Май `2005
пнвтсрчтптсбвс
25262728293001
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30310102030405
23 мая 2005 года  —  версия для печати

Георгий Перский: «Региональные органы власти и малый бизнес- алгоритм взаимовыгодного сотрудничества»

Положительная динамика основных показателей развития малого бизнеса свидетельствует о том, что он является точкой роста региональной экономики

Уже с 1992 года ведется активная работа государственными органами власти для поддержки малого предпринимательства. Действительно, рассматривая ситуацию с малым бизнесом в Свердловской области можно охарактеризовать ее как благоприятную. Положительная динамика основных показателей развития малого бизнеса свидетельствует о том, что он является точкой роста региональной экономики.

Но для объективной оценки развития малого предпринимательства необходимо рассматривать данные показатели в сравнении с другими регионами России. Исследования, проводимые Общественной организацией “Опора России” и Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали, что, не смотря на то, что на сегодняшний день Свердловская область относится к регионам — лидерам экономического развития, у нее зафиксирован высокий объем производства малых предприятий, но очень низкий прирост инвестиций (13%) по сравнению с регионами, не относящимся к лидерам экономического развития. Так, например, инвестиции в основной капитал на малых предприятиях увеличились более чем в десять раз в Корякском АО, республике Ингушетия, Еврейской автономной области, Ямало-Ненецком АО, более чем в 3-4 раза Нижегородской, Курганской, Белгородской, Новгородской, Томской областях, а так же Республике Башкортостан.

По объему инвестиций в основной капитал на малых предприятиях Свердловская область занимает 19 место, уступая таким регионам как Челябинская, Омская, Ростовская области, Краснодарский край и другим. По доле численности работников малых предприятий в общей численности работающих в экономике, Свердловская область находится ниже общероссийского уровня. По объему производимой продукции малых предприятий на душу населения – уступает Ямало-Ненецкому АО, Ханты-мансийскому АО, Тюменской области, Нижегородской и другим. И как результат: по данным, составленным Общероссийской организацией “Опора России”, рейтинга регионов с точки зрения условий ведения малого бизнеса в России — Свердловская область занимает 50 место из 79 регионов.

Кроме того, по данным исследования, которое проводил комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области, предпринимателей по-прежнему волнуют одни и те же проблемы, как, например:

- доступность источников и условия финансирования;

-административные процедуры, связанные с ведением предпринимательской деятельности;

- условия аренды помещений и земельных участков;

-отношение к малому предпринимательству со стороны администраций и руководителей крупных предприятий.

Данные факты заставляют задуматься. На сегодняшний день предпринимательский рынок практически исчерпал потенциал роста и его развитие может быть интенсифицировано только в случае решения ряда серьезных проблем.

Большая часть задач, стоящих перед федеральным правительством в области нормативного обеспечения функционирования малого и среднего бизнеса, уже решена.

Дальнейшее улучшение бизнес-климата для малого и среднего предпринимательства в первую очередь зависит от эффективности работы региональных и местных властей, как в части законотворчества, так и практики исполнения федерального законодательства. Президент на встрече с Губернаторами УрФО в Челябинске 18 мая 2005года заявил, что недоволен инвестиционной привлекательностью региона. А на совещании кабинета министров в Кремле Глава государства недвусмысленно встал на защиту предпринимателей, сказав: “Всем, кто открывает новое дело, нужно давать медаль за личное мужество. Потому что Правительству и региональным властям до сих пор не удалось создать условия, при которых у нас свободно развивался бы малый и средний бизнес”. На сегодняшний день приняты федеральные программы и законы, постановления правительства, в которых прописываются механизмы государственной поддержки. Согласно постановлению № 249 от 22 апреля 2005 года, правительство предлагает регионам на условиях софинансирования с региональными бюджетами значительно увеличить размер денежных средств, вкладываемых в создание и развитие инфраструктуры субъектов малого предпринимательства — бизнес-инкубаторов. Предусмотрены так же меры, направленные на поддержку субъектов, производящих товары, предназначенных для экспорта, развитие системы кредитования. В Минэкономразвития РФ рассчитывают, что на конкурс по господдержке могут поступить около 100 заявок от субъектов Российской федерации. Не упустит ли такую заманчивую возможность Свердловская область?

Алгоритм взаимовыгодного сотрудничества заключается в построении эффективной системы взаимодействия государственных органов власти и предпринимателей, предусматривающей региональные особенности, а так же специфику отраслевой структуры. Построение данной системы включает в себя следующие этапы:

- разработку механизма эффективного государственного управления развития малого предпринимательства, предусматривающего согласование интересов и действий органов государственной власти, работу с предпринимателями по принципу “одного окна”, устранение административных барьеров, координацию действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, субъектов инфраструктуры, общественных объединений и предпринимателей;

- законодательное и программное обеспечение процесса государственной поддержки, утвержденную политику и обоснованные целевые программы поддержки малого бизнеса;

- создание благоприятных условий для увеличения количества инвестиционных проектов, разрабатываемых в сфере малого бизнеса;

- разработку инфраструктурных проектов поддержки малого бизнеса у государственных органов власти: правовую инфраструктуру и наличие материальной инфраструктуры, которая выражается в доступе или обеспеченности производственными, офисными площадями.

