Открывая заседание, председатель Совета представительных органов муниципальных образований Свердловской области, председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина отметила, что Совет традиционно выносит на рассмотрение вопросы, которые являются проблемными для всех муниципальных образований: строительство дорог, детских дошкольных учреждений, вопросы бюджета, тарифной политики и другие. После выборов в Законодательное Собрание и местные Думы состав Совета обновился на 39 человек. Людмила Валентиновна выразила надежду, что Совет сохранит сложившиеся многолетние традиции и будет так же плодотворно работать над самыми злободневными проблемами и ставить задачи на дальнейшую перспективу. ОРГВОПРОСЫ. Первое после выборов заседание началось с решения организационных вопросов. Заместителями председателя Совета представительных органов муниципальных образований Свердловской области избраны председатель Думы Камышловского муниципального района Людмила Готкис и заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области Виктор Якимов. С предыдущего состава заместителями председателя Совета остаются депутаты областного парламента — заместитель председателя Заксобрания Анатолий Сухов и председатель комитета по вопросам законодательства и общественной безопасности Владимир Никитин. Каждый из них будет курировать одну из постоянных комиссий Совета. Проведены довыборы в состав Президиума Совета. В него вошли председатель Думы Асбестовского городского округа Валерий Белошейкин, первый заместитель руководителя администрации губернатора Марина Обрубова, глава Кировградского городского округа, исполняющий полномочия председателя кировградской Думы Александр Оськин, председатель комитета Заксобрания по региональной политике и развитию местного самоуправления Анатолий Павлов и заместитель председателя этого комитета Галина Артемьева. Всего в президиуме Совета теперь 19 человек. Определен состав постоянных комиссий Совета, созданных по четырем ключевым направлениям: по бюджету, финансам и налогам; по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления; по промышленной, аграрной политике и природопользованию; по социальной политике. Принят за основу план работы Совета на второе полугодие 2012 года. Среди запланированных мероприятий – рассмотрение вопроса о реализации областных целевых программ развития культуры и «Уральская деревня». На следующем заседании план будет утвержден с учетом предложений членов Совета. ЭКОНОМИКА. В преддверии формирования бюджета на 2013 год члены Совета заслушали информацию областного правительства «О ходе выполнения Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011−2015 годы, целевых показателях и ключевых направлениях развития области на период до 2015 года». С докладом выступил первый заместитель министра экономики и территориального развития Свердловской области Анатолий Оглоблин. Он рассказал, что удалось сделать в решении основных задач указанной Программы – по увеличению численности населения, росту продолжительности жизни, поддержке многодетных семей, модернизации здравоохранения и образования, внедрению новых технологий предоставления социальной помощи населению, повышению качества жизни граждан пожилого возраста, реализации молодежной политики, а также по развитию промышленности, сельского хозяйства, жилищной сферы, реформированию ЖКХ и по другим ключевым направлениям деятельности исполнительных органов на среднесрочную перспективу. Особенностью программы стал раздел территориального планирования, сказал докладчик. В целях выравнивания уровня социально-экономического развития территорий Свердловской области Программой предусмотрена реализация мероприятий по таким направлениям, как создание зон опережающего развития, модернизация монопрофильных территорий, развитие сельских территорий, развитие Екатеринбурга. Анатолий Оглоблин остановился и на системных проблемах, которые пока не удалось решить. К сожалению, все больше муниципальных образований формируют бюджет преимущественно за счет поступлений налога на доходы физических лиц от работников бюджетных организаций, а не от экономики. Как показала последняя перепись, наблюдается серьезное сокращение численности населения, особенно в моногородах. Ограниченность человеческого ресурса не позволяет территориям поддерживать производство и наращивать собственный экономический потенциал. В этих условиях требуется разработка принципиально новых подходов к реализации территориальной политики региона, отметил докладчик. Целесообразно принять рамочный закон Свердловской области о территориальном развитии, который урегулировал бы функционирование зон экономического благоприятствования, определил