Определен порядок дальнейшей работы комиссии. Комиссия будет работать в зале заседаний на 15-м этаже Дома правительства ежедневно, с 14 часов. Заседания запланированы на 28, 29, 30 октября, 2, 3, 5, 6 ноября. Последнее заседание – не позднее 10 ноября. Есть намерение доработать законопроект к 17 ноября, чтобы в этот день Областная Дума приняла его во втором и третьем чтениях. Если Палата Представителей оперативно одобрит закон, а Губернатор до 1 декабря подпишет и обнародует, у муниципальных образований будет достаточно времени, чтобы принять местные бюджеты до начала нового финансового года. Сегодня члены согласительной комиссии определились с примерным перечнем вопросов для рассмотрения. С информацией правительства о результатах исполнения протоколов согласительной комиссии по рассмотрению областного бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов выступил первый заместитель председателя правительства Свердловской области, министр экономики и труда Михаил Максимов. Он вынужден был признать, что в связи со сложившейся финансово-экономической обстановкой бюджет прошлого года был секвестирован на 25 миллиардов рублей, и потому не все намерения удалось осуществить, в том числе по приоритетам дополнительного финансирования. Тем не менее, решен вопрос по зарплате низкооплачиваемых граждан, по переносу сроков «монетизации» льгот на проезд в общественном транспорте и на оплату услуг ЖКХ, по дополнительным трансфертам муниципалитетам и другие. Председатель комитета Областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов, заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов и другие депутаты указали на недопустимость неисполнения государственных областных программ, утвержденных законами Свердловской области. Также обращено внимание на то, чтобы при вынужденном сокращении финансирования просчитывались последствия таких мер по каждой строке, иначе, сэкономив рубль, можно потерять миллионы. С прогнозом доходов областного и местных бюджетов на 2010 год выступила министр финансов Свердловской области Мария Серова. Она назвала бюджет 2010 года бюджетом выживания. Ожидается отставание по сравнению с текущим годом по всем основным доходным источникам, и, прежде всего, – по налогу на прибыль. С учетом средств федерального бюджета объем доходов консолидированного бюджета устанавливается в объеме 110,578 миллиарда рублей. Фонд муниципального развития определен в объеме 105 млн. рублей. На реализацию областных государственных целевых программ выделяется 184 млн. рублей. Почти полностью сокращаются капитальные расходы. Дефицит консолидированного бюджета обозначен в объеме 7,1 миллиарда рублей. Прогнозируемых средств хватит только на самое необходимое: выплату заработной платы бюджетникам, выполнением обязательств государства по социальным законам, подчеркнула Мария Серова. Главное для органов власти – сделать всё возможное, чтобы население не почувствовало на себе негативных последствий мирового финансового кризиса. Картину дополнила заместитель министра финансов Свердловской области, начальник отдела прогнозирования доходов Наталья Лобанова, рассказавшая о новациях федерального и областного законодательства, влияющих на формирование доходов областного и местных бюджетов. Первый заместитель министра финансов Свердловской области Светлана Климук проинформировала участников заседания об ожидаемой финансовой помощи из федерального бюджета. Средства РФ поступят на дорожное хозяйство, газификацию в сельской местности, физкультуру и спорт, занятость населения, поддержку шахтерских городов, ЗАТО, фонд реформирования ЖКХ и другие направления. Правительство рассчитывает увеличить объем межбюджетных трансфертов в текущем году с 13 до 27 миллиардов рублей. Уже есть договоренность по многим проектам, в том числе по моногородам (Нижний Тагил, Асбест, Каменск-Уральский), планируется участие в конкурсах по малому бизнесу, образованию, здравоохранению. Члены согласительной комиссии поддержали предложение заместителя председателя комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Евгении Талашкиной и запросили дополнительную информацию по участию Свердловской области в реализации федеральных целевых программ, в том числе на условиях софинансирования. Управлению налоговой службы по Свердловской области предложено представить уточненный прогноз доходов. Большой интерес вызвала информация министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексея Молоткова о доходах от использования госсобственности. Они прогнозируются на 2010 год в объеме 647 миллионов рублей, в том числе 420 млн. – от управления госимуществом и 227 млн. – от приватизации. Члены согласительной комиссии разделили позицию премьера Виктора Кокшарова, что пополнять бюджет за счет собственности надо, но очень обдуманно и осторожно, и только по рыночной цене, и в то же время жестко подходить к передаче имущества на безвозмездной основе. В который раз депутаты высказали пожелание областному правительству – проанализировать деятельность государственных унитарных предприятий с точки зрения эффективности использования госсобственности и оставить только те из них, кто выполняет государственные функции либо социально ориентированы, остальные – акционировать. Запрошена информация о реестре незавершенного строительства с