Комитет дал заключение на проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2009 год», внесенный в Областную Думу в порядке законодательной инициативы губернатором Свердловской области Александром Мишариным. Министр финансов Свердловской области Константин Колтонюк напомнил, в какой сложной экономической ситуации исполнялся бюджет прошлого года. В связи с кризисом были максимально сокращены все расходы, не связанные с обеспечением жизнедеятельности населения. Тем не менее, отметил министр, бюджет сохранил свою социальную направленность, меры социальной поддержки граждан осуществлялись в полном объеме, заработная плата работникам бюджетной сферы выплачивалась своевременно. Если в 2008 году основным источников доходов был налог на прибыль, то в 2009 году – налог на доходы физических лиц, подчеркнул министр. В целом исполнение бюджета 2009 года составило по доходам – 103,3 млрд. рублей (109,7% от плана), по расходам – 103,7 млрд. руб. (98,5%). По сравнению с 2008 годом доходы снизились почти на 13%, расходы – на 13,8%. Константин Колтонюк и первый заместитель министра Светлана Климук ответили на вопросы депутатов о погашении так называемого автобусного кредита, о доле областного бюджета в финансировании строительства микрорайона «Академический» и ряд других. Подытоживая разговор, председатель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков еще раз подчеркнул огромные трудности, с которыми столкнулась Свердловская область в 2009 году, когда из-за кризиса бюджет в одночасье уменьшился почти на 50 млрд. рублей. Особенно пострадало дорожное строительство, финансирование которого было урезано в 2,5 раза. Ситуация медленно, но выправляется, отметил председатель. Надо делать выводы, искать возможности областной кооперации, чтобы ситуация 2009 года не повторилась. Законопроект «Об исполнении областного бюджета на 2009 год» выносится на рассмотрение Областной Думы 22 июня. В заключении на законопроект депутаты особо отметили исполнение бюджета по тем направлениям, которые курирует комитет. Так, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2009 году превысили 1 млрд. рублей и составили 103,2% от плана. По расходам самые низкие показатели по «Водному хозяйству» — исполнение составило 84,4%. Коммунальное хозяйство профинансировано на 95%. Расходы на связь и информатику, лесное хозяйство, защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера превысили 99%. Не в полном объеме профинансированы областные государственные целевые программы, наибольшее отставание допущено по программе развития сети автомобильных дорог – 87,9% от плана. Решено от комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию включить в состав комиссии министерства финансов Свердловской области, которая будет рассматривать предложения органов местного самоуправления по объемам финансовой помощи местным бюджетам на 2011 год, депутата Елену Трескову. *** Рассмотрено исполнение закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». С информацией выступил директор департамента по развитию малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области Максим Годовых. Он отметил, что в связи с реорганизацией исполнительных органов государственной власти Свердловской области комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области прекратил свою работу, и с мая 2010 года его полномочия переданы областному министерству экономики, в котором создан соответствующий департамент. В инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сказал докладчик, входят областной фонд поддержки малого предпринимательства, 41 муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, 11 информационно-консультационных центров, Свердловский областной бизнес-инкубатор, 4 муниципальных бизнес-инкубатора в городских округах Карпинск, Режевской, Верхнесалдинский и Заречный, фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области. Всем этим субъектам оказывается финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, поддержка в сферах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, инноваций и промышленного производства, сельскохозяйственной деятельности. Финансовую поддержку оказывают областной и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства в форме предоставления льготных инвестиционных кредитов, компенсационных займов для возмещения части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, микрозаймов, а также обеспечения по банковским кредитам (поручительств). В 2008 году Свердловской области было выделено из федерального бюджета 155 млн. рублей, в 2009 году – 331,96 млн. рублей. Разработана и реализуется программа профессионального тренинга для начинающих предпринимателей «Начни свое дело». В 2009 году прошли обучение более 6,4 тыс. человек из 52 муниципальных образований. Победителям конкурса бизнес-проектов участников тренинга предоставлено 424 гранта на общую сумму более 110 млн. рублей. Для оказания имущественной поддержки создана сеть бизнес-инкубаторов, предоставляющих начинающим предпринимателям льготные условия использования помещений и комплекса услуг, что позволяет повысить выживаемость и устойчивость бизнеса на этапе становления. Субъектам предпринимательства, размещаемым в бизнес-инкубаторах, предоставляются субсидии на компенсацию части затрат по аренде помещений, пользованию оргтехникой, справочно-правовыми системами и услугами. За период действия закона из 1400 субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества, было подано 1323 заявления, выкуплено 138 объектов общей площадью 25,6 тыс. квадратных метров. Почти 600 заявителям было отказано. Среди упущений Максим Годовых назвал приостановку в связи с кризисом действия областной государственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2009−2011 годы. Аналогичные муниципальные программы в 2008 году действовали в 56, в 2009 году – в 69 муниципальных образованиях. Комитетом разработан проект типовой муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также методическое пособие по ее формированию. В 2009 году из запланированных в местных бюджетах на