“Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2004 год” Доклад губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области Уважаемые депутаты! Дорогие уральцы! Меньше года прошло, как мы в этом зале определили основные направления бюджетной и налоговой политики на текущий год. Давайте вспомним некоторые из них. Мы ставили задачу: разработать консолидированный бюджет не менее 40 млрд. рублей; повысить заработную плату в 1,3 раза; сохранить 80-процентный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг; увеличить расходы бюджетных организаций на энергоносители в 1,3 раза; предусмотреть фонд финансовой поддержки муниципальных образований не менее 3 млрд. рублей и увеличить прочие расходы территорий-доноров в 1,5 раза. В целях поддержки предприятий промышленности, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства мы поставили задачу реструктурировать на 10 лет их платежи в территориальный дорожный фонд. В социальной сфере: увеличить ассигнования в 1,7-1,8 раза на финансирование расходов по обеспечению бесплатными и льготными лекарствами, платежи за неработающее население; предусмотреть приоритетное финансирование газификации населенных пунктов, рост объемов строительства жилья и школ. Благодарю депутатов за то, что все намеченное в бюджетном послании на 2003 год стало Законом Свердловской области и выполняется нами в невероятно трудных условиях. Итоги первых четырех месяцев говорят сами за себя. Рост физических объемов промышленного производства составил 110,5 процентов. Доходы консолидированного бюджета области возросли на 16 процентов и составили 29 процентов от годовых назначений. За первые четыре месяца 2003 года в соответствии с бюджетными назначениями в полном объеме выполнены задания по финансированию законов о защите ветеранов и инвалидов, обеспечению лекарствами, выплате детских пособий, мероприятий по охране материнства и детства. Это наши реальные шаги в сбережении народа. У нас вместе с промышленниками, с главами городов и районов получается объединение усилий по укреплению материально-технической базы учреждений спорта, культуры, здравоохранения, социальной защиты. В первом полугодии этого года вступят в строй Дворцы спорта в Нижнем Тагиле на 3 тысячи зрителей, в Екатеринбурге – на 5 тысяч. Ведется строительство подобного объекта в Верхней Пышме. Полным ходом идут работы по обустройству областного краеведческого музея, восстановлению концертного зала Маклецкого в музыкальном училище имени Чайковского. По отдельным программам осуществляется ремонт сельских клубных учреждений, восстановление исторического культурного наследия. Воздвигаемые на пожертвования Храм-на-Крови, монастырский комплекс “Ганина Яма”, Спасо-Преображенский собор в Невьянске, историческо-духовный комплекс в Нижнем Тагиле могут стать, как мы полагаем, символами возрождающейся духовности уральцев и вместе с Верхотурьем –основными звеньями будущего “Серебряного кольца Урала”. Уверен, что через возрождение духовности, нравственности и морали будет прирастать могущество нашей Родины. Всегда поддерживал и буду поддерживать всех подвижников в этом благородном деле! Уважаемые коллеги! Одним из наших приоритетов является оказание медицинской помощи населению. Главное здесь для нас – бесплатное и доступное здравоохранение. Нам удалось увеличить в этом году объем финансирования здравоохранения почти в 1,4 раза. Этого, конечно, мало. Вот почему мы определили следующие направления: внедрение общеврачебных практик на селе, реформирование амбулаторно-поликлинического лечения, организацию квалифицированной и доступной неотложной помощи. В первом полугодии будет сдан в эксплуатацию кардиохирургический комплекс на 1200 тысяч операций в год, продолжится развитие и становление перинатальных центров и оказание бесплатной медицинской помощи больным, страдающим тяжелыми заболеваниями. Мы и впредь будем всячески поддерживать усилия тех промышленников, которые будут вкладывать средства в самое дорогое, что у нас есть – в Человека. На это же направлены наши действия в газификации Свердловской области. В соответствии с Законом о бюджете голубой огонь должен загореться в Михайловске, Нижних Сергах, Байкалово, Ирбите, Тавде, Верхотурье. Многое из того, что я сказал, это – результат работы наших промышленников. Это они вывели Свердловскую область на третье место в России. Это они дают такие темпы прироста в этом году. Это они наполняют нашу казну. Так держать всем! Уважаемые депутаты! Основной целью бюджетного послания должно быть существенное повышение благосостояния и уровня жизни граждан. