Июль `2004
пнвтсрчтптсбвс
28293001020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829303101
15 июля 2004 года  —  версия для печати

Н.А. Воронин: «В ОСНОВЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ – ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН»

Недавно исполнилось сто дней с момента первого заседания обновленного состава Областной Думы. И, хотя некоторые политологи сомневались в её работоспособности и эффективности, время убедительно доказало, что депутаты настроены серьезно и решительно. Во всех комитетах и комиссиях кипела работа. О том, что сделано депутатами за прошедшее время, в чем заключаются приоритеты дальнейшей работы законодателей, «Областной газете» рассказывает председатель Областной Думы Н. А. Воронин.

      — Николай Андреевич, три месяца работы позади, сделано немало и, наверняка, уже ясно «кто есть кто» в Областной Думе. Как Вы  оцениваете новый кадровый состав  нижней палаты Законодательного Собрания?

     — Прежде всего, хочу отметить, что из прошлого состава депутатов в Думе остались грамотные, профессиональные люди, имеющие солидный опыт законотворческой деятельности. Если говорить о депутатах, которые пришли в марте этого года, то пять человек из четырнадцати уже имеют опыт работы. Еще девять человек сейчас делают первые шаги в депутатской деятельности. И те депутаты, которые работали, и те, что недавно пришли в Думу, за прошедшие месяцы проявили себя как компетентные, грамотные специалисты, желающие работать и решать конкретные проблемы.

     Посмотрите на работу комитета по социальной политике во главе с Татьяной Николаевной Вахрушевой. Председатель грамотно и профессионально организует работу комитета. Все члены комитета сразу включились в работу, выступили с законодательными инициативами и вновь пришедшие депутаты активно участвовали в этом. В итоге мы смогли достаточно быстро принять решения по многим вопросам, в том числе и достаточно спорным, которые  не могли решить до этого.

     Плодотворно работает и комитет по промышленной, аграрной политике и природопользованию, который возглавил Владимир Николаевич Машков. Для него руководство комитетом — первые шаги, как руководителя, но комитет уже подготовил и вынес на Думу большой перечень законопроектов.

     Добрые слова могу сказать и в адрес комитета по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления. Его председатель Сергей Михайлович Лазарев хоть и работает в Думе два года, но руководит комитетом впервые, и уже смог обсудить с представителями разных политических групп очень сложные проблемы. Комитетом внесены десятки законопроектов, связанные с законодательством о Правительстве, поправками в Устав области, реформой местного самоуправления и другие.

     Шаг за шагом решаются сложные законодательные проблемы комитета по бюджету, финансам и налогам, председателем которого является Терешков Владимир Андреевич. Большую помощь ему оказывают депутаты Евгения Викторовна Талашкина, Георгий Михайлович Перский.

     Значительный объем работы по организации законотворческой деятельности ведут заместители председателя Областной Думы Наиль Залилович Шаймарданов и Валерий Павлович Новосёлов.

     Я мог бы сказать много хороших слов о каждом депутате. Взять, к примеру, Андрея Евгеньевича Рожкова. Уже в первые недели своей депутатской деятельности он подготовил и внес на Думу законопроект, получивший поддержку большинства депутатов. Или ещё пример. Большой многолетний опыт  Эллы Леонидовны Воробьевой и Асхатя Нургаязовича Масаева во многом способствует дружной и продуктивной работе комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию.

      — С таким составом Областной Думы можно, как говорится, горы свернуть?

     — Конечно можно. С апреля по июль комитетами, комиссиями, депутатами рассмотрено 165 проектов  областных законов. 27 законов приняты и уже вступили в силу,  33  одобрены Палатой Представителей и направлены на подпись к губернатору, 11  отклонено, как не соответствующие федеральному законодательству, 12 в ходе рассмотрения отозваны авторами.