меры государственной поддержки промышленного производства, в том числе в экономически слабых муниципальных образованиях. Механизмом реализации упомянутого рамочного закона может стать разрабатываемая областная целевая программа содействия саморазвитию территорий Свердловской области на 2013−2015 годы. Анатолий Оглоблин обратил внимание на реализацию областных целевых программ как основного механизма выполнения мероприятий Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011−2015 годы. В прошлом году в рамках 15 целевых программ из областного бюджета муниципалитетам было выделено на условиях софинансирования более 8 млрд. рублей. Наибольшая доля субсидий была направлена на строительство и реконструкцию детских дошкольных учреждений, автомобильных дорог, строительство социальных объектов в муниципалитетах. Однако часть субсидий осталась неиспользованной либо из-за отсутствия необходимых средств в местных бюджетах, либо из-за нерасторопности в подготовке проектно-сметной документации. В завершении Анатолий Оглоблин сообщил, что 1 июня стартовала разработка прогноза социально-экономического развития Свердловской области с оценками вплоть до 2030 года. Разрабатывается стратегия развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, в июле должен быть сформулирован план мероприятий по Свердловской области. В связи с Указом Президента РФ по повышению доходов работников бюджетной сферы предстоит корректировка демографических муниципальных программ. Вся эта работа должна быть выполнена качественно, подчеркнул докладчик, поскольку от точности прогноза в конечном счете зависит налоговый потенциал территорий. Члены Совета, руководители местных Дум Кировграда, Дегтярска, Качканара, Нижней Салды, Пелыма и других территорий Среднего Урала, задали министру массу вопросов по ЖКХ, жилищному строительству, поддержке молодых семей и другим направлениям. Скажем, серьезные шаги, предпринятые по решению проблемы обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, привели к тому, что очередь на получение места в детском саду заметно увеличилась. К сожалению, заморожена хорошая идея предоставления бесплатно земельных участков для индивидуального строительства отдельным категориям граждан: о намерениях заявлено, очереди созданы, но на этом все закончилось, поскольку у муниципалитетов нет средств на создание необходимой инфраструктуры застраиваемых районов. Мнение многих территорий высказала глава Нижней Салды Елена Матвеева. Город с уникальными предприятиями, работающими на космос и железную дорогу, вынужден жить с протянутой рукой, так как налоги идут мимо местной казны, и у территории не остается возможности развития. Члены Совета предлагают и очень надеются, что будет пересмотрен механизм воздействия местной власти на доходную часть бюджета. Особенно это касается городов-спутников, где большая часть трудоспособного населения работает не по месту жительства. По мнению членов Совета, чем больше денег от налоговых поступлений будет оставлено муниципальным образованиям, тем меньше станет дотационных территорий. По мнению ряда выступающих, бодрые отчеты на всех уровнях о модернизации здравоохранения далеки от реального положения в этой сфере. Достаточно заглянуть в любую районную больницу, чтобы в этом убедиться. Члены Совета поддержали предложение Людмилы Бабушкиной пригласить в сентябре на свое заседание министра здравоохранения Свердловской области. Много предложений по повышению роли представительных органов в развитии муниципальных образований высказал заместитель председателя Заксобрания Виктор Якимов. К примеру, ввести показатель эффективности управления, чтобы не было так, что две третьих введенного жилья приходится на Екатеринбург, где проживает лишь одна третья часть населения Свердловской области. Еще одно предложение – ввести механизм арендного жилья для молодых специалистов бюджетной сферы и незащищенных слоев населения. Виктор Якимов пригласил членов Совета принять участие в обсуждении законопроекта областного закона об охране здоровья граждан в Свердловской области и проекта федерального закона о федеральной контрактной системе. В ходе обсуждения члены Совета сочли целесообразным разработку и принятие рамочного закона Свердловской области, который обеспечит регулирование в сфере создания и функционирования зон экономического благоприятствования в нашей области. В решении Совета органам местного самоуправления рекомендовано при разработке прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований на 2013 год и плановый период руководствоваться необходимостью достижения целевых параметров и результатов Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011−2015 годы. При этом