Июнь `2012
пнвтсрчтптсбвс
28293031010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293001
7 июня 2012 года  —  версия для печати

Комитет по социальной политике начал обсуждение законопроекта об охране здоровья граждан в Свердловской области

Под председательством Вячеслава Погудина состоялось заседание «круглого стола» с участием представителей администрации губернатора, областных министерств и ведомств, занимающихся вопросами здравоохранения, прокуратуры, Уполномоченного по правам человека Свердловской области, юристов, страховых компаний, управления Роспотребнадзора, органов местного самоуправления крупных муниципалитетов, представители профсоюзов, общественных организаций. От Законодательного Собрания Свердловской области в заседании приняли участие депутаты Вячеслав Погудин, Виктор Якимов, Владимир Никитин, а также работники аппарата и помощники депутатов.


Открывая заседание, председатель комитета Законодательного Собрания по социальной политике Вячеслав Погудин поблагодарил собравшихся за то, что проявили желание обсудить за «круглым столом» важный для каждого жителя законопроект «Об охране здоровья граждан в Свердловской области». Необходимость его разработки вызвана прежде всего принятием в ноябре 2011 года федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», определившего политику государства в сфере здравоохранения и предоставившего регионам возможность создать собственную правовую базу в этой отрасли с учетом ее модернизации.

Документ,  разработанный министерством здравоохранения Свердловской области и Институтом регионального развития, представил исполняющий обязанности министра здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский. Он сделал упор на нововведениях, отличающих новый проект от действующего с 1997 года базового закона «О здравоохранении Свердловской области». Среди новелл – способы создания органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов условий для оказания медицинской помощи населению. Это – предоставление государственным медицинским организациям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное бессрочное пользование; обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и людей с ограниченными возможностями передвижения; установление налоговых льгот по местным налогам для медицинских организаций; установление дополнительных мер социальной поддержки для работников государственных медицинских организаций.

Также появилась новая статья о профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни. Вводится трехэтапный порядок утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, при этом исключается необходимость согласования данной программы с Законодательным Собранием, которое будет лишь заслушивать ежегодный отчет о ее реализации.

По законопроекту развернулась широкая дискуссия. Выступающие говорили в основном о недостатках представленного документа.

Заместитель Законодательного Собрания Свердловской области Виктор Якимов отметил, что региональное законодательство должно более четко прописать нормы и реализацию полномочий, предоставленных федеральным законодательством. К сожалению, законопроект ориентирован на больных людей, а надо не меньшее внимание уделить здоровым людям, стимулировать население к здоровому образу жизни. Зона ответственности профилактики – регион. Именно с органами местного самоуправления люди находятся в тесном контакте всю жизнь, от рождения до погоста.

Виктор Якимов обратил внимание на дефицит врачебных кадров. Медицинские вузы выпускают врачей в достаточном количестве, тем не менее, больницы укомплектованы специалистами наполовину. Для прорыва в решении этого вопроса депутат предлагает предусмотреть возврат средств, вложенных государством на обучение.  

Еще одно предложение – оценивать эффективность здравоохранения не по количеству посещений медицинских учреждений Отправной точкой должно быть состояние здоровья людей. Большой недостаток законопроекта — в отсутствии стандартизации оказания услуг.

Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова считает, что необходимо подробнее прописать меры социальной поддержки медицинских работников, более четко обозначить параметры транспортной доступности медицинских услуг, особенно в сельской местности, прописать особенности первичной медицинской помощи – главного вида медпомощи, с которой сталкивается население, и ему должен быть посвящен не один абзац. Всего одной строкой прописаны высокозатратные заболевания, недостаточно информации или вообще нет понятия социально опасных заболеваний. По мнению омбудсмена, над проектом должны поработать врачи и население, юристы свою часть сделали.

Руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Сергей Кузьмин поднял проблему воздействия окружающей среды на здоровье людей, профзаболеваний. 75% населения подвергаются комплексным нагрузкам от воздействия окружающей среды. В Свердловской области впервые в России внедрена технология системы управления рисками, и закон об охране здоровья должен содержать меры по обеспечению этой охраны, иначе получается закон о здравоохранении. По мнению Сергея Кузьмина, в законопроекте не прописана роль муниципалитетов в координации органов, служб и ведомств, задействованных в этой сфере, отсутствует роль работодателя в охране здоровья трудящегося человека.

Заместитель директора Уральского института регионального законодательства Николай Воронин подчеркнул особую значимость данного закона для каждого человека, от младенца до глубокого старика. Николай Андреевич напомнил важную роль прежнего областного закона, который намного лет вперед опережал федеральное законодательство. Представленный вариант, к сожалению, игнорирует такие наработки, как иммунопрофилактика инфекционных болезней на территории Свердловской области. Когда-то областной закон, посвященный этой проблеме, был прорывным, узаконившим календарь профилактических прививок. Сегодня в законопроекте термина иммунопрофилактики нет, туберкулез как социально опасное заболевание упоминается один раз. По мнению выступающего, при таком раскладе недопустимо признавать утратившими силу законы, касающиеся противотуберкулезной помощи населению, иммунопрофилактики инфекционных болезней, защите населения от инфекционных заболеваний, передаваемых при донорстве крови.

