Апрель `2009
пнвтсрчтптсбвс
30310102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27282930010203
14 апреля 2009 года  —  версия для печати

Под председательством Николая Воронина состоялось очередное, восемнадцатое, заседание областной Думы

В повестку дня были внесены 26 вопросов. В окончательном чтении рассмотрено 11 законов.
Одобрен ряд нормативных актов, связанных с регулированием межбюджетных отношений, управлением государственной собственностью, землепользованием, здравоохранением. Депутаты заслушали информацию об исполнении закона о социальном обслуживании населения, информацию Счетной палаты об итогах работы в 2008 году.


ОБЛАСТНЫЕ ЗАКОНЫ
Ряд областных законов на нынешнем заседании Думы был рассмотрен сразу в трех чтениях. Среди них — внесение изменений в закон «О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области».
С докладом выступил председатель комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков. Он отметил, что в закон вносятся изменения в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Исключаются переходные положения, устанавливавшие особенности предоставления отдельных видов межбюджетных трансфертов в 2006–2008 годах, и устанавливаются особенности предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетом для реализации мер по поддержке рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации по решениям, принимаемым правительством Свердловской области в 2009 году.
***
В трех чтениях одобрены поправки в закон «Об Уставном Суде Свердловской области».
Как отметил заместитель председателя комитета областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Владимир Русинов, основной целью является приведение областного закона в соответствие с федеральными нормами, в частности в соответствие с федеральным законом о противодействии коррупции. Изменения внесены в статьи 19 и 20. Областной закон дополнен новой статьей 54-1.
Также в соответствие с требованиями федеральных норм приведена статья 4 закона «О мировых судьях Свердловской области».
По словам Владимира Русинова, поправки касаются некоторых вопросов деятельности квалификационной коллегии судей в части требований к кандидатам на должность судьи.
***
Изменениям подвергся областной закон о правовых актах.
Как отметил в докладе председатель комитета областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Анатолий Гайда, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» одной из основных мер по профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Понятие и порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области и проектов нормативных правовых актов Свердловской области установлены статьей областного закона о противодействии коррупции.
Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Свердловской области осуществляется областной Общественной палатой, общественными комиссиями по противодействию коррупции, иными институтами гражданского общества и гражданами.
Вместе с тем в статье 38 закона «О правовых актах в Свердловской области» не содержится положений об общественной экспертизе и об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области. Это противоречие были призваны устранить внесенные поправки.
***
Исправления внесены в областной закон об управлении государственной собственностью.
С докладом выступил  председатель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков. Он отметил, что областной закон приводится в соответствие с бюджетным законодательством России, поскольку в конце минувшего года были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ.
В связи с тем, что до 1 января 2011 года при предоставлении государственных гарантий субъектов РФ предоставляется обеспечение регрессных требований гаранта к принципалу, Свердловской области как субъекту РФ необходимо установить размер обеспечения этих требований, чтобы иметь возможность предоставлять подобные гарантии.
***
Изменениям подверглась областная государственная целевая программа «Строительство пожарных депо и материально-техническое обеспечение областных государственных пожарно-технических учреждений на территории Свердловской области» на 2008−2010 годы».
По словам заместителя начальника Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области – начальника управления пожарной безопасности Юрия Бочарова, в связи с тяжелым финансово-экономическим положением в 2008 году программа была недофинансирована на 18,3 миллиона рублей. В связи с удорожанием строительных работ предложено объемы строительства зданий пожарных депо, запланированных на втором и третьем этапе реализации программы, сократить, освободившиеся средства перераспределить на завершение строительства и ввод в эксплуатацию 7 пожарных депо, начатых в 2008 году, и на закупку пожарной техники.
В итоге вместо 22 пожарных депо, предусмотренных программой, будет построено 9, семь из них – в 2009 году.
***
Депутаты одобрили закон «О порядке предоставления мер социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области».