     Из действующих, как наиболее важные, могу отметить затрагивающий каждого жителя области закон об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области,  определяющий порядок получения земельного участка, в том числе и под строительство дома, сад, огород и т.д., закон, связанный с государственной охраной культурного наследия (памятников истории). Среди  важнейших законов, которые вот-вот вступят в силу,  закон об областной государственной целевой программе совершенствования оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области. Благодаря его принятию  будет начато техническое переоснащение лечебных учреждений новейшим оборудованием, отчего во многом зависят и качество, и объем медицинской помощи, получаемой населением.

     Депутаты очень внимательно отнеслись к анализу исполнения государственных целевых программ, которые утвердили на период с 2003 по 2007 год. Ряд законов принят для их уточнения, в том числе и о государственной поддержке депрессивных муниципальных образований: Байкаловского, Серовского, Гаринского, Таборинского и Тугулымского районов, где решены предложения и запросы жителей этих районов о необходимости завершения строительства очень важных объектов, в т.ч. и аэропорта в Гари,  школы,  телефонной станции и других объектов. Приняты 9 законов в связи с необходимостью приведения  нашего областного законодательства в соответствие с федеральным, ряд законов признан утратившим силу, действие некоторых приостановлено. Это касается и закона, регулирующего оплату труда в Свердловской области. К сожалению, новое федеральное законодательство не оставило  областному Законодательному Собранию  полномочия в этой сфере. Признан утратившим силу и закон  о наделении органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями. Много сделано по реализации требований федерального закона об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации. Уже принят 21 закон о наделении статусом городского округа и определении границ муниципальных образований. Это «первые ласточки», которые полностью приводят в соответствие с новыми требованиями закона по реформированию местного самоуправления статус муниципальных образований.

     Серьезный блок вопросов, над которым  продолжают работать депутаты, связан с уточнением положений Устава Свердловской области, законов о правительстве,  органах исполнительной власти, статусе депутата Законодательного Собрания. Все эти законы подготовлены для принятия в третьем чтении. Вообще, у нас сегодня 65 законов подготовлено для принятия в окончательном виде и направления для одобрения в Палату Представителей. Среди них 54 закона уточняют статус муниципальных образований, определяют их границы. Около 10 связано с реализацией требований Федерального закона  об общих принципах организации исполнительной, законодательной власти в Российской Федерации.

      — Что скрывается за  сложными названиями законов? В чем их польза для простого человека?

     — На первый взгляд может показаться, что эти законы непосредственно граждан не касаются, но это не так. Взять хотя бы реализацию государственных целевых программ, которых у нас было 9,  а сейчас появилась 10-ая о государственной поддержке здравоохранения. В течение трех лет ежегодно будет выделяться по 120 миллионов рублей на приобретение самого современного медицинского оборудования для районных, городских, сельских больниц и медпунктов, что позволит оказать квалифицированную медицинскую помощь многим гражданам. Или, например, государственная программа развития материально-технической базы образования, реализация которой  направлено на строительство новых школ, приобретение компьютеров, учебников, ремонт школьных зданий. Разве это напрямую не  связано с решением конкретных потребностей жителей Свердловской области? То же самое касается законов о статусе и границах муниципальных образований. Пройдет совсем немного времени, и каждое муниципальное учреждение получит исчерпывающий перечень полномочий, которые должно выполнять. Полномочия будут связаны с организацией жилищно-коммунального хозяйства, первичной медицинской помощью, созданием условий для образования, здравоохранения и т.д. Тем самым мы поможем каждому гражданину четко уяснить, за что отвечает мэр, депутаты города и района, какие функции будут выполнять областные органы государственной власти. Мы примем документы, которые четко определят: наведение порядка во дворах, ремонт подъездов, обеспечение холодной, горячей водой, отоплением – функции местного самоуправления, под них будут выделены соответствующие финансовые ресурсы, и сразу станет понятно, с кого спрос за непредоставление тех или иных услуг. Очень важно определить статус и границы каждого муниципального образования еще и  потому, что каждый клочок земли сегодня может дать доход. Ведь не зря  же на заседаниях комиссии Областной Думы по местному самоуправлению, которую возглавляет депутат Галина Николаевна Артемьева, по ряду муниципальных образований идут споры, дискуссии. Земля сегодня  очень большая ценность, природный ресурс, который позволяет получать налоги, доходы, соответственно – финансировать  образование, здравоохранение и т.д. А если к тому же в перспективе на том или ином участке обнаружат полезные ископаемые, то это тем более даст дополнительный источник доходов для населения, который будет перечисляться органам местного самоуправления. Или взять вопросы, которые мы сейчас рассматриваем: об изменении налога на прибыль  организаций, о едином налоге на вмененный доход – их решение затрагивает интересы десятков и сотен тысяч граждан области.

