоспособного человека. Средняя заработная плата в промышленности должна увеличиться не менее, чем на 25 процентов.

Из областного бюджета на выполнение законов социальной направленности в прошедшем году было выделено 4,6 млрд. рублей, в текущем году – 5,5 млрд. рублей.

Один из результатов этой работы – снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, но все равно таких людей еще очень много. включая повышение эффективности социальных пособий и льгот отдельным категориям граждан, своевременная выплата детских пособий, адресная социальная помощь, улучшение положения граждан из так называемых групп риска, – вот ключевые условия формирования общества равных возможностей.

И в этой связи хочу отметить нашу работу по трудоустройству инвалидов. Постановлениями правительства Свердловской области определен механизм квотирования рабочих мест для инвалидов и размер платы предприятий за невыполнение квот. В рамках реализации данных постановлений до конца 2004 года планируется создать не менее 500 рабочих мест для инвалидов.

Хочу поблагодарить депутатов за поддержку в этом вопросе.

Главное, в чём проявляется преемственность государственной политики – нацеленность на неуклонный рост жизненного стандарта жителей области.

мы добились стабильного финансирования, чего не было в прошлые годы. На реализацию Территориальной программы государственных гарантий в 2003 году выделено 9,6 млрд. рублей, что на 28 процентов больше, чем в 2002 году. В текущем году запланировано ещё на 20 процентов больше – 11 млрд. рублей. Нас следующий год рост будет больше, чем на 30 процентов.

Для сферы здравоохранения

Стабильно исполнялась программа лекарственного обеспечения жителей области «Доступные лекарства» и программа бесплатного лекарственного обеспечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями.

Необходимым фактором устойчивого развития системы здравоохранения является совершенствование ее материального обеспечения. В 2003 году на территории Свердловской области введено в эксплуатацию девять зданий лечебных учреждений. Это на 4 объекта больше, чем в 2002 году.

В планах – строительство новых уникальных центов, в том числе – онкогематологии.

В сфере сельского здравоохранения разработана и утверждена концепция совершенствования медицинской помощи жителям сельских поселений Свердловской области, направленная на обеспечение доступности и приближенности квалифицированной медицинской помощи к месту проживания пациента и его семьи, расширения объема медицинских услуг сельскому населению, повышение престижа и роли врача общей врачебной практики.

Самым ярким результатом нашей политики в сфере здравоохранения стало улучшение демографических показателей. В области отмечается повышение рождаемости. Мы добились снижения уровня смертности населения, в том числе от отравлений, снижается уровень материнской и младенческой смертности.

Ключевую роль в сохранении нации и её генофонда играет образование. И мы с полным правом можем констатировать, что у себя в области нам удалось сохранить систему профессионального образования, что стало результатом ежегодно растущего объема бюджетного финансирования отрасли.

Каждый год мы выпускаем 60 тысяч человек из училищ и вузов, но специалистов не хватает. Проблеме подготовки кадров надо уделять больше внимания.

Неотъемлемой составляющей государственной социально-экономической политики Свердловской области является оздоровление населения, формирование здорового образа жизни людей на основе развития физической культуры и спорта.

За последние годы многое сделано в этом направлении. Введены в эксплуатацию два новых современных Дворца игровых видов спорта (в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле), крытый стадион с искусственным льдом (в Екатеринбурге). В стадии завершения строительство Дворца спорта в Верхней Пышме и Дворца единоборств «Рингс» в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга. После капитального ремонта преобразились стадион «Локомотив» и “Уралмаш”, заканчивается реконструкция Дворца спорта профсоюзов.

В области идет развитие горнолыжных комплексов, проводится реконструкция и строительство спортивных сооружений в муниципальных образованиях.

Думаю, многие жители области следили за XXVIII Олимпийскими играми в Афинах. Мы испытали особую гордость за спортсменов, представлявших на этих играх спортивную школу Свердловской области. И завоевавших 23 олимпийские медали различного достоинства.

Однако воспитание общества, «здорового» не только физически, но и духовно – это главная задача нашего поколения.

В Свердловской области успешно реализуются задачи детского художественного воспитания и образования, функционирует свыше 180 детских школ искусств, 10 средних и 2 высших профессиональных учебных заведения.

Активно работают организации культуры и искусства. Это 30 театров, 12 концертных организаций, 106 музеев.

В 2003 году и первом полугодии текущего года на территории области проведены более 8 тысяч спектаклей и концертов, на которых побывала половина жителей области, организовано более 1,5 тысяч выставок.

Говоря о позитивных тенденциях в социальной сфере, не могу не остановиться на том, что ситуация в правоохранительной сфере остается сложной.

В этой связи в русле решения проблем, обозначенных Президентом Российской Федерации по укреплению законности и правопорядка, обеспечение безопасности жизни на территории Свердловской области становится главным приоритетом для всех уровней управления.

Мы предлагаем на 2005 год увеличить ассигнования на милицию общественной безопасности на 500 млн. рублей.

Думаю Законодательному Собранию области необходимо подготовить и принять ряд законов, инициирующих создание в городах общественной инфраструктуры, включающей в себя, например, советы домов, советы микрорайонов, институт старших по подъезду. К реализации этого могли бы подключиться кроме муниципалитетов и органы ЖКХ, и другие организации, непосредственно работающие с населением по месту жительства. Только так, все вместе мы сумеем задушить уличную преступность.