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил ее, как проблему борьбы с бедностью. Это должно стать главным и в нашей работе. А ситуация у нас не очень радужная: 22,5 процента населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, высоким остается долг по зарплате в промышленности, низки доходы работников бюджетной сферы. Зарплата на отдельных предприятиях в 3-4 раза ниже, чем в среднем по промышленности. Осознавая это, считаю важным для нас и предлагаю депутатам, правительству области повысить зарплату бюджетникам с июля в 1,2 раза. Надеюсь, что промышленники, предприниматели вместе с профессиональными союзами рассмотрят и примут подобные решения в своих трудовых коллективах. Понимаю, что сделать такой шаг непросто, но другого выхода нет – надо повышать людям заработную плату. Меня могут спросить: а за счет чего повышать? Отвечаю: всем нам надо лучше работать! Наши прогнозные расчеты социально-экономического развития Свердловской области на 2004 год подтверждают продолжение положительной динамики. Рост объема промышленного производства ожидается на уровне 13-15 процентов, объем инвестиций должен увеличиться на 17-23 процента в текущих ценах, средняя заработная плата вырастет на 16-17 процентов. Несколько слов о темпах производственного роста. Владимир Владимирович Путин поставил задачу: к 2010 году удвоить внутренний валовый продукт. В принятой нами схеме развития и размещения производительных сил до 2015 года мы должны утроить объемы промышленного производства. В обществе началась дискуссия о темпах роста. Моя позиция такова: исходя из реалий, я – за самые высокие и напряженные задания и рубежи. Наша история нас и учит. Когда вопрос вставал ребром: быть или не быть?, Россия удивляла весь мир темпами своего экономического роста. Главное здесь не только ответить на вопросы: кто виноват и что делать, а найти ответ: как это делать?! Наш ответ, как это делать – в программе развития производительных сил. Наряду с реконструкцией, модернизацией наших предприятий черной и цветной металлургии, электроэнергетики – базовых отраслей нашей экономики, особое внимание уделено развитию машиностроения и тем отраслям народного хозяйства, где создается высокая добавленная стоимость. Считаю, что с учетом внутренней и внешнеполитической обстановки, приоритетами государственной промышленной политики станут: оборонная промышленность, развитие предприятий “двойного назначения” и агропромышленного комплекса. Все это мы вместе с вами сначала сохранили, затем обеспечили стабилизацию работы, а теперь следует за счет привлечения инвестиций, развития внутреннего рынка реализовать наши амбициозные планы. Оценка деятельности всех – от директора предприятия, собственника до руководства области – должна даваться, в первую очередь, по обеспечению темпов роста. Это, в свою очередь, должно стать основой для прогнозирования консолидированного бюджета Свердловской области в размере не менее 47-50 млрд. рублей. Определяющее влияние на формирование доходов бюджета Свердловской области по-прежнему будет оказывать проводимая налоговая реформа. Отмена налога с продаж уменьшит доходы консолидированного бюджета в 2004 году на 2,9 млрд. рублей; реформирование налога на имущество организаций, связанное с сокращением налоговой базы, также может снизить доходы еще на 300 млн. рублей. Правительство Российской Федерации предполагает осуществить компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов, вызванных отменой налога с продаж, за счет повышения фискальной значимости налога на имущество организаций, отказа от зачисления в федеральный бюджет налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса, а также передачи в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет. Но мы знаем, что новые, “неотработанные” доходные источники требуют значительного времени на их “обкатку” и сразу в полной мере не смогут обеспечить компенсации выпадающих доходов. Острейшей проблемой является формирование целевого бюджетного территориального дорожного фонда Свердловской области, который в связи с отменой налога на пользование автомобильных дорог, лишился своего главного доходного источника. Транспортный налог, введенный на территории области, начнет поступать в дорожный фонд только в конце первого полугодия 2004 года. Второй доходный источник дорожного фонда – акцизы на операции с нефтепродуктами – является крайне ненадежным из-за несовершенства федерального