      — От специалистов часто можно услышать такие выражения: «рабочий закон» или «мертвый закон». Как депутаты проверяют эффективность  принятых законов?

     — Специально с этой целью  серьезную работу депутаты постоянно проводят, контролируя  исполнение областного законодательства. За три месяца на 7 заседаниях Областной Думы  и 2 совместных с Палатой Представителей, анализировались вопросы управления государственной собственностью Свердловской области, исполнения бюджетов Пенсионного фонда, фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования,  доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области за 2003 год. Депутаты постоянно держат  на контроле вопросы своевременной выплаты заработной платы на предприятиях любой формы собственности, проверяют качество санаторно-курортного лечения, медицинской помощи,  которую получают граждане Свердловской области, чутко реагируют на проблемы ветеранов, пенсионеров, многодетных семей. При необходимости депутаты Областной Думы дают поручения Счетной палате при Законодательном Собрании Свердловской области по проверке использования целевых бюджетных средств.

      — В нынешнем составе Думы с 5 до 4 сократилось количество комитетов, зато стало гораздо больше комиссий. Сумели они за прошедшее время доказать свою эффективность?

     — Давайте посмотрим на примерах. Много споров вызывало создание комиссии по межпарламентским связям: часть депутатов была категорически против ее появления, говорили, что такая комиссия не нужна. За себя могу сказать, что я очень рад ее появлению. Когда в Екатеринбурге, например,  проходили экономический форум или дни Германии в Свердловской области, на которых присутствовало много иностранных гостей,  комиссия по межпарламентским связям  оперативно решала многие вопросы по встречам с делегациями. Председатель комиссии Вера Александровна Соколкина участвовала в этих переговорах и сняла нагрузку с председателя, давая возможность решать мне иные вопросы.

     Много добрых слов заслуживает председатель комиссии по местному самоуправлению Галина Николаевна Артемьева. По ее инициативе мы  значительно ускоряем процедуру подготовки законопроектов для проведения реформы местного самоуправления. Именно она предложила оперативно провести встречу у губернатора по этим вопросам, включить в  комиссию представителей исполнительной власти, местного самоуправления, чтобы выслушать все стороны и найти лучший для нашей области вариант этой сложной реформы. Уверен, что работа этой комиссии будет  и дальше обеспечивать  реформирование местного самоуправления.

     Полностью реализуют свои функции и действующие ранее комиссии: по Регламенту (председатель – Виктор Владимирович Бабенко), мандатная (председатель Владимир Павлович Таскаев),  комиссия  по предварительной подготовке материалов к рассмотрению на заседании Областной Думы кандидатур на должности судей (председатель Владимир Дмитриевич Кадочников).

      — Поскольку Областная Дума избирается по партийным спискам, деятельность фракций в её работе всегда играет важную роль. В новой Думе сменились лидеры всех фракций. Как Вы оцениваете их работу?

     — Активно включились в процесс согласования и выработки решений по принципиальным вопросам, рассматриваемых и принимаемых Областной Думой законов   руководители фракций «Единая Россия» Анатолий Федорович Мальцев, «За родной Урал» Александр Андреевич Бухгамер.  Руководитель фракции «Единство» и «Отечество» Илья Александрович Борзенков  участвует в обсуждении вопросов, чувствуется его стремление к поиску взаимоприемлемых решений. Активнее стало взаимодействие с фракцией КПРФ (руководитель фракции В.Д. Кадочников), депутаты которой имеют свою точку зрения, но  в принципиальных вопросах   готовы к диалогу, к поиску разумного компромисса. По-деловому, конструктивно включились в работу Областной Думы депутаты, избранные от ЛДПР – Владимир Павлович Таскаев и Георгий Михайлович Перский.