Как отметил в докладе председатель комитета областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов, закон направлен на определение порядка предоставления мер социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
До определенного времени эти отношения регулировалось пятью законами. При этом порядок предоставления мер социальной поддержки не был четко обозначен.
Новый закон определяет порядок предоставления компенсаций. Соответствующие полномочия переданы муниципальным образованиям. Средства на выплату компенсаций уже предусмотрены в бюджете.
***
В окончательном чтении приняты изменения в областной закон «Об отходах производства и потребления».
Закон разработан с целью приведения областных норм в соответствие с федеральным и областным законодательством.
В основном, изменения связаны с уточнением понятий. В частности, введено новое понятие «накопление отходов», исключено слово «природная» из термина «окружающая природная среда».
Упрощается и процедура оформления разрешительных документов для малого и среднего бизнеса.
***
В третьем чтении одобрены изменения в статью закона «О здравоохранении в Свердловской области».
Изменения касаются обеспечения муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, дезинфекционными средствами.
Также в окончательной редакции на нынешнем заседании областной Думы были приняты законы «О границах, составе и правовом режиме пригородной зоны города Краснотурьинска», «Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области».
Депутаты одобрили поправки, подготовленные к этим законопроектам на заседаниях комитетов.
***
Второе чтение в областной Думе прошел законопроект, которым намечается внести изменения  в закон «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области».
По словам докладчика, заместителя председателя комитета областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимира Конькова, поправки призваны устранить противоречие между областным и федеральным нормативными актами.
***
В первом чтении одобрен проект внесения изменений в Избирательный кодекс Свердловской области.
На заседании Думы его представил заместитель председателя комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Владимир Русинов.
Он подчеркнул, что в статье 2 федерального закона «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено внесение ряда изменений, касающихся предоставления общественным объединениям, не являющимися политическими партиями, права принимать участие в совместном с политической партией формировании списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований. Аналогичные изменения следует внести и в Избирательный кодекс Свердловской области.
***
Также одобрение депутатов получил законопроект, направленный на внесение изменений в закон «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».
Как отметил докладчик, полномочный представитель губернатора Свердловской области и правительства Свердловской области в палатах Законодательного Собрания Свердловской области Виктор Миронов, принятие поправок в закон обусловлено необходимостью изменения описания границ отдельных муниципальных образований, в частности Алапаевского и Махневского МО, в которых в конце минувшего года приняты собственные уставы.
***
Проект внесения изменений в областной закон  «О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы» на нынешнем заседании представил заместитель председателя комитета областной Думы по социальной политике Виктор Бабенко.
Законопроект устанавливает сроки приостановления, возобновления выплаты при прохождении гражданином переосвидетельствования федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, в том числе при пропуске срока переосвидетельствования, а также при несвоевременном обращении в органы социальной защиты населения после повторного переосвидетельствования. Дело в том, что на время переосвидетельствования выплата пособия приостанавливается. Иногда на довольно длительный срок – от 4 до 6 месяцев. В случае подтверждения инвалидности средства бывшему военнослужащему будут выплачиваться в полном объеме.

СОГЛАСОВАНИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, КОНТРОЛЬ
Депутаты областной Думы дали согласие на внесение изменений в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год.
С докладом по этому вопросу выступил заместитель министра здравоохранения Свердловской области Сергей Турков. Он отметил, что программа приводится в соответствие с требованиями федерального нормативного документа, расширяющего перечень медицинских гарантий и услуг для населения, чтобы обеспечить равные условия для получения медицинской помощи.
В частности, программа дополнена критерием доступности и качества медицинских услуг. Внесены изменения по видам медицинской помощи: неотложная помощь включена в состав первичной, в число мероприятий программы вошло и восстановительное лечение.
В своем содокладе председатель комитета областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов отметил, что вносимые изменения позволяют обеспечить для жителей нашей области равную со всеми российскими регионами возможность получать качественную и доступную медицинскую помощь. При этом дополнительных затрат из областного бюджета на ее реализацию не потребуется.
***
Корректировке подверглась Программа управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.
