На прошлой неделе состоялось рабочая поездка заместителя председателя комитета Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Альберта Абзалова и председателя комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимира Терешкова в муниципальные образования, расположенные на территории Красноуфимского избирательного округа. В ходе посещения депутатами Законодательного Собрания городского поселения «Михайловское муниципальное образование» Нижнесергинского муниципального района, Артинского и Ачитского городских округов, городского округа Красноуфимск и Красноуфимского округа, проведены встречи. Законодатели приняли участие на совещаниях, на которых обсуждено социальное и экономическое состояние каждого из муниципальных образований, был проведен скрупулезный анализ проблем территорий по развитию малых деревень, проблемы малокомплектных школ, проблемы сельского хозяйства и многих других. Было констатировано существование серьезных проблем по отдельным муниципальным образованиям и, более того, наличие глубоко депрессивных территорий, которые находятся на грани выживания. В таких округах собственных доходов существенно меньше, чем требуется для нормального развития, и составляют, в среднем, до 20 процентов от общего объема финансирования. Поэтому такие территории вынуждены, по большей части, жить на дотации, субсидии и субвенции областного бюджета. Проблем очень много и их надо решать: что-то уже решается, что-то – приторможено, что-то не решается в силу разных каких-то субъективных причин. Тем не менее, – в последние годы на территории Свердловской области выполняется приличный объем работ. И по каждой из проблем есть движение вперед. Есть целевые программы, которые в ближайшем будущем будут выполнены. Из их числа можно назвать программу по детским дошкольным учреждениям, которая близка к выполнению – в целом по территории области проблему предполагается закрыть к 2014 году. Потихонечку нарастает зарплата, в том числе в бюджетной сфере, особенно педагогических работников и отдельных категорий медицинских работников. Понятно, что все это берется не с неба — область живет по принципу: «сколько зарабатываем, на столько и живем». Сегодня промышленность, с финансовой стороны, находится в положительной динамике – общий объем доходов по консолидированным суммам идет на плюс. Не случайно введены единовременные выплаты к 9 Мая для ветеранов Великой Отечественной войны, в октябре – для всех пенсионеров области по одной тысяче рублей из средств областного бюджета. В два последних года область перешла к программно-целевому методу областного финансирования, планирования бюджета и планирования действий исходя из областных целевых программ. В настоящее время по Свердловской области осуществляется выполнение двадцати четырех целевых программ, в которых муниципалитеты участвуют на принципах софинансирования. Артинский округ, например, заявлен в 12 – половине из двадцати четырех программ. Остальные муниципальные округа тоже принимают участие в силу своих возможностей: где-то – по газификации, где-то – по дорогам, где-то – по детским садам, где-то – по жилью. И еще во многих других – по школам, по «Старшему поколению», и еще в каких-то программах. Что не все там просто, вне всякого сомнения. Например, где взять из 18-20 % собственных доходов те «копеечки», которые обеспечивали бы вхождение городских округов в ту или иную программу? Не говоря уж о текущем финансировании муниципальных нужд. По отдельным направлениям, например по газификации – от 30 до 50 процентов предусмотрено финансирование муниципалитетами. Как такое вытянуть? Естественно, бывает часто, что взять деньги негде. И эта проблема, которую необходимо оперативно решать при формировании проекта бюджета на 2012 год и плановый период – 2013−2014 годы. Именно поэтому депутатами Законодательного Собрания поставлена задача, во-первых, сохранить состав областных целевых программ и добиваться их выполнения исполнительной властью. Коль это названо областной целевой программой, считают депутаты Законодательного Собрания, то область должна брать на себя весь объем финансирования: по проектированию, по привязкам, по экспертизе и по строительству – вплоть до «ключа». Сейчас об этом они ведут разговор и пододвигают к этому правительство. А функция муниципального образования, участника этого проекта, по мнению депутатов, должно заключаться в обеспечении внешней инфраструктуры: инженерных сетей, электричества и, образно говоря, фонарных столбов, вплоть до загородки или автобусной остановки, на что, хоть и плохо, у них предусматривается методиками и каким-то образом средства закладываются. Помимо целевых областных программ, есть темы второго уровня, но очень важные. Очень тяжелая – проблема жилищно-коммунального комплекса. Точно так же, допустим, по образовательному комплексу. И по развитию села, по которому сейчас подготовлена отдельная большая программа «Развитие сельскохозяйственного комплекса Свердловской области – на 2012−2015 годы» с объемом финансирования в 52 миллиарда рублей. Очень серьезно рассматриваются вопросы транспортного обслуживания населения. На территориях с большой раскиданностью населенных пунктов, так называемые, социальные маршруты экономически не обеспеченны. Надо было убеждать правительство или о дотации, или о компенсации затрат на транспортное обслуживание, или на приобретение автобусов и так далее. На заседаниях комитетов Законодательного Собрания в итоге были выработаны подходы к проблеме, и сейчас готовится соответствующий законопроект. Что тоже станет механизмом, который надо запускать в дело. Или, вопрос строительства дорог. Буквально месяц назад принят областной закон о дорожном фонде, в котором законодателями забит самый главный пункт, против чего, как говорят депутаты, правительство выступало очень жестко. Депутаты записали в закон, что дорожный фонд распространяется, в том числе и на дороги общего пользования – муниципальные, межмуниципальные, сельские. С принятием этого закона появился механизм, с помощью которого из дорожного фонда, который, по самым скромным подсчетам, составляет около 10 с половиной миллиардов рублей, теперь можно «вытянуть» что-то и для территорий. Это значит, что муниципальные образования теперь будут не просто искать деньги «в дырявом кармане», а смогут решать дорожные проблемы с помощью области и участия федеральных средств. Предметом очень серьезных обсуждений является принятие бюджета области на 2012 год. Это «второй подход» к трехлетнему бюджету – в Свердловской области он в очередной раз будет приниматься на три года. Здесь есть некоторые сложности из-за опасений по поводу предполагаемого кризиса. При этом ставятся задача сохранить стопроцентное их финансовое обеспечение при любом раскладе – ни в коем случае нельзя исключать те проекты в программах, которые начаты и находятся в стадии реализации. Таким образом, работа предстоит большая. Участниками встреч и совещаний были определены «точки роста» по каждой конкретной территории и выработаны рекомендации по тому, какие именно отрасли должны развиваться и на каких принципах должно зарабатывать собственные доходы каждое из муниципальных образований. Махмутьян Тимергалиев
|