участием средств областного бюджета, чтобы иметь основания для дальнейшего их финансирования. Заместитель председателя комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Ринат Садриев поднял проблему несанкционированных свалок. Решено – изучить вопрос и выработать пути утилизации бытовых отходов. По предложению заместителя председателя Областной Думы Наиля Шаймарданова запрошена информация о перечне имущества, не подлежащего отчуждению, включая особо охраняемые природные территории. Еще один острый вопрос – земля. Заслушав информацию заместителя министра по управлению госимуществом Михаила Жабреева, члены согласительной комиссии отметили, что муниципалитеты могут по согласованию с МУГИСО устанавливать ставки арендной платы за землю, исходя из кадастровой оценки земли. Члены согласительной комиссии не могли обойти вниманием такой вопрос, как риски и управление ими. Позицию областного кабинета министров высказал первый заместитель председателя правительства Свердловской области, министр экономики и труда Михаил Максимов. Он признался, что правительством разработаны два варианта бюджета: консервативный (базовый) и умеренно-оптимистичный – достичь в 2010 году уровня финансирования текущего года. При всей пессимистичности обсуждаемый законопроект разработан исходя из реалий жизни, подчеркнул докладчик. Правительством области принимаются меры по поддержанию рейтинга Свердловской области; рассматривается возможность облигационного займа, по которому ставки и сроки погашения ниже кредитных. Возможна кредиторская задолженность, которую надо спрогнозировать с учетом невыполненных обязательств. Еще один возможный риск – отрицательный трансферт. Балансировка рисков по доходам возможна путем увеличения доходов по программе управления собственностью, транспортному и земельному налогам. При этом Михаил Максимов считает, что дополнительные доходы должны быть направлены на формирование резерва, а не на текущие обязательства. Рассмотрен прогноз расходов областного и консолидированного бюджетов на 2010 год. По словам министра финансов Свердловской области Марии Серовой, объем расходов областного бюджета в 2010 году составит 87,6 млрд. рублей. Дефицит – 9,3 млрд. При уменьшении расходов по сравнению с базовыми расчетами 2009 года по некоторым статьям расходы даже увеличены по сравнению с уточненным текущим бюджетом. В целом основные расходы сохранены на уровне 2009 года. Расходы муниципалитетов в целях балансировки бюджета предлагается сократить на 30 процентов. Мария Серова считает, что все дополнительные доходы надо будет направлять на сокращение дефицита, потому что области очень непросто получить кредиты — Российская Федерация предоставляет их только на первоочередные нужды (зарплату бюджетникам, коммунальные услуги) с ежемесячной отчетностью. Председатель комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков обратил внимание на недопустимость сокращения расходов на здравоохранение на 68 процентов по сравнению с 2009 годом. Заслушана информация о готовности муниципальных образований к реализации органами местного самоуправления переданных им полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Заместитель председателя правительства Свердловской области по социальной политике Владимир Власов подробно рассказал, как шли согласования по выработке механизма выплаты компенсации, и какой в итоге предложен порядок выплат областным, федеральным льготникам и бюджетникам, проживающим в сельской местности. Члены согласительной комиссии выразили общую тревогу за малонаселенные муниципалитеты, где нет единых расчетных центров, и потому работу будет организовать сложнее. В оставшееся до конца года время правительство области обязуется усилить разъяснительную работу и провести семинар по всем аспектам предстоящей «монетизации» льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Для глубокого изучения выявленных в ходе обсуждения проблем по итогам первого заседания создано три рабочие группы: - по корректировке доходной части консолидированного бюджета (руководитель – первый заместитель председателя правительства Свердловской области, министр экономики и труда Михаил Максимов), - по готовности муниципальных образований к реализации органами местного самоуправления переданных им полномочий по предоставлению мер социальной поддержки льготникам по оплате жилья и коммунальных услуг (руководитель – заместитель председателя комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Галина Артемьева), - по подготовке предложений по расходам на здравоохранение (руководитель – заместитель председателя Палаты Представителей Александр Серебренников). Следующее заседание согласительной комиссии состоится в четверг, 29 октября. Будут заслушаны главные распорядители бюджетных средств: областные министерства по управлению госимуществом, природных ресурсов, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, энергетики и ЖКХ, промышленности, экономики и труда, строительства и архитектуры, сельского хозяйства и продовольствия, физической культуры, туризма и спорта, культуры, Главное управление внутренних дел, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Избирательная комиссия Свердловской области, а также частично финансируемые из областного бюджета «Областная газета» и ОАО «Областное телевидение».
|