Ситуация в социально-экономической сфере непосредственно сказывается на формировании бюджета области.

Хочу отметить, что разработка проходит в период нового этапа разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, а также кардинальным реформированием бюджетного процесса. В этой связи в следующем году резко возрастет объем расходных обязательств областного бюджета, а доходные источники областного бюджета уменьшаются.

Потери консолидированного бюджета

от всех изменений оцениваются нами на уровне 1,4 млрд. рублей.

Наибольшие выпадения связаны с пересмотром ставок налога на прибыль. Свердловской области сформирована в размере 50,9 млрд. рублей.

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ консолидированного бюджета

Основными доходными источниками бюджета

  • налог на доходы физических лиц,

  • налог на прибыль организаций – 11,4 млрд. рублей;

  • налоги на имущество,

  • акцизы – 3,5 млрд. рублей;

  • налог на совокупный доход – 2,5 млрд. рублей.

    Областной бюджет на 2005 год, как и в предшествующие годы мы проектируем без дефицита.

    РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ бюджета

    В проектировках бюджета в полном объеме учтены расходы на выплату повышенной уже в этом году на 20 процентов заработной платы бюджетникам.

    Расходы на обеспечение деятельности бюджетных учреждений

    Расходы

    местных бюджетов на жилищно-коммунальное обслуживание населения учтены из расчета оплаты населением 90 процентов стоимости услуг. Общая сумма расходов местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство составит 4 млрд. рублей.

    В областном бюджете предусмотрены расходы на взносы за неработающее население Территориальному фонду обязательного медицинского страхования из расчета более тысячи рублей за каждого неработающего. Это в 3 раза больше, чем в текущем 2004 году.

    Значительный объем в расходах областного бюджета составят расходы по финансовому обеспечению социальных законов. С 2005 года субъектам Федерации передаются полномочия по определению уровня и выплате пособий гражданам, имеющим детей. На выплату детских пособий планируется направить 590 млн. рублей.

    В Свердловской области принято решение сохранить существовавшие ранее региональные льготы в натуральной форме. Расходы на социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла, льготы семьям реабилитированных, многодетным семьям, запланированы в сумме 3,8 млрд. рублей.

    Инвалидам, участникам войны, семьям погибших, блокадникам Ленинграда, военнослужащим, участникам боевых действий за счет областного бюджета предусмотрен бесплатный проезд на общественном транспорте; сохранение обслуживания в областных государственных организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию; внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, бесплатной медицинской помощью в областных государственных организациях здравоохранения.

    На 2005 год в области сохраняется механизм финансовой помощи муниципальным образованиям, направленный на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

    Продолжится государственная поддержка так называемых депрессивных и проблемных муниципальных образований.

    Кроме дотаций на обеспечение текущих расходов, предусмотрено оказание помощи местным бюджетам в форме субвенций и субсидий на:

    • возмещение льгот и субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг – 1 млрд. рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в текущем году;

    • реализацию государственного стандарта общего образования – 5 млрд. рублей – в раза больше чем в 2004 году;

    • текущее содержание муниципальных специализированных учреждений здравоохранения и муниципальных учреждений социального обслуживания – 1,5 млрд. рублей;

    • выполнение природоохранных мероприятий.

    Также в расходах областного бюджета предусматриваются целевые средства на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на погашение задолженности муниципальных бюджетных учреждений по начислениям на фонд оплаты труда.

    На 2005 год предусматривается стимулирование муниципальных образований–доноров. Им будут выделены дотации в объеме 10 процентов от суммы перевыполнения доходов, но в пределах 50 процентов общего объема перевыполнения доходов по областному бюджету.

    На 2005 год планируются к реализации 28 областных государственных целевых программ. Кроме того, предусмотрены бюджетные и налоговые кредиты в рамках реализации шести областных инвестиционных программ.

    Федеральная реформа предполагает разграничение сфер ответственности и методов работы каждого из государственных органов. Такая схема организации работы исполнительных органов власти дает ясное представление, кто за что отвечает. В этой схеме уже при постановке задач просматривается наличие механизмов для их выполнения.

    Для законодательного обеспечения реализации федеральных реформ нам с вами необходимо принять более 130 областных законов. Более 70-ти из них, реформы местного самоуправления, уже приняты. Но законопроекты в социальной, налоговой и бюджетной сферах (56 законов) еще рассматриваются. Полагаю, что эту работу мы вместе выполним в установленный срок.

    Надеюсь, что наша сплоченная работа позволит своевременно принять главный финансовый документ области – Закон о бюджете на 2005 год.

     

     

     

     

     

     

    Депутаты задали докладчику более 20 вопросов. Их интересовало, что предпринимается для повышения инвестиционной привлекательности области и возможно ли привлечение инвестиций за счет предоставления налоговых кредитов или льгот, какие планы по дополнительной поддержке сельскохозяйственных производителей, будет ли повышаться заработная плата бюджетников в следующем году, как будут решаться проблемы ремонта дорог, строительства метро в Екатеринбурге. Депутаты интересовались возможностью предоставления бюджетных кредитов для поддержки малого предпринимательства, ресурсами увеличения доходной части областного бюджета 2005 года.

    В заключение было отмечено, что только совместными усилиями, Правительства области и депутатов Законодательного Собрания, возможно выполнение бюджета, дальнейший подъем промышленности, улучшение жизненного уровня жителей Свердловской области.