Комитет рассмотрел вопрос о состоянии и перспективах развития системы образования в Свердловской области. В своем докладе Сергей Черепанов подчеркнул, что основная задача министерства на сегодняшний день — создание модели непрерывного образования с учетом особенностей социально-экономического и социокультурного развития Свердловской области. По данным Свердловскстата, в 2009 году на учете для устройства в дошкольные образовательные учреждения состояло 68 тысяч детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Для решения этой проблемы разработана областная государственная целевая программа «О мерах по восстановлению и развитию сети дошкольных образовательных учреждений, направленных на снижение очередности детей в данные учреждения» на 2010−2013 годы. Поддержка семьи осуществляется и через установление размера родительской платы за содержание детей в детских садах. По словам Сергея Черепанова, в настоящее время износ зданий и сооружений школ Свердловской области в среднем составляет 30-40 %. Это результат долговременного недофинансирования капремонта и строительства образовательных учреждений, считает министр. Выявлено 264 муниципальных образовательных учреждения, в том числе 166 школ, здания которых требуют незамедлительного вложения средств для обеспечения доступности и безопасности образования детей. Министр отметил, что по итогам ЕГЭ Свердловская область – один из немногих субъектов Российской федерации с наибольшим количеством высших результатов. Доля лиц, сдавших ЕГЭ успешно (в сравнении с 2008 годом), увеличилась на 30 процентов. При общем увеличении количества участников ЕГЭ в 2009 году процент неуспешно сдавших экзамены уменьшился — с 13 до полутора процентов. По мнению Сергея Черепанова, важнейшим компонентом образовательного пространства Свердловской области является система дополнительного образования. Занятость детей и подростков школьного возраста здесь составляет 60% от общей численности детей и превышает среднероссийские показатели. За последние 3 года доля детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем регионе относительно стабильна и составляет от 3,7 до 3,9% от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Министерство организует методическое сопровождение деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, осуществляет выдачу направлений в государственные коррекционные образовательные учреждения, обеспечивает защиту прав детей при получении ими образования. Охват молодежи всеми уровнями профессионального образования, включая послевузовское, сохраняется на уровне 25 %, проинформировал министр. В Свердловской области вводится принципиально новая система оплата труда педагогов. Этот механизм должен регулировать повышение качества результата образования и эффективность использования бюджетных средств. По сравнению с 2008 годом, произошло увеличение среднемесячной заработной платы учителей на 9 процентов. Министр познакомил депутатов с обновленной структурой министерства, рассказал о переспективных задачах областного Минобра. Министерство сосредоточит усилия на решении вопросов развития дошкольного образования. Перед сотрудниками министерства стоит задача обеспечения доступности дошкольных услуг всем детям соответствующего возраста, а также общая координация содержания образовательных программ. По линии развития общего образования, в том числе коррекционного стоят задачи реализации национальной инициативы «Наша новая школа», перехода на новые образовательные стандарты. Также необходимо сформировать муниципальный заказ, обеспечить доступность общего образования всем учащимся, в том числе через развитие форм дистанционного обучения. Решение этих задач входит в компетенцию отдела реализации государственной политики в сфере образования в части формирования общих тенденций и отдела координации деятельности муниципальных органов управления образования на этапе реализации данных тенденций на уровне каждого образовательного учреждения, сообщил министр. В сфере развития профессионального образования министерство намерено работать над формированием госзадания на профессиональное образование на основе прогнозируемой потребности областного хозяйства в кадрах; решать вопросы профессиональной переподготовки специалистов, введения новых образовательных стандартов. Этими проблемами в министерстве займется отдел формирования государственного задания на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Для решения вопросов учреждений госвоспитания министерство будет заниматься оптимизацией сети данных учреждений, обеспечивать условия для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти задачи, а также работа со всеми учреждениями, подведомственными министерству образования, возложены на отдел ресурсного обеспечения деятельности подведомственных образовательных учреждений. Общими юридическими вопросами, в том числе нормативным обеспечением перехода образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы, подготовкой нормативных правовых актов и представление интересов министерства образования в судебных инстанциях, в Законодательном Собрании Свердловской области занимается отдел правового обеспечения системы образования, сообщил министр. Во время обсуждения доклада депутаты обсудили целый блок проблем, затрагивающих развитие сферы образования в регионе. Николай Воронин поднял вопрос о переходе к новым образовательным стандартам, о решении проблемы финансирования сельских школ в бюджете 2010 года. Депутатов интересовало, как идет оптимизации сети образовательных учреждений, какие изменения необходимы в методике по обеспечению образовательной деятельности, каким образом сегодня школа определяет структуру и стоимость платных предметов. Депутаты решили серьезно заняться изучением вопросов совместного ведения региона и федерального центра в сфере образования. Владимир Камский предложил подготовить научно-практическую конференцию по вопросам профобразования. Депутаты и сотрудники министерства обсудили проблему изменения статуса бюджетных учреждений в связи с последними изменениями федерального законодательства. Елена Ширина подняла вопрос о подготовке руководящих кадров в сфере образования. В настоящее время возросли требования к руководителям бюджетных учреждений, они должны уметь решать не только профессиональные и кадровые вопросы, но также хозяйственные, правовые, маркетинговые, считает депутат. Подводя итог заседания комитета, Николай Воронин отметил, что проблемы образования депутаты намерены решать в том числе и в рамках работы над бюджетом. Он предложил сотрудникам министерства подготовить предложения по изменениям в региональное законодательство в целях реализации поставленных перед министерством задач.
|