По словам заместителя министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Валерия Дубовцева, внутри программы происходит перераспределение средств. В частности, на 250 миллионов рублей увеличиваются средства, которые предполагается направить на приобретение угля и мазута для муниципальных образований. Топливо для котельных позволит своевременно провести подготовку к очередному отопительному сезону.
***
С информацией об исполнении закона «О социальном обслуживании населения в Свердловской области» на заседании Думы выступил заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области Валерий Бойко.
Он отметил, что государственную систему социальных служб Свердловской области представляют государственные унитарные предприятия, оказывающие социальные услуги населению, и областные государственные учреждения социального обслуживания населения.
По состоянию на 1 января на территории Свердловской области находятся 172 учреждения социального обслуживания населения, в том числе 33 стационарных учреждения социального обслуживания населения, 58 учреждений нестационарного социального обслуживания семьи и детей и 81 учреждение нестационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В системе социальной защиты населения работают около 22 тысяч человек. В течение 2008 года услугами учреждений социального обслуживания населения воспользовались более 800 тысяч человек.
В Свердловской области широко внедряются новые модели нестационарного социального обслуживания населения, основанные на внедрении бригадного принципа работы специалистов. На базе центров социального обслуживания населения открываются социальные поликлиники, используются современные технологии лечения и реабилитации. Развитию и укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения способствуют реализация областных государственных и муниципальных целевых программ, эффективное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и представителей общественности.
На содержание социальных учреждений в минувшем году выделялось более 3 миллиардов рублей, что на 11 процентов превышает объемы финансирования 2007 года. В течение прошлого года введены в эксплуатацию социальная поликлиника в Нижней Туре, дом-интернат в Верхней Туре, областной центр реабилитации в Екатеринбурге.
Докладчик сообщил, что большое внимание в домах-интернатах уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально-реабилитационных мероприятий. Общий уровень инфекционной заболеваемости на протяжении последних лет стабилизировался.
Как отметил в содокладе по этому вопросу заместитель председателя комитета областной Думы по социальной политике Дмитрий Вершинин, рассмотрением хода реализации закона занималась рабочая группа, которая посетила ряд социальных учреждений Среднего Урала. В целом у членов рабочей группы сложилось благоприятное впечатление от применения новых методов и технологий. Вместе с тем в ряде муниципальных образований учреждения социального обслуживания населения расположены в зданиях, построенных более 30 лет назад, многие из них нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте. Кроме того, в Свердловской области до настоящего времени не сформирована эффективная система материального стимулирования работников социального обслуживания населения.
Система оказания социальных услуг должна развиваться и совершенствоваться. В этом направлении предстоит поработать.
***
Информацию Счетной палаты о результатах проверки исполнения министерством торговли, питания и услуг Свердловской области федерального и областного законодательства в части установления и взимания сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, а также полноты и своевременности поступления в областной бюджет указанных доходов в 2008 году на заседании Думы представил председатель Счётной палаты Андрей Измоденов.
Докладчик отметил, что  законом «Об областном бюджете на 2008 год» поступление доходов от сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции утверждено в сумме 15 миллионов рублей.
В областной бюджет зачислено 22,8 миллиона рублей. Плановые назначения перевыполнены на 52,5 процента. Значительная часть средств поступила в доходы бюджета в декабре.
При проверке осуществления возвратов и оформления уведомлений администратора поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений нарушений не установлено.
Документы, представленные для получения лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, соответствуют установленным действующим законодательством.
В 2008 году министерством осуществлен контроль на 191 объекте,       из них по 132 вынесены предписания об устранении нарушений условий действия лицензии.
Депутаты в ходе обсуждения этого вопроса отметили четкую и эффективную работу министерства, что позволило в 2008 году обеспечить полноту поступлений доходов от сбора на выдачу лицензий. Выявленные отдельные недостатки, которые не повлекли серьезных нарушений порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, были устранены оперативно.