Николай Андреевич напомнил, что у Свердловской области как субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения 137 полномочий, 20 оперативных, 17 рекомендательных, по 90 можно принимать нормативные акты. В представленном виде документ неудобен для пользования из-за обилия отсылочных норм. Для реализации закона потребуется принять 30 нормативных правовых актов местного самоуправления, 18 постановлений областного правительства, 17 указов губернатора. А человек должен в одном законе увидеть, на какие услуги он может рассчитывать, что гарантировано государством, кто несет ответственность за нарушение, убежден Николай Воронин. Складывается впечатление, что закон написан для чиновников, а не для человека. Явно не хватает мнения специалистов.

Николай Воронин крайне удивлен, что Законодательное Собрание лишено полномочия утверждать основополагающий документ в сфере здравоохранения – территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора Свердловской области Андрей Юровских согласился с предыдущими ораторами в том, что здравоохранение не меньшее внимание должно уделять профилактике заболеваний. Благодаря вакцинопрофилактике мы смогли стать вторыми после Австрии по охвату населения прививками от клещевого энцефалита – 78%, ликвидировать эпидемию гепатита В – заболеваемость снижена в 114,7 раза, снизить уровень заболеваемости краснухой. В России появился единственный муниципалитет, свободный от ветряной оспы, — Качканар. По мнению Андрея Юровских, в законе об охране здоровья граждан обязательно должна быть прописана вакцинация бюджетников, воспитанников детских дошкольных учреждений.

Проректор по научной работе Уральской государственной медицинской академии, заведующая кафедрой неврологии детского возраста и неонатологии  Ольга Ковтун также говорила о профилактике заболеваний и необходимости узаконить региональный календарь профилактических прививок. Она обратила внимание на скудость понятийного аппарата: в федеральном законе 21 позиция, в областном – только 9. Нет понятий «лечащий врач», «пациент», «качество медицинской помощи» и др. По мнению Ольги Ковтун, есть необходимость расширить перечень полномочий областного правительства, дополнив его созданием условий для увеличения продолжительности жизни, сокращения преждевременных потерь населения, снижения уровня смертности. Нечетко прописаны виды медицинской помощи, упущены вопросы содержания детей в возрасте до четырех лет в государственных домах, вопросы выживаемости недоношенных младенцев, новорожденных с малым весом и ряд других проблем деторождения. Не отражено право выбора пациентом врача и медицинской организации, вопросы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Татьяна Мерзлякова, Николай Воронин, другие выступающие, включая представителя прокуратуры — старшего помощника прокурора Свердловской области Ксению Масалову, не согласились с предложением разработчиков признать утратившими силу областные законы о противотуберкулезной помощи населению, об иммунопрофилактике инфекционных болезней, о защите населения от инфекционных заболеваний, передаваемых при донорстве крови, и о защите населения от заболеваний, передаваемых половым путем. По их мнению, это возможно лишь при условии, что сущностное содержание перечисленных законов будет перенесено в рассматриваемый законопроект «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».

Недостатка в желающих выступить не было. Свои замечания по законопроекту высказали представители органов местного самоуправления Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, представители общественных организаций, отраслевого профсоюза медицинских работников и многие другие. Они говорили о том, что в законопроекте нет статьи о социальной поддержке ветеранов здравоохранения Свердловской области, о медицине катастроф и медицине труда, нечетко прописаны вопросы обеспечения протезами нуждающихся, вопросы финансирования санаторно-курортной системы, зубопротезирования инвалидов-ветеранов труда Свердловской области. Не урегулирована деятельность медвытрезвителей. Предлагается сократить от полугода до тридцати дней срок ожидания высокотехнологичной медицинской помощи.

Завершая двухчасовое обсуждение, председатель комитета Заксобрания по социальной политике Вячеслав Погудин еще раз подчеркнул особую значимость законопроекта об охране здоровья граждан, который принимается в условиях реформирования отрасли, разграничении полномочий в сфере здравоохранения. Необходимо четко обозначить цели, найти золотую середину, чтобы муниципалитеты понимали свои задачи.

При комитете будет создана рабочая группа по доработке законопроекта, в которую войдут депутаты Заксобрания, представители исполнительной власти, органов местного самоуправления, юристы, специалисты в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания. Высказанные в ходе «круглого стола» замечания и предложения будут учтены при дальнейшей доработке законопроекта.

 

 

Видеоматериалы с заседания «круглого стола» и комментарий Вячеслава Викторовича Погудина можно скачать с ftp-сервера Законодательного Собрания по адресу: ftp://video.zsso.ru/2012/06/