     Скажу откровенно, и я, как председатель Областной Думы, и заместители (Наиль Залилович Шаймарданов фактически обеспечивает формирование повестки дня и контролирует подготовку документов), руководители фракций, председатели комитетов стремимся заранее согласовывать основные принципиальные подходы по большинству вопросов и вырабатываем общее мнение.

     Естественно, важно учитывать и мнение  депутатов, не вошедших во фракции. Все-таки мы орган власти, работающий коллективно, и принимать решения, предложенные одним-двумя депутатами, мы не можем. Для принятия решения необходима поддержка 15, а по вопросам Устава 19 депутатов. Порой найти общую точку зрения очень сложно, но это наша задача и мы призваны согласовывать свои позиции.

      — Как вы добиваетесь согласования позиций всех фракций и депутатских групп, являясь при этом членом фракции «Единая Россия», которая обязана выполнять решения руководящих органов партии?

     — Да, как депутат, который избран от «Единой России», я работаю в её фракции, и  обязан подчиняться решениям фракции. Но как председатель Думы я обязан работать со всеми фракциями, политическими партиями, движениями, депутатами. Считаю, что моя задача — добиваться, чтобы фракция «Единой России» с уважением относилась к мнениям и позициям других депутатов, вела с ними конструктивный диалог, умело находила разумные компромиссы.

      — Сегодня реформа местного самоуправления — одно ведущих направлений деятельности Областной Думы. Успеют ли депутаты принять до 1 января 2005 года все необходимые законы, как того требует федеральный законодатель?

     — У нас нет иного пути, кроме как принять эти законы в срок. По разным подсчетам, в этом блоке нам предстоит рассмотреть до конца года еще до 70 законопроектов. Много законопроектов будет рассмотрено и в связи с разграничением полномочий между федеральным центром, субъектом федерации и органами местного самоуправления. А если в ближайшее время Государственная Дума и Совет Федерации примут ряд федеральных законов, в том числе изменения в Налоговый и Бюджетный кодекс РФ, законодательные акты, связанные с разграничением полномочий, то нам придется вслед за ними уточнить положения многих наших областных законов.

      - А если хорошая идея родилась не в нашей Областной Думе, а, например, у соседей?

     — Много времени депутаты уделяют  рассмотрению законодательных инициатив. За 4 месяца в Областную Думу поступило свыше 500 документов из Государственной Думы, и несколько сотен инициатив от субъектов РФ. Все они внимательно рассмотрены, по ним даны соответствующие рекомендации, а наиболее важные 8 законодательных инициатив и 4 обращения рассмотрены на заседаниях Думы и единогласно поддержаны. Среди них я могу назвать инициативу о восстановлении государственных наград в Российской Федерации, отражающих высокое признание обществом роли материнства. Помните, у нас были ордена материнской славы 1, 2, 3 степени, которые незаслуженно отменили? Мы поддержали инициативу о сохранении районных коэффициентов заработной платы, сейчас этот вопрос рассматривается Государственной Думой. Очень остро обсуждались вопросы в связи с изменениями в федеральный закон об обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, эта проблема волнует многих владельцев автомобильного транспорта. Поддержали ряд обращений о необходимости усиления административной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей или федерального законодательства. Более 180 граждан Свердловской области за большой вклад в развитие экономики, образования, здравоохранения, культуры были награждены Почетными грамотами Законодательного Собрания.

      — Но ведь даже человек семи пядей во лбу не может знать всех тонкостей и нюансов современной, так быстро меняющейся жизни…

     — Конечно, поэтому комитеты активно работают по рассмотрению и анализу предложений, поступающих от руководителей различных уровней и граждан Свердловской области, проводят выездные заседания, чтобы лучше вникнуть в положение дел, на месте разобраться со всеми проблемами, наметить конкретные и действенные пути их решения. Это относится к комитетам по бюджету, финансам и налогам, по вопросам промышленной, аграрной  политике и природопользованию, социальной политике.  Во время выездных заседаний, встреч с избирателями в своих общественных приемных депутаты внимательно прислушиваются к мнению людей, многие конструктивные предложения которых ложатся потом в основу будущих законопроектов.