На сегодняшний день нет проблемы определения направлений, инструментов и форм государственной поддержки малого бизнеса. Они всем давно известны. Формы и инструменты поддержки достаточно четко прописаны на федеральном уровне и дают широкие возможности для регионального уровня.

Камнем преткновения является реализация на практике федеральных законов и программ, а так же эффективность и обоснованность решений, принимаемых региональными органами власти на местах, что часто обусловлено недостаточной квалификацией работников служб поддержки малого предпринимательства, личными интересами, проблемами организации процесса. Создать в Свердловской области комфортный инвестиционный климат для малого бизнеса невозможно без решительного реформирования всей системы управления.

В сфере регулирования малого предпринимательства просматривается явное дублирование функций государственных органов власти Свердловской области. Вопросы поддержки малого предпринимательства попадают в сферу компетенции сразу 5 государственных структур (начиная с отдела лицензирования и поддержки малого предпринимательства при Министерстве промышленности, энергетики и науки Свердловской области, комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области, Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства и заканчивая Комиссией по вопросам развития малого и среднего бизнеса и их законодательного обеспечения при Законодательном собрании). На содержание всех этих структур ежегодно выделяются немалые бюджетные деньги. Такая система устраивает причастных к процессам поддержки малого бизнеса руководителей, ведь она означает относительную стабильность поделенных полномочий и сфер интересов, минимальную ответственность за результаты работы. Что же касается соображений здравого смысла, то они мало кого волнуют. Например, непонятно, почему специально созданный комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области занимается, по сути, лишь информационными и консалтинговыми услугами. На мой взгляд, это происходит потому что комитет так и не получил соответствующие полномочия и ресурсы. Вследствие чего решение многих вопросов подпадает под компетенцию других структур — определение приоритетных направлений осуществляет областной координационный экспертный совет по развитию малого предпринимательства при Правительстве. Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства занимается кредитованием малого бизнеса. Хотя, по идее, именно комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области должен играть роль ключевого игрока, действующего по принципу “одного окна”.Что касается региональных программ, они не носят стратегический и комплексный характер, а содержат, по сути, только информационно- консультационное направление.

Другим недостатком я бы назвал повторяемость одних и тех же мероприятий из программы в программу. На наш взгляд, это происходит из-за отсутствия полноценного анализа результатов, достигнутых и недостигнутых в ходе реализации предыдущих программ.

Со стороны бизнеса тоже есть проблемы. В России много денег и непропорционально мало хороших проектов — это отмечают все, кто хоть как-то связан с инвестиционной сферой. Предприниматель уверен: “Денег не хватает. Дайте мне денег, и я вам горы сверну”. Деньги — проблема сотая по счету. Главное, чего у нас нет — это устойчивого потока качественных проектов. Учитывая специфику Свердловской области, а так же риски, связанные с вступлением в ВТО, уровень развития малого предпринимательства в области для формирования эффективной системы взаимодействия власти и малого бизнеса, считаю целесообразным акцентировать внимание на следующих аспектах поддержки малого предпринимательства:

  1. Провести реструктуризацию действующей на сегодняшний день системы управления инвестиционной деятельностью и развития малого бизнеса. Объединить разобщенные структуры, находящиеся в разных ведомствах, но занимающихся вопросами инвестиций и поддержки малого бизнеса в централизованное ведомство, придать ему статус уполномоченного органа, упорядочить его функции, наделить его необходимыми полномочиями.
  2. Придать региональным программам поддержки малого предпринимательства комплексный, стратегический характер. Привести структуру программы в соответствие с требованиями федерального законодательства. Ну давайте уже к консультированию и информированию, которыми мы занимаемся последние 10 лет, добавим какие-то конкретные меры. Тем более что федеральное и областное законодательство нам это позволяют. Необходимо предусмотреть в программе комплекс мер по развитию малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности.
  3. Активизировать использование возможностей малого предпринимательства в машиностроении и металлообработке. предусмотреть способы формирования кластеров малого и среднего бизнеса, а так же меры по внедрению новых технологий и высокотехнологического оборудования в сфере малого предпринимательства, разработать варианты стимулирования развития малых предприятий на депрессивных территориях.
  4. Создать сеть бизнес-инкубаторов на основе частно-государственного партнерства. Сформировать целостную систему региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Наша задача не просто оказывать консалтинговые услуги, а создать тиражируемую технологию развития для бизнес инкубаторов.

Очевидно, что действующая система разрозненна, запутанна и противоречива, предполагает минимум ответственности и трудно поддается контролю. Необходимо стремиться к тому, чтобы в рамках взаимовыгодного сотрудничества власти и малого предпринимательства процесс поддержки малого бизнеса рассматривался как система. Прежде всего, это означает — в Правительстве должен быть единый орган, отвечающий за взаимоотношения с инвесторами Необходимо так же прописать четкие процедуры, регламенты, сроки прохождения согласований и определить реальную ответственность чиновников. На мой взгляд, без учета вышеуказанных мер бесполезно ждать качественного улучшения климата для развития малого предпринимательства в нашей области.