налогового законодательства. Об этом свидетельствуют фактические поступления данных акцизов в дорожный фонд, которые в первом квартале текущего года составили 132 млн. рублей при плане в 270 млн. рублей. Как поступать в такой ситуации? Как показала практика последних лет, все самые сложные задания правительству Свердловской области, депутатскому корпусу удавалось выполнять и перевыполнять. И всегда нам помогали крупные промышленные предприятия, банковский сектор, малый бизнес. Не будем изменять сложившимся традициям. Призываю вас при уточнении прогноза и формировании бюджета 2004 года вновь ориентироваться на напряженную работу и поиск самых, казалось бы, невероятных резервов по росту доходов бюджета. Вижу следующие наши действия. Первое Серьезные задачи следует решить и в части межбюджетных отношений, в частности, по учету сбалансированности доходов и нормативных расходов бюджетов в методике распределения средств Фонда финансовой поддержки; по отстаиванию социальных мандатов, которые Центр пытается передать регионам. Надеюсь, что по этим и иным вопросам вы осуществите необходимую законодательную инициативу. Второе Это позволит не только приблизиться к провозглашаемой цели значительного повышения благосостояния населения области, но и существенно повысить бюджетные поступления по налогу на доходы физических лиц, что является немаловажным фактором обеспечения бездефицитного бюджета, учитывая, что доля этого налога в структуре консолидированного бюджета Свердловской области постоянно увеличивается и по итогам 2002 года составила 31 процент. Прогнозные цифры роста производства и инвестиций в 2004 году, которые я упоминал, также не снизойдут на нас как “манна небесная”. Их достижение потребует немалых усилий. Но эти усилия окупятся сторицей: будет расти хозяйственный комплекс – пойдет в казну налог на прибыль; достигнем запланированной инвестиционной активности – пополнят бюджет “имущественные” налоги. А отсюда – и социальное благополучие граждан, их ответное желание лучше трудиться, чтобы лучше жить. Третье Предстоит принять закон Свердловской области о введении налога на имущество организаций, в составе которого вы, уважаемые депутаты, должны определить налоговые ставки в пределах и в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности. В целях активизации развития малого бизнеса необходим областной закон о введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Перед органами местного самоуправления Свердловской области стоит задача принятия нормативно-правовых документов о введении налога на имущество физических лиц, определении налоговых ставок этого налога. В части предоставления налоговых льгот. Представляется целесообразным сохранить и на будущий год действующие в настоящее время положения областного налогового законодательства. Особенно это касается снижения ставки налога на прибыль организаций на четыре процентных пункта для налогоплательщиков, принимающих активное участие в решении проблемы ликвидации аварийного жилья, имеющей важное значение для жителей нашей области. Целесообразно освободить в 2004 году от уплаты земельного налога в областной бюджет горнодобывающие предприятия в части земли под строящимися объектами; протезно-ортопедические организации; лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; пенсионеров, имеющих звание ветерана в соответствии с федеральным законом “О ветеранах”, другие категории. Следует поддержать и инициативу депутатов по освобождению от уплаты налога на земли, выделенные для индивидуального жилищного строительства, в части отчислений в областной бюджет в пределах нормативного срока строительства. Надеюсь, внесенный в Областную Думу законопроект будет ею поддержан и принят. По имущественным налогам предлагаем сохранить применение пониженных ставок для организаций жилищно-коммунального хозяйства, автотранспортных предприятий, метрополитена. Четвертое В текущем году впервые реализуется план развития государственного сектора экономики. Новацией является и план финансово-хозяйственной деятельности областных государственных предприятий на 2003 год, программа приобретения имущества в государственную собственность Свердловской области. Эти документы и в перспективе должны служить инструментами влияния государства на экономическое развитие, обеспечивать устойчивость так называемой “социальной экономики”, то есть тех ее секторов, которые зачастую не подпадают под привычные критерии рыночной эффективности. Однако это не разновидность