финансирование указанных муниципальных программ средств в объеме более 25 млн. рублей фактически было выделено меньше половины — 10,3 млн. рублей. По словам докладчика, департамент по развитию малого и среднего предпринимательства намерен в 2011 году привлечь на поддержку предпринимательства порядка 5 млрд. рублей инвестиций, при этом не менее 20% проектов должны быть инновационными. В целом закон исполняется, согласился с докладчиком заместитель председателя комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Олег Жилин. Главный недостаток – недофинансирование этого направления. Владимир Машков призвал руководителя департамента к поиску новых форм работы, исходя из общей стратегии страны, и предложил, к примеру, организовать конкурс под условным названием «Уральская марка», чтобы поощрять тех, кто выпускает продукцию собственного производства. Комитет выносит вопрос об исполнении закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на заседание Областной Думы. Депутаты считают необходимым продолжить работу по развитию сети муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, строительству и развитию муниципальных бизнес-инкубаторов. В проекте постановления Областной Думы правительству Свердловской области предлагается при формировании областного бюджета на 2011 год рассмотреть возможность увеличения стоимости полномочия муниципалитетов на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на одного жителя, а также предусмотреть финансирование мероприятий приостановленной областной государственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2009−2011 годы. Органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется при формировании местных бюджетов на 2011 год предусмотреть средства на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в размере не менее одного процента от расходной части бюджета; разработать муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства и обеспечить их финансирование; рассмотреть возможность установления для субъектов малого и среднего предпринимательства льготных ставок арендной платы за пользование муниципальным имуществом, включая земельные участки. В апреле 2011 года комитет вернется к рассмотрению данного вопроса. *** Рассмотрен вопрос об исполнении в 2009 году Программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. По информации заместителя министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Александра Первакова, одним из основных направлений управления госсобственностью в минувшем году было увеличение уровня доходов областного бюджета от использования и отчуждения государственного имущества. Стоимость активов Свердловской области по сравнению с 2008 годом возросла на 4,7 млрд. рублей, или на 4,75 процента, и составила 103,5 млрд. рублей. По итогам 2009 года в реестре находилось 93 государственных унитарных предприятия, 1059 областных государственных учреждений, 2000 земельных участков. Доходы областного бюджета от использования и отчуждения государственного имущества Свердловской области в 2009 году составили 657,5 млн. рублей – это больше по сравнению с 2008 годом на 35,6 млн. рублей, или на 5,7 процента. Иные доходы государственной казны Свердловской области увеличились в 3,4 раза, прирост составил 7,5 млн. рублей. Расходы государственной казны Свердловской области в 2009 году составили 918,7 млн. рублей. Депутат Андрей Альшевских поинтересовался, с чем связана убыточность гостиничного комплекса «Зеленая роща» и Монетного щебеночного завода, что делается для предотвращения банкротства, какой размер отчислений в бюджет государственных унитарных предприятий, а также запросил у министерства информацию по финансовому состоянию таких акционерных обществ, как развлекательный комплекс «Уралец», Свердловская пригородная кампания и Центральный стадион города Екатеринбурга. Депутат комитета, заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов отметил большую работу, проведенную МГИСО по разграничению государственной собственности на землю и формированию земельных участков. В 2009 году было зарегистрировано право Свердловской области на 604 земельных участка общей площадью свыше 22 тыс. гектаров. Наиль Шаймарданов обратил внимание на проблемы кадастровой оценки земли и определение внешних границ коллективных садов. Депутат Владимир Коньков затронул тему реанимации баз отдыха для детей. Председатель комитета Владимир Машков привел в качестве примера Тюменскую область, где загородные оздоровительные лагеря взяли в собственность субъекта РФ. Это, видимо, самый верный путь, чтобы окончательно не разрушить создаваемое годами, а потом не вкладывать миллионы на восстановление разрушенного. Подытоживая состоявшийся разговор, Владимир Машков отметил, что в Свердловской области медленно, но верно выстраивается система управления государственной собственностью, начата работа по переформатированию ГУПов. Министерству по управлению госимуществом предложено одновременно с изменениями в бюджет 2010 года внести в Областную Думу новую редакцию Программы управления собственностью. *** Рассмотрены поправки, внесенные ко второму чтению законопроектов: - «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О государственной научно-технической политике Свердловской области» (законодательная инициатива депутатов комитета Владимира Машкова, Елены Тресковой и Наиля Шаймарданова). Учитывая отрицательное заключение Института регионального законодательства, усмотревшего в законопроекте несоответствие ряда положений Бюджетному кодексу, решено взять время на доработку и поиск новых путей законодательного регулирования этой темы; - «О внесении изменений в областную государственную целевую программу «Внедрение современных информационных технологий в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, обеспечение совместимости информационных систем и сетей исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» на 2007−2010 годы» (законодательная инициатива правительства Свердловской области). Поправки носят редакционный характер. *** Большие споры вызвало рассмотрение в первом чтении