***
Информацию Счетной палаты о результатах проверки использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 году депутатам доложил заместитель председателя Счётной палаты Геннадий Безруков.
Объем средств, предусмотренных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье», составил 11,3 миллиарда рублей без учета поставок в натуральной форме.
Социально-экономические результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 году в основном достигнуты.
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений действующего законодательства. Так, 18 муниципальным образованиям были предоставлены субсидии с нарушением порядка предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на организацию и оснащение общеврачебных практик. Кроме того, министерством здравоохранения Свердловской области не взыскана неустойка с ряда предприятий в областной бюджет за несвоевременное исполнение государственных контрактов на сумму 177,5 тысячи рублей.
Допущены также нарушения процедурного характера при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В своем содокладе председатель комитета областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов подчеркнул: реализация нацпроекта «Здоровье» в Свердловской области происходила в соответствии с законом. Была сформирована соответствующая программа из шести направлений. Достигнуты и социальные, и экономические результаты.
Выявленные недостатки не оказали существенного влияния на полноту и достоверность данных, представленных областным минздравом. Вместе с тем, министерство провело большую работу по устранения недостатков, выявленных в ходе проверки.
***
С докладом о работе Счетной палаты в 2008 году на заседании Думы выступил председатель Счётной палаты Андрей Измоденов.
В частности, он отметил, что в течение минувшего года Счетная палата осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и информационную функции. Работа проводилась по планам, составленным на каждое полугодие на основании требований законодательства и в соответствии с поручениями палат Законодательного Собрания Свердловской области.
 Контрольно-ревизионная деятельность строилась на основании  поручений палат Законодательного Собрания Свердловской области.
Всего на 2008 год Счетной палате было дано 29 поручений по проведению контрольных мероприятий (18 от областной Думы и 11 от Палаты Представителей). Проведено 35 контрольных мероприятий. При этом проверками охвачено 152 объекта.
Основная часть неэффективных расходов возникла в результате нарушения нормативных сроков строительства, что выявлено в ходе проверки расходования средств областного бюджета, выделенных на реализацию проектов в рамках адресных инвестиционных программ Свердловской области.
Особо значимыми контрольными мероприятиями, проведенными в 2008 году, стали проверки использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов, а также проверки бюджетов муниципальных образований, проведенные в рамках 136, 157 и 264 статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Самостоятельно, в соответствии с законом о бюджетном процессе, проведена экспертиза 5 законопроектов, по поручению областной Думы – 50 проектов областных законов и 20 проектов областных государственных целевых программ, принимаемых постановлениями правительства области.
Андрей Измоденов отметил также, что к концу минувшего года в Свердловской области насчитывался 71 муниципальный контрольный орган общей численностью 137 сотрудников. В том числе 32 контрольных органов создано в статусе органов местного самоуправления, 39 как контрольные подразделения представительных органов.
В феврале, мае и октябре проведены семинары с муниципальными контрольными органами, для них подготовлены соответствующие методические  рекомендации. Входят в практику семинары-совещания сотрудников муниципальных контрольных органов по управленческим округам.
Организовано постоянное повышение квалификации сотрудников муниципальных контрольных органов за счет средств областного бюджета. В июне и октябре прошли обучение 60 сотрудников этих органов в Центре финансовых услуг Уральского государственного экономического университета.
Создан Совет контрольно-счетных органов Свердловской области, избран его Президиум, в состав которого вошли представители всех управленческих округов.
По словам заместителя председателя областной Думы Наиля Шаймарданова, выступившего с содокладом по этому вопросу, Счетная палата на деле доказала свою эффективность. Все поручения, полученные ею от депутатов, были исполнены. На заседаниях палат Законодательного Собрания рассмотрены подробные отчеты о проведенных проверках.
***
На заседании областной Думы были также сняты с контроля, как исполненные, несколько ранее принятых постановлений Думы.
По представлению комитетов было принято решение о награждении почетными грамотами и почетным дипломом Законодательного Собрания Свердловской области.