Июнь `2006
пнвтсрчтптсбвс
29303101020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829300102
20 июня 2006 года  —  версия для печати

В зале заседаний на 21 этаже началась научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Уральского института регионального законодательства

Тема научно-практической конференции: «Законодательство субъекта Российской Федерации: замысел, реальность, перспектива».

Решение о создании Уральского института регионального законодательства было принято на самом начальном этапе становления и развития законодательства субъектов Российской Федерации. Уже в период формирования системы высших органов государственной власти Свердловской области остро встал вопрос о научно-методическом обеспечении законодательной деятельности. В то время в Свердловской области был подготовлен и принят качественный Устав, который фактически стал модельным для многих субъектов Российской Федерации. Желание развивать правотворческую деятельность на том же высоком уровне стало определяющим при принятии решения о создании института.

С момента создания института его работа строится таким образом, что позволяет сочетать возможности собственного научного потенциала и потенциала других научных организаций. Своими собственными силами или по договорам с ведущими научными организациями, расположенными в Екатеринбурге, институт ведет разработку проектов областных законов. Кроме того, в институт поступают на правовую экспертизу практически все законопроекты и проекты важнейших иных нормативных правовых актов (постановления Правительства Свердловской области и др.), протесты прокурора Свердловской области на законы Свердловской области, противоречащие федеральному законодательству, проекты ряда федеральных законов, в том числе, разработанные другими субъектами Российской Федерации, другие документы. Экспертиза этих документов осуществляется штатными сотрудниками института, а также Экспертным советом института в составе 12-15 его членов.

Экспертный совет – особое подразделение института и, пожалуй, подразделение уникальное в практике организации подобного рода институтов. На две трети он сформирован из ведущих ученых-юристов Уральской государственной юридической академии и Института философии и права УрО РАН, одна треть членов Экспертного совета – представители высших органов государственной власти Свердловской области. За годы своей работы Экспертный совет стал весьма авторитетным органом, без заключения которого ни один законопроект не выносится на пленарное заседание Областной Думы. Заключения Экспертного совета в обязательном порядке приобщаются к документам, выдаваемым депутатам Областной Думы для рассмотрения вопросов повестки дня областного законодательного органа. В ходе подготовки законопроектов члены Экспертного совета нередко входят в состав различного рода рабочих групп, создаваемых в комитетах Областной Думы. Председателем Экспертного совета в настоящее время является заслуженный юрист Российской Федерации, д.ю.н., проф. М.И. Кукушкин.

С момента своего создания Уральский институт регионального законодательства провел очень значительную работу. Прежде всего, с его помощью были выработаны концептуальные основы регионального законодательства. Не секрет, что во многих субъектах Российской Федерации законодательная база очень слаба в силу того, что принимаемые законы представляют собой измененные и адаптированные к условиям регионов копии федеральных законов. Институт помог преодолеть эту болезнь законотворчества и сейчас можно сказать, что в основе большинства законов Свердловской лежат оригинальные разработки. Электронная база законодательства Свердловской области наряду с законодательством Москвы и Санкт-Петербурга вот уже много лет является наиболее авторитетной и востребованной среди специалистов в сфере правотворческой деятельности. Институт оказал и оказывает большое влияние на выработку системы законодательства Свердловской области с учетом ее правотворческих полномочий. Ежегодно его сотрудники участвуют в подготовке планов законопроектных работ Законодательного Собрания Свердловской области.

С созданием Уральского института регионального законодательства во многом была облегчена напряженная работа Законодательного Собрания Свердловской области, особенно на первоначальных этапах его деятельности, когда в области необходимо было принять целый массив базовых законов: о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления, о выборах Губернатора Свердловской области, о выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, об исполнительных органах государственной власти Свердловской области и многие другие. Показательно, что за короткий отрезок времени с 1996 по 1999 годы в нашей области было принято более двухсот областных законов, составивших основу законодательства региона. При этом все законопроекты прошли экспертизу в Уральском институте регионального законодательства. Среди наиболее сложных, но запомнившихся документов, подготовленных в то время – программа по управлению государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области, а также областной закон “О государственной казне Свердловской области”.

Большое значение придается Уральским институтом регионального законодательства выработке модельных правовых актов, использование которых облегчило бы правотворческую деятельность органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории области. Только за последние годы Институтом был подготовлен модельный закон о бюджете субъекта Российской Федерации, модельные законы об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством, модельные законы о наградах и почетных званиях, учреждаемых в Свердловской области и др.

Сотрудники института принимают участие в подготовке проектов не только областных, но и федеральных законов. В частности, в период подготовки Налогового кодекса Российской Федерации депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по поручению Законодательного Собрания Свердловской области директором института А.В. Лобашевым был представлен проект федерального закона “Об основах налогообложения и сборов в Российской Федерации”.

Без преувеличения можно сказать, что за истекшие десять лет Институт стал одной из ведущих в нашей стране организацией в сфере регионального законодательства. Подобные организации, не считая центров законотворчества, действующих при органах государственной власти в Москве и Самаре, в России созданы только в Воронежской, Иркутской, Ленинградской, Московской областях. Для Свердловской же области институт давно стал мощным интеллектуальным научно-методическим и экспертным центром с ярко выраженной практической направленностью. Ежедневно в институт обращаются за советом десятки специалистов из государственных органов и органов местного самоуправления.