законопроекта «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области», разработанного депутатами Областной Думы Владимиром Машковым, Владимиром Терешковым, Наилем Шаймардановым и депутатом Палаты Представителей Меликом Мори. В рассмотрении вопроса приняли участие представители областных министерств промышленности и науки, экономики, Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса, Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Принятие закона об инновациях обусловлено необходимостью установления общих правил предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, в том числе при расходовании средств областного бюджета и использовании иного казенного имущества, сказал докладчик и один из разработчиков законопроекта Наиль Шаймарданов. Областная Дума не первый год пытается это сделать, но пока безрезультатно. Главным препятствием является отсутствие федерального закона по этой проблеме. Представленный вариант саккумулировал несколько проектов, подготовленных в том числе предпринимателями, и выбран как проект с большей степенью юридической чистоты. Законопроектом определены основные принципы при отборе субъектов инновационной деятельности: принцип учета приоритетов социально-экономического развития Свердловской области и муниципального образования, на территории которого осуществляется инновационная деятельность; принцип оценки социально-экономических последствий осуществления инновационной деятельности; принцип оценки эффективности и экономической реализуемости инновационных проектов. Законопроект предусматривает 9 видов мер государственной поддержки, которые могут предоставляться субъектам инновационной деятельности в Свердловской области, в их числе – предоставление госгарантий Свердловской области, предоставление субсидий из областного бюджета, передача государственного казенного имущества в аренду и другие. Принявшие участие в обсуждении законопроекта президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков и президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок отметили рамочный характер проекта и настоятельно просили добавить конкретики, сделать более четкими критерии определения инновационного продукта. Депутаты готовы рассмотреть любые предложения по совершенствованию законопроекта. По мнению Наиля Шаймарданова, принятие закона позволит правительству области принять подзаконные акты, чтобы начать формирование всей структуры по поддержке инновационной деятельности, а также даст основание зафиксировать данное направление при формировании бюджета на 2011 год. Есть второй вариант дальнейших действий: принять законопроект в первом чтении и отложить его доработку и окончательное принятие до выхода федерального закона об инновациях. Владимир Машков рассматривает данный закон как недостающее звено схемы господдержки: промышленности, агропромышленного комплекса и предпринимательства. Вопрос внесен в проект повестки очередного заседания Областной Думы для принятия законопроекта в первом чтении. *** Рассмотрен законопроект «О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области». Авторы законодательной инициативы — депутаты Областной Думы Андрей Альшевских и Владимир Машков предлагают привести его в соответствие с федеральным законодательством. Комитет рекомендует Областной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Аналогичное решение принято по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области, регулирующие жилищные отношения и отношения, связанные с управлением государственным жилищным фондом Свердловской области», внесенный в Областную Думу в порядке законодательной инициативы депутатами Владимиром Коньковым и Владимиром Машковым. Поправками в Жилищный кодекс РФ, внесенными в мае 2010 года, установлено, что служебные жилые помещения предоставляются как в виде квартиры, так и в виде отдельного жилого помещения. Однако в областном законе, регулирующем жилищные отношения, речь идет только о служебных квартирах. Это несоответствие федеральным нормам устраняется. *** Комитет рекомендует Областной Думе признать утратившими силу два пункта постановления Областной Думы, принятого в мае 2007 года о проекте областного закона «Об областной государственной целевой программе «Строительство пожарных депо и материально-техническое обеспечение областных государственных пожарно-технических учреждений» на 2008−2010 годы». По словам начальника главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области Евгения Лысюка, в рамках реализации указанной программы было построено 7 пожарных депо, проведены подготовительные работы под будущее строительство еще 9 депо, под которые уже выделены земельные участки. В порядке гуманитарной помощи построено депо в Южной Осетии. В 2008 году расходы областного бюджета на реализацию программы составили 59,5 млн. рублей, или 59,6% от плана. В 2009 году расходы составили чуть больше 30 млн. рублей, из них больше половины было направлено на погашение кредиторской задолженности предыдущего года. В 2010 году расходы областного бюджета составят 5,4 млн. рублей. Временно исполняющий обязанности начальника главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Сергей Кучеров отметил, что для завершения пролонгированной еще на год программы необходимо в бюджете на 2011 год предусмотреть 204 млн. рублей. Председатель комитета Владимир Машков обратил внимание министерств и ведомств на необходимость комплексного подхода к решению проблемы обеспечения пожарной безопасности. Депутат Андрей Альшевских предложил отдельно рассмотреть этот вопрос на заседании комитета. *** Рассмотрены ходатайства о награждении Благодарственным письмом Законодательного Собрания Свердловской области металлургов в честь их профессионального праздника и ряд других особо отличившихся граждан и коллективов. *** От комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию в состав конкурсной комиссии для рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право предоставления государственных гарантий Свердловской области в 2010 году утверждены кандидатуры Владимира Машкова и Олега Жилина.
|