АБЗАЛОВ Альберт Феликсович


Апрель `2013
пнвтсрчтптсбвс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29300102030405
30 апреля 2013 года  —  версия для печати

Интервью: ВОДОЙ ПОЖАР ТУШАТ, А УМОМ — ПРЕДОТВРАТЯТ

20 марта текущего года департаментом общественной безопасности Свердловской области издан приказ № 56 «Об утверждении организационных документов, регламентирующих деятельность государственных казенных пожарно-технических учреждений Свердловской области». С появлением в свет этого приказа по некоторым муниципальным образованиям пошла гулять молва о якобы имеющемся у правительства области намерении ликвидировать отдельные пожарные части, в частности – дислоцирующиеся в Красноуфимском и Артинском городских округах.

В мыслях уже рисовались страшные картины с пылающими домами и пожарными машинами, не успевающими добраться до пожара из других концов района. И потому неудивительна реакция встревоженного слухами населения, руководителей муниципалитетов, их территориальных отделов и сельских администраций и обращения, поступивших от них в адрес нашего депутата в Законодательном Собрании.

Что на самом деле представляет собой намеченная к проведению реформа, в чем плюсы и минусы этого процесса? Как реорганизация пожарной службы отразится на простых гражданах и почему?

Озабоченные подобными вопросами мы обратились к депутату Законодательного Собрания Свердловской области Альберту Абзалову:

- Альберт Феликсович, реорганизация проводится из областного центра. Но ведь ответственность за противопожарную безопасность несут в итоге местные власти. Значит, они и должны предъявлять соответствующие требования и контролировать ситуацию. Им ведь на месте виднее!

- На самом деле положение дел с противопожарной безопасностью серьезно беспокоит всех – как властей областного уровня, так и муниципальные. И обращения, связанные с предстоящим исполнением так называемого «56-го» приказа, я воспринимаю как свидетельство их высокой ответственности за чувство защищенности каждого жителя.

- Кто же забил тревогу?

- Обращений большое количество.

Например, под письмом из Рахмангуловского территориального отдела подписались 405 жителей (только подписи занимают 14 листов). Они пишут: «Уважаемый Альберт Феликсович! В 2005 году на средства жителей села Рахмангулово и деревни Бишково была