обратить внимание на обеспечение со стороны муниципальных образований обязательств по софинансированию мероприятий областных целевых программ. Учитывая, что началась работа по формированию бюджета на 2013 год и плановый период, решено направить в состав комиссии министерства финансов Свердловской области по рассмотрению предложений органов местного самоуправления по исходным данным, используемым для расчета объема финансовой помощи муниципальным бюджетам на 2013 год, по одному представителю от каждой комиссии Совета. ТАРИФЫ. Большой интерес вызвала информация председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Владимира Гришанова о тарифной политике в сфере жилищно-коммунальных услуг и перевозки пассажиров общественным транспортом. Председатель РЭК отметил, что в первом полугодии тарифы на коммунальные услуги не менялись, с 1 июля они возрастут, но не более чем на 15%. Наибольшее повышение будет на газ и свет. Владимир Гришанов рассказал о прогнозных тарифах до 2015 года, обратив внимание на разрыв между обоснованной и применяемой платой за услуги, что приводит к недофинансированию коммунального комплекса, и рано или поздно вызовет необходимость прибегнуть к очередному повышению тарифов. Что касается стоимости проезда в общественном транспорте, то пока он сохраняется на уровне 14 рублей, за исключением Екатеринбурга, Каменска-Уральского и Ревды. Тариф установлен исходя из расчета 1 рубль 65 копеек на пассажиро-километр. Руководитель РЭК ответил на вопросы членов Совета по нормативам отопления малоэтажных домов (зачастую это ветхое жилье, построенное в 60-х годах), жильцы которых платят за тепло больше, чем жители более современных пятиэтажек, по нормативам на общедомовые нужды, водоснабжению и водоотведению и другие. Докладчик еще раз подчеркнул, что нормативы потребления должны стимулировать установку счетчиков. В решении Совета Законодательному Собранию Свердловской области предложено внести в Госдуму в порядке законодательной инициативы проект федерального закона, предусматривающего продление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги. Органам местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области рекомендовано до истечения 2012 года осуществить мероприятия, обеспечивающие в 2013 году темп роста платежей населения за коммунальные услуги, не превышающий уровень, прогнозируемый Министерством экономического развития Российской Федерации. ПРАВО. О порядке реализации права законодательной инициативы Думами муниципальных образований членов Совета проинформировала заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Свердловской области по региональной политике и развитию местного самоуправления Галина Артемьева. Она на конкретных примерах объяснила, как воспользоваться этим правом, назвала самые распространенные ошибки при разработке законопроектов. В решении Совета местным Думам предложно в полной мере использовать право законодательной инициативы, а также активнее участвовать в обсуждении законопроектов, размещаемых на сайте Заксобрания, вносить поправки. КОНТРОЛЬ. Заседание Совета завершилось информацией о деятельности Счетной палаты за период с марта 2012 года, когда она стала юридическим лицом. В своем докладе председатель Счетной палаты Андрей Ефимов сделал упор на порядке взаимодействия Думы муниципального образования и контрольного органа. Сегодня в муниципалитетах Свердловской области уже зарегистрировано 73 контрольно-счетных органа, сказал докладчик. Есть намерение взамен существующего совета контрольно-счетных органов создать ассоциацию контрольно-счетных органов Свердловской области, главной задачей которой станет организация общей системной работы по муниципальному контролю за расходованием бюджетных средств, использованием муниципальной собственности, всем бюджетным процессом. В ассоциацию могут войти только те контрольно-счетные органы, которые имеют статус юридического лица. На сегодня таких в Свердловской области 66. Членов Совета интересовали критерии оценки эффективности работы контрольно-счетных органов. Андрей Ефимов считает, что это может быть охват бюджета, периодичность проверок, меры предупреждения нецелевого использования средств, — ассоциация выработает единый подход к оценке. В решении Совета правительству Свердловской области предложено при формировании бюджета на 2013−2015 годы рассмотреть возможность увеличения расходов на содержание контрольно-счетных органов муниципальных образований. Местным Думам необходимо до 1 июля направить в Счетную палату предложения об увеличении численности контрольно-счетных органов своих территорий. Видеоматериалы с заседания Совета можно скачать по адресу: ftp://video.zsso.ru/2012/06
|