АБЗАЛОВ Альберт Феликсович


Март `2011
пнвтсрчтптсбвс
28010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293031010203
28 марта 2011 года  —  версия для печати

«АКАДЕМИЯ» ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

22 марта, в день весенних каникул, перед одаренными детьми городского округа Красноуфимск гостеприимно распахнули свои двери сразу два лагеря, организованные при поддержке благотворительного фонда «Малая родина» депутата Законодательного Собрания Альберта Абзалова.

Организаторами творческих мастер-классов и ученических объединений по интересам выступили педагоги школ и учреждений дополнительного образования городского округа, студенты Красноуфимского педагогического колледжа. Занятия вели опытные учителя красноуфимских школ и преподаватели ведущих университетов – Уральского федерального имени Б.Ельцина, Уральского государственного педагогического и Уральского государственного лесотехнического.

Ученики старших классов в профильном лагере «АЛИР» (аббревиатура от названия «Академия личностного и интеллектуального роста») на базе средней школы №1 участвовали профильными отрядами в различных коллективно-творческих мероприятиях и углубленных учебных занятиях: естественнонаучном, физико-математическом, филологическом и общественно-научном. А в целом работа в лагере велась по трем основным направлениям: психолого-педагогическому, обучающему и развлекательно-познавательному.

Тематический лагерь в школе-интернате получил название «Звездный»  потому, что приоритетными линиями в содержании программы лагеря являлись Год космонавтики (в связи с 50-летним юбилеем первого полета в космос)  и 275-летний юбилей города Красноуфимска. Школьники, обучающиеся в 5-8 классах, на два весенних дня в лагере погрузились в мир загадочного космоса. Здесь дети, играя, получили новый опыт и навыки, и мы их застали целиком погрузившимися в тематическую игру с космической тематикой. Занятия были посвящены художественному творчеству и дизайну, исполнительному искусству и иностранным языкам, журналистике и другим направлениям. А участвовать в тематической игре детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры и именно поэтому в «Звездном» никому не было скучно.

Организация профильных и тематических лагерей под руководством опытных педагогов школ и университетских преподавателей, безусловно, создают оптимальные условия для развития познавательных интересов и творческих способностей учеников.

Двухдневные лагеря – и профильный «АЛИР», и тематический «Звездный», уже завершили свою работу. По единодушному мнению педагогов и учащихся – лагеря признаны востребованными и успешными.

О том, что еще необходимо сделать для поддержки одаренных школьников, хотелось бы узнать мнение практиков. Потому обратились к начальнику Управления образованием городского округа Красноуфимск кандидату педагогических наук Жанне Сергеевне Фрицко:

- Осознавая значимость работы с одаренными детьми, мы видим задачу красноуфимского образования в создании творческой образовательной среды, помогающей полнее раскрыться потенциалу школьников и в формировании  системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В задачи нашего Управления входит и методическое сопровождение педагогов по обучению одаренных детей по различным направлениям. 

В системе выявления, отбора талантов будут задействованы – и здесь нельзя ограничивать круг, абсолютно все образовательные учреждения городского округа. Кроме общеобразовательных школ, у нас в городе действует четыре учреждения дополнительного образования. Все они будут участниками комплексной муниципальной целевой программы «Развитие системы образования городского округа Красноуфимск на 2012−2015», которую нам предстоит разработать в этом году и в которой в качестве одной из подпрограмм будет направление «Одаренные дети». В рамках этой же программы  мы планируем блок направления поддержки того самого «учителя нового типа» – талантливых педагогов, которые одаренных детей будут поддерживать и взращивать.

О месте основных образовательных школ в муниципальной комплексной программе, которая будет разработана и утверждена, говорить не будем – они подразумеваются само собой. Задача учреждений дополнительного образования заключается в том, что они должны обеспечить такой спектр услуг, чтобы дети могли попробовать себя в различных направлениях. Ведь невозможно сразу определить, в какой именно интеллектуальной сфере или каком творчестве ребенок одарен и талантлив. Поэтому нужно, чтобы он, что называется,  «попробовал» себя по максимуму и остался в том направлении, в котором чувствует себя наиболее успешным. Кроме того, процесс выявления одаренных, талантливых детей должен начинаться еще в учреждениях дошкольного образования – ведь чем раньше будут выявлены способности ребенка, тем более эффективно и более оптимально их можно развивать.

Развитие одаренности детей у нас, конечно,  идет и сегодня. Этому во много способствуют региональные проекты, в частности, фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала». На муниципальном уровне учащиеся принимают активное участие в олимпиадном движении, в конкурсной и проектной деятельности. Мы так же планируем, что  профильные и тематические лагеря, проведенные в нашем городе во время весенних каникул этого года, станут постоянно действующими в каждое каникулярное время.

Хотя работа с одаренными детьми у нас ведется и всегда велась в разных формах, пока нельзя сказать, что процесс поддержки талантливых учащихся достаточно обеспечен соответствующими условиями. К сожалению, существуют и проблемы, на которых нельзя не остановиться. В содержательном плане это, конечно, разработка индивидуальных образовательных траекторий, в рамках которых способности детей могли бы быть учтены и в учебной, и во внеучебной деятельности. Это, конечно,  мероприятия по методическому сопровождению педагогов для работы с такой категорией обучающихся. Кроме того, зачастую мы испытываем финансовые трудности с сопровождением детей-победителей муниципального этапа  на мероприятия регионального и федерального уровней. Надеемся, что нам удастся учесть все эти проблемы и подойти предметно к их разрешению в условиях введения новых стандартов образования благодаря муниципальной  целевой программе, о которой говорилось выше.  

Вот уже в течение многих лет проводит много различных мероприятий не только для детей, но и для взрослых благотворительный фонд «Малая родина». И мы обратились к нашему депутату Альберту Абзалову за его поддержкой некоторых наших мероприятий в рамках программы работы с одаренными детьми. Наш коллега  – кандидат педагогических наук Альберт Феликсович Абзалов уделяет постоянное внимание сфере образования. Нам, по большому счету, даже хотелось бы видеть его, человека достаточно успешного и  известного, в составе Попечительского Совета системы муниципального образования городского округа Красноуфимск.

 Свое мнение о лагерях для одаренных детей высказал и депутат Законодательного Собрания Альберт Феликсович Абзалов. Опыт педагогического сообщества Красноуфимского городского округа он считает хорошим примером и для других муниципальных образований:

- Цели и задачи подобных лагерей отлично транслируются на концепцию духовного воспитания, заложенную в основу нового образовательного стандарта. Мы всегда должны помнить о том, что образование – это особый институт культуры, социальный лифт, дорога вверх, а общеобразовательные учреждения представляют собой основание этой системы, которое можно рассматривать одновременно с двух позиций: селекции и инкубатора одаренных детей. А такой большой спектр лагерных мероприятий и занятий, конечно же, помогают становлению из каждого школьника всесторонне развитой личности.

Организационный комитет по проведению творческих лагерей и Управление образованием городского округа Красноуфимск представили мне список тех учащихся, которые не только прошли все испытания, но и сумели при этом максимально проявить свои способности. Такие одаренные школьники заслуживают поощрения, и мы решили вручить им памятные призы, учрежденные благотворительным фондом «Малая родина» в школах после каникул в торжественной обстановке.

Махмутьян Тимергалиев