благотворительности. Свидетельством тому является увеличение доходов от использования и управления государственной собственностью в 5 раз в 2002 году по сравнению с 2000 годом. Задача органов исполнительной власти Свердловской области – сохранить и на будущий год указанные темпы. Пятое. Применение спектра организационных мер – от обеспечения строгой дисциплины в вопросах исполнения бюджетных назначений, завершения перехода на казначейскую систему исполнения областного бюджета – до экономии бюджетных расходов, в том числе и путем расширения использования конкурсных принципов распределения бюджетных средств. В прошлом, 2002 году доля конкурсного размещения –заказа составила более 63 процентов от общей суммы средств на закупку товаров, работ, услуг. В абсолютном выражении это почти 5 млрд. рублей. Задача правительства Свердловской области на 2004 год – всё, что предусмотрено законодательством, размещать при помощи торгов, в том числе и на бирже. Уважаемые депутаты! Конечно, в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства нам непросто в полном объеме определить доходные источники. Важно, что этот процесс мы начинаем, как всегда, заблаговременно, определив для себя минимально необходимые доходы. А теперь – о расходах. На наш взгляд, логика построения расходной части бюджета области на 2004 год, ее структура, выделение в качестве приоритетных расходов социальной направленности должны сохранить во многом преемственность с формированием бюджетов прошлых лет. Основными принципами в политике расходов должны выступить баланс интересов регионального и местного уровней власти, экономическая целесообразность; самостоятельность бюджетов и ответственность власти за их исполнение; осуществление объективно обусловленного перераспределения средств между бюджетами для выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности. Для обеспечения большей объективности и обоснованности распределения бюджетных средств в расчетах расходов как областного, так и консолидированного бюджетов на 2004 год следует применять планово-расчетные показатели расходов бюджета, устанавливаемые правительством Свердловской области в составе методики по формированию бюджетов. Учитывая благоприятные прогнозы роста экономики Свердловской области; меры, которые намечены для пополнения доходов бюджета, исходя из увеличения тарифов на услуги естественных монополий для бюджетных организаций не более, чем на 20 процентов, и роста потребительских цен, не превышающего 8-10 процентов, полагаю, что в целом формирование проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета на 2004 год должно исходить из условия бездефицитности бюджета Свердловской области при обеспечении в максимально возможном объеме бюджетных обязательств перед населением Свердловской области. Мобилизация доходов позволит увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы на 33 процента, что в абсолютном выражении составит 17,3 млрд. рублей; в полном объеме осуществить оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями в пределах лимитов потребления; обеспечить “бюджет развития” не ниже уровня 2003 года. Поручаю правительству области при подготовке проекта бюджета проанализировать сложившуюся объективно кредиторскую задолженность по ЖКХ. Для стимулирования городов-доноров предусмотреть соответствующий механизм, включающий перечисления в местные бюджеты до 50 процентов поступивших сверхплановых сумм от данной территории в областной бюджет. Для территорий, получающих финансовую помощь из областного бюджета, также целесообразно предусмотреть меры, стимулирующие зарабатывание ими доходов. Методика формирования и распределения бюджетного фонда финансовой помощи местным бюджетам на 2004 год в настоящее время дорабатывается органами исполнительной власти Свердловской области и в установленный срок будет представлена депутатам для совместного рассмотрения, корректировки с целью сближения позиций, нахождения взаимоприемлемых решений. Бюджет развития в наибольшей степени характеризуют областные государственные целевые программы. Применение программно-целевого подхода в наибольшей степени отвечает цели концентрации ограниченных ресурсов на стратегических приоритетах развития. Основные принципы формирования программ предлагается оставить неизменными. Это, во-первых, укрупнение программ, во-вторых, сохранение объемов финансирования из областного бюджета на уровне предыдущего года с учетом инфляционной составляющей. Сумма расходов областного бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет средств целевых бюджетных фондов, соответствует уровню, предусмотренному на финансирование областных программ в 2003 году с индексом-дефлятором 1,1. В будущем году планируется реализовать 27 целевых программ. Из них 9 действующих долгосрочных областных государственных целевых программ. Они вам все известны. Общий объем финансирования этих программ на 2004 год определен в сумме 144 млн. рублей. Ряд краткосрочных программ предполагается перевести в ранг долгосрочных. Это программы: “Развитие здравоохранения”, “Развитие физической культуры, спорта и туризма, формирование здорового образа жизни”, “Обеспечение охраны общественного порядка и законности на территории Свердловской области”. В агропромышленном комплексе не менее 40 процентов всех ассигнований надо направить на техническое перевооружение животноводческих ферм, внедрение новых технологий и агролизинг. Будут усилены такие направления программного финансирования, как переселение граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение жильем инвалидов войны в Афганистане, локальных войн и военных конфликтов и членов их семей, социальная защита населения. Планируется комплекс мер по поддержке ветеранов в рамках подготовки празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов. Еще один наш приоритет — государственная поддержка молодежи, воспитание у нее культуры здорового образа жизни, чувства патриотизма. Уважаемые депутаты! Бесспорно, следует продолжить нашу бюджетную политику в обеспечении защиты человека и работы правоохранительных и правоприменительных органов. Немного большее внимание к этим вопросам в прошлом году дало снижение преступности на 25 процентов, а мировые судьи – значительно “разгрузили” городские и районные суды, укрепили доверие населения к судебной власти. Мы полагаем целесообразным сохранить и увеличить эти расходы в 2004 году. Дорогие уральцы! 2004 год, несомненно, будет трудным. Он будет труден для всего нашего государства. И наш Президент в своем послании Федеральному Собранию говорил об этом откровенно, с болью и переживанием. Свердловская область – часть России. Боль России – наша боль. И уральцы всегда доказывали, что их девиз: “Не словами, а делами”. Давайте делать дело. Вместе. Сообща. За Родной Урал! За Великую Россию! . Повышение эффективности управления и использования областного государственного имущества, особенно земельных ресурсов. Разграничение собственности на землю, создание рациональной системы земельных отношений, взимание арендной платы за пользование землей позволят увеличить неналоговые поступления в областной бюджет. Только одна цифра – за этот год подготовлено свыше 6 тысяч дел на земельные участки для их разграничения по уровням собственности (на федеральную, областную и муниципальную).. В текущем году нужно плотно и конструктивно поработать и подготовить пакет нормативных правовых актов по реализации налоговой реформы с тем, чтобы обеспечить его вступление в действие с 1 января 2004 года.. Продолжение взаимодействия с хозяйствующими субъектами по расширению налоговой базы, в частности, в рамках трехстороннего соглашения между правительством Свердловской области, работодателями и федерацией профсоюзов – реализация мер по обеспечению в 2004 году роста средней заработной платы работникам предприятий не менее, чем на 30 процентов, с доведением средней заработной платы в организациях, имеющих ее низкий уровень, до среднеобластных значений. Со своей стороны, исполнительные органы государственной власти должны взять аналогичные обязательства в части повышения в будущем году заработков сотрудников бюджетной сферы. В декабре этого года средняя заработная плата одного работника в Свердловской области должна составить 7000−7200 рублей, к декабрю 2004 года – 8200−8300 рублей. Уверен, что такая задача по плечу и правительству, и руководителям предприятий и организаций Свердловской области, и профсоюзам.. Активизация работы с федеральным центром по обеспечению принятия ряда правовых актов в сфере налогового законодательства, направленных на поступление акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты, совершенствование порядка уплаты транспортного налога, ограничение расходов при исчислении налога на прибыль организаций. Решение на законодательном уровне вопроса о передаче части налога на добавленную стоимость региональным бюджетам для компенсации выпадающих доходов в связи с отменой налога с продаж либо продление действия законодательства о налоге с продаж.
| |