        - А что не получилось в первые месяцы работы Областной Думы?

     — К сожалению, большая и кропотливая работа, которая была проведена депутатами в комитетах и комиссиях по подготовке текстов законопроектов, не завершена в связи с тем, что шестое заседание Областной Думы из-за отсутствия кворума не состоялось. Комитетом по законодательству, общественной безопасности и местному самоуправлению, комитетом по социальной политике, комитетом по промышленной, аграрной политике и природопользованию подготовлено 65 законопроектов для принятия их в окончательном чтении, среди них законы о внесении изменений в Устав Свердловской области, в областной закон, обеспечивающий правовое регулирование деятельности исполнительных органов государственной власти. 54 законопроекта, определяющих статус и границы муниципальных образований.

Из-за неоднократных срывов заседаний комитета по бюджету, финансам и налогам пришлось снять с рассмотрения 10 законопроектов, так как без рассмотрения в комитете мы не можем включить их в повестку дня.

Не принят законопроект о внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2004 год»,  который обеспечивает дополнительное выделение средств на бесплатную медицинскую помощь пенсионерам и ветеранам, разрешаются многие проблемы недостаточных финансовых ресурсов  городов и районов.

Среди не принятых – проект областного закона о внесении изменений в закон о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Этот законопроект внесен Губернатором Свердловской области Э. Э. Росселем по многочисленным обращениям предпринимателей и предприятий. В нем предлагалось снизить коэффициент базовой доходности для исчисления налога для малого и среднего бизнеса в сфере оказания бытовых услуг в 1,5 раза, для розничной торговли от 1,2 до 4 раз, для предпринимательской деятельности по оказанию услуг  общественного питания от 1,1 до 5 раз. Это делается с целью предотвращения закрытия предприятий общественного питания, бытовых услуг, розничной торговли, особенно в малых и средних городах, сельских населенных пунктах.

Не принят законопроект о внесении изменений в налогообложение на имущество организаций, так же внесенный Губернатором Свердловской области, предлагающий значительно снизить налог на имущество организаций, осуществляющих перевозку пассажиров метрополитеном, пригородным  и внутригородским автомобильным транспортом (кроме такси), освобождающий от налогообложения организации народных и художественных промыслов, дающий возможность бюджетным организациям использовать полученные от предпринимательской деятельности средства для нужд культуры, образования, спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Сорвано принятие ряда законов, связанных  с порядком формирования бюджета на 2005 год.

Эти и другие законы очень необходимы для сотен тысяч граждан Свердловской области, и жаль, что  из-за позиции нескольких депутатов Областная Дума не смогла их принять.

Об истинных причинах такого серьезного срыва в работе Областной Думы «Областная газета»  подробно информировала читателей.

Хочу еще раз принести свои искренние извинения всем тем гражданам, Свердловской области, руководителям органов местного самоуправления, предпринимателям, которые ждали от законодателей так  необходимые им законы,  за серьезный сбой в работе Областной Думы.

      - Николай Андреевич, какие основные задачи стоят перед Областной Думой на осеннюю сессию?

     — В первую очередь предстоит завершить разработку и принятие законов, определяющих границы и статус муниципальных образований. Внести изменения более чем в 30 законопроектов, связанных с разграничением полномочий между органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления. Принять целый ряд налоговых законов. До 1 января 2005 года принять основной документ – бюджет на следующий год. Серьезно уточнить положения многих законов, связанных с социальной защитой ветеранов, тружеников тыла, многодетных семей и многих других категорий граждан области с целью гарантированного сохранения их прав.

Также предстоит выполнить свой долг перед муниципалитетами и гражданами по административному кодексу. После принятия федерального законодательства мы приостановили действие административного кодекса Свердловской области, и сегодня получаем много писем от руководителей муниципальных образований, которые просят как можно скорее его принять.