Ноябрь `2008
пнвтсрчтптсбвс
27282930310102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
5 ноября 2008 года  —  версия для печати

Cостоялось заседание комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию (председатель — Владимир Машков)

На заседании присутствовали депутаты комитета Евгения Талашкина, Владимир Коньков, Наиль Шаймарданов, Ринат Садриев, Елена Ширина, Андрей Альшевских, представители областного правительства, аппарата Законодательного Собрания Свердловской области.
Депутаты рассмотрели 14 вопросов повестки дня, посвященные предпринимательству, управлению государственной собственностью, земельным отношениям, инвестициям, ЖКХ, градостроительству, ГО и ЧС, природопользованию.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Члены комитета рассмотрели проект областной программы «Реформирование жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009−2012 годы».

Как сообщила профессор Эвелина Пешина, заведующая кафедрой «Экономика сферы услуг»  Уральского государственного экономического университета, программа разработана по заказу министерства строительства и ЖКХ Свердловской области на основании госконтракта между министерством и УрГЭУ. После презентации проекта программы, которая состоялась в апреле,  поступили замечания и рекомендации от администрации Екатеринбурга, городского управления ЖКХ, Союза предприятий жилищно-коммунального комплекса Свердловской области и др. По всем замечаниям и рекомендациям в проект программы были внесены изменения.

Структура программы включает 7 блоков: паспорт программы; экономическое обоснование; основные цели, задачи, сроки и этапы реализации мероприятий программы; перечень мероприятий; ресурсное обеспечение программы; механизм управления реализацией программы и контроль за ее реализацией; оценка эффективности и социально-экономических последствий программы.

По словам докладчика, программа базируется на отчетных данных территориального органа государственной статистики по Свердловской области по муниципальным образованиям. Они касаются износа основных фондов;  аварийного и ветхого жилья; благоустройства жилищного фонда; жилищных условий населения;  показателей работы коммунальной инфраструктуры;  экологической ситуации;  финансирования и ценообразовании на рынке жилищно-коммунальных услуг. Программа основывается на плановых и прогнозных показателях Свердловской области, в первую очередь на Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2008−2010 годы. Документ учитывает параметры среднесрочного финансового плана региона на 2008−2010 годы.  

Программа рассчитана по  4 стоимостным уровням. Достаточный уровень для стабильного функционирования ЖКХ Свердловской области на 2009−2012 гг. определен в сумме 74 миллиардов 472 миллионов рублей.    

Выступивший на заседании комитета  министр  энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Юрий Шевелев обосновал перед депутатами необходимость разработки и принятия программы. Он рассказал о состоянии и проблемах жилищно-коммунального комплекса Свердловской области.

Население региона на 1 января 2008 года составляет около 4,4 миллионов человек, в том числе городское население – 3,7 миллионов (83%), сельское – 0,7 млн. чел (17%). В области проживает 1,7 миллиона семей. В целом по региону более 20% населения не имеют систем централизованного водоснабжения, а 22 % — систем водоотведения. В жилищном фонде области преобладают дома, построенные до 1971 года. Около 40% водопроводных сетей региона нуждаются в замене, что превышает среднероссийский уровень. Более 2700 стационарных источников жилищно-коммунального комплекса выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества, при этом очистными установками оснащены только 1, 9 % от общего числа.

Низкая инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ  объясняется недостаточным использованием органами местного самоуправления возможностей по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. С 1 января 2007 года на территории только 7 муниципальных образований области действуют комплексные планы развития, принятые органами местного самоуправления. В 2008 году только в 21 муниципалитете в соответствии с федеральным законом «О тарифном регулировании» разработаны инвестиционные программы (153 программы на сумму почти 20 миллиардов рублей, в том числе 7 миллиардов рублей – на 2009 год).

Главными направлениями реформирования жилищно-коммунального комплекса, согласно программе, станут модернизация; институциональные преобразования и создание социально-экономических условий развития ЖКХ.

В рамках модернизации предусматривается снос аварийного и ветхого жилья. Площадь ветхого жилищного фонда в регионе составляет 1556 тыс.кв.м. Стоимость переселения из  аварийного жилфонда за 2009−2012 годы составит около 1,5 миллиардов рублей.  

Предполагается увеличение объемов капитального ремонта. Обслуживаемая площадь многоквартирных домов жилищного фонда составляет 73 014 тыс. кв. м, общая потребность в средствах на капремонт – около 20 миллиардов рублей.

Как сообщил Юрий Шевелев, 2 сентября было заключено соглашение с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с которым уже более 2 млрд. рублей направлены в 11 муниципалитетов, участвующих в реализации первой заявки от Свердловской области, сейчас формируется вторая заявка, в которой участвуют 24 муниципальных образования, объем финансирования – более 3 млрд. рублей.

Предусматривается модернизация коммунальных сетей.

 Наиболее рациональным режимом работы коммунального комплекса в условиях дефицита финансовых ресурсов является систематическая ежегодная замена не менее 4% сетей, что позволило бы стабилизировать износ и поддерживать сложившийся уровень надежности.   В рамках программы планируется ежегодная замена 2% сетей.    

Модернизация объектов теплоснабжения в регионе связана с проблемой избыточности мощностей источников теплоснабжения во многих сельских поселениях. В настоящее время часть градообразующих предприятий в малых поселениях не работает, а установленные мощности используются только для обеспечения нужд населения и объектов социального назначения.

Институциональные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе  подразумевают совершенствование системы финансирования и ценообразования на рынке жилищно-коммунальных услуг. Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг будет достигаться переходом с 1 января 2010 года на полную оплату потребителями услуг ЖКХ.

Основные целевые параметры программы были определены с учетом прогнозных данных роста экономического потенциала территорий, роста доходов потребителей жилищно-коммунальных услуг по каждому муниципальному образованию в соответствии с различными сценариями развития экономики, исходя из типа муниципальных образований.

Разработчики программы, рассматривая зарубежный опыт, отмечают, что страхование является неотъемлемой частью развития не только сферы жилищного хозяйства, но и любой другой части экономики.

Социально-экономические условия развития ЖКХ подразумевают повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг. По мнению разработчиков программы, наличие в организациях ЖКХ сертифицированной системы менеджмента качества по ИСО 9001 является фактором конкурентоспособности и маркетинговым документом и снижает риски потребителя получить продукцию или услуги, не соответствующие установленным требованиям.

Для обеспечения мер соцзащиты малоимущих граждан и экономической доступности жилищно-коммунальных услуг населению на региональном уровне необходимо разработать и принять региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дифференцированного по уровню среднедушевых доходов к прожиточному минимуму. Планируется и перевод льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг  в денежную форму.

Объем финансирования мероприятий программы для поддержания минимально-необходимого уровня функционирования жилищно-коммунального комплекса включает в себя средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в объеме около 8 миллиардов рублей, а так же бюджетные и внебюджетные средства.

Для решения задач программы органам местного самоуправления необходимо разработать муниципальные программы и предусмотреть расходы в местных бюджетах в объеме 11 миллиардов рублей на реализацию программных мероприятий, в том числе на реализацию Жилищного кодекса Российской Федерации, на обеспечение страховой защиты основных муниципальных фондов ЖКХ, включая жилищный фонд; на проведение комплексных энергетических обследований, включая генерацию, транспортировку и потребление энергоресурсов, разработку схем тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.

Из Фонда содействия реформированию ЖКХ в Свердловскую область в ближайшее трехлетие будет направлено около 8 миллиардов рублей.

Депутаты комитета отметили  высокое качество подготовки программы, вопрос будет рассмотрен на заседании Областной Думы.

Инвестиции

Депутаты  рассмотрели информацию областного правительства о ходе реализации областных инвестиционных программ в 2008 году и планах на 2009 год.

 Как доложил Виталий Недельский, первый заместитель министра экономики и труда Свердловской области, программы формируются министерствами и ведомствами Свердловской области, исходя из отраслевой принадлежности, и предполагают использование их, в том числе, в качестве механизма получения господдержки инвесторам. При этом интересы отдельных министерств преобладают над общеэкономическими интересами. По действующему законодательству предоставление мер господдержки предусматривается только по результатам отбора инвесторов.

Виталий Недельский рассказал о новой схеме действий по планированию бюджетных преференций в сфере господдержки субъектов инвестиционной деятельности, когда прогнозные показатели накануне принятия бюджета формируются министерством экономики, принимаются Постановлением  правительства  и включаются областным Минфином в проект бюджета.

После принятия бюджета минстерство экономики и труда  — уполномоченный орган госвласти в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, проводит отбор инвесторов на право предоставления им мер господдержки.    

Как сообщил Виталий Недельский, общий объем преференций, отраженный в программах со сроком реализации в 2008 году, составляет почти 594 миллиона рублей. В 2009 году предусматривается выделение 845 миллионов рублей, но эти данные будут уточнены по итогам формирования проекта областного бюджета.  

ГО и ЧС

Комитет рассмотрел исполнение закона Свердловской области «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области».

Юрий Бочаров, заместитель начальника Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности  по Свердловской области, сообщил, что в соответствии с указом губернатора в настоящее время создана потивопожарная служба Свердловской области из 10 государственных пожарно-технических учреждений с общей численностью 1580 человек.  

 Для реализации своих полномочий по обеспечению пожарной безопасности на территории Свердловской области Главному управлению гражданской защиты и пожарной безопасности из средств областного бюджета было выделено в 2006 году  — 1 миллиард 95 млн. рублей,  2006 году – 1 миллиард 327 миллионов, в 2008 году – около 2 миллиардов 209 миллионов. 

Депутаты приняли информацию к сведению, вопрос внесен в повестку заседания Областной Думы.

Природопользование

Комитет в первом чтении рассмотрел законопроекты о внесении изменений в областные  законы «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды на территории Свердловской области».

Цель законопроектов – приведение областных законов в соответствие с Бюджетным кодексом РФ и областным законом «О бюджетном процессе в Свердловской области».