Февраль `2006
пнвтсрчтптсбвс
30310102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27280102030405
17 февраля 2006 года  —  версия для печати

16 февраля в Уральской академии государственной службы прошел круглый стол «Проблемы подготовки кадров для муниципальной службы и муниципального управления».

Мероприятие прошло в рамках научно-практической конференции «Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований – правовая и экономическая основа. Практика взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления»

В круглом столе приняли участие депутаты Государственной Думы – члены комитета по вопросам местного самоуправления во главе с председателем комитета В.С.Мокрым, Президент-ректор Российской академии государственной службы В.К.Егоров, члены Совета ректоров подведомственных Российской академии государственной службы высших учебных заведений, представители органов государственной власти Свердловской области с участием депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Н.А.Воронина, Э.Л.Воробьевой, В.А.Соколкиной, С.М.Лазарева, Г.Н.Артемьевой, и представители органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

 

Участники «круглого стола» обсудили следующие вопросы:

1.     Организационное, материально-техническое и методическое обеспечение подготовки кадров для муниципальной службы и муниципального управления.

  1. Разработка государственных образовательных стандартов и программ в области подготовки кадров муниципального уровня.
  2. Формирование госзаказа на подготовку кадров для муниципальной службы и муниципального управления.
  3. Правовая и информационная основы подготовки кадров для муниципальн6ой службы и муниципального управления.
  4. Координация деятельности высших учебных заведений в сфере подготовки кадров для муниципальной службы и муниципального управления.

Участники «круглого стола» отмечают, что профессиональная подготовка муниципальных служащих в условиях реализации ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» приобретает чрезвычайно актуальный характер. От квалификации муниципальных служащих во многом зависит эффективность решения вопросов местного значения. С целью повышения уровня компетентности муниципальных служащих необходима действенная система их обучения.

 

В ходе обсуждения вопроса участниками «круглого стола» был выделен ряд проблем, существующих в сфере подготовки кадров для муниципальной службы.

В настоящее время профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами «Об образовании»,  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ», которым устанавливаются общие принципы организации муниципальной службы, имеет рамочный характер. Этот закон не позволяет сформировать единый подход в правовом регулировании муниципальной службы субъектам Российской Федерации, не содержит норм, направленных на обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. В связи с этим участники «круглого стола» выступили с рекомендацией Правительству России ускорить внесение в Госдуму проекта федерального закона о муниципальной службе, в котором бы четко регламентировался статус муниципального служащего, его обязанность проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Крайне важной является проблема финансового обеспечения подготовки муниципальных служащих. На федеральном уровне финансирование обучения кадров муниципальной службы осуществляется в рамках федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Программа предусматривает расходы на научно-методическое сопровождение учебных программ, а также средства на издание научно-методической литературы для муниципальных образований. Выделение средств непосредственно на обучение муниципальных служащих не предусматривается. Вообще финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих осуществляется из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако в условиях недостаточного финансирования муниципальных образований, возможности использования средств местных бюджетов на обучение муниципальных служащих ограничены. В свете этой проблемы, Правительству РФ предлагается предусмотреть в Федеральной целевой программе средства для финансирования обучения муниципальных служащих, а органам государственной власти субъектов РФ – оказывать содействие органам местного самоуправления в организации и финансировании профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Помимо финансовой, существует еще и проблема несовершенства самого процесса обучения кадров. Во-первых, речь идет о необходимости обучения самих преподавателей. По словам В.К.Егорова, это около 200 тысяч человек. При этом крайне важно, чтобы обучение осуществляли люди, которые каждодневно занимаются государственным и муниципальным управлением. «Управленцы должны в первую очередь не лекции читать, а проводить тренинги, семинары», — подчеркнула депутат Областной Думы  Э.Л.Воробьева. По ее мнению, очень актуальным на сегодняшний день является метод дистанционного образования. Во-первых, такой метод снижает финансовые затраты; во-вторых, он очень удобен, поскольку не нужно никуда ехать, или приглашать преподавателей из других городов. Эффективность этого метода очевидна. К такому мнению пришло большинство участников «круглого стола».

Также Комитету Госдумы и Совета Федерации по вопросам местного самоуправления предлагается принять участие в создании на базе РАГСа рабочей группы по координации работы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих. Органам государственной власти субъектов РФ поручено рассмотреть возможность формирования государственного заказа на подготовку кадров для муниципальной службы и муниципального управления.

 

По итогам «круглого стола» был подготовлен ряд рекомендаций, которые направляются Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу РФ, в Правительство РФ, в органы государственной власти субъектов РФ, а также в «Российскую газету», «Парламентскую газету» и газету «Местное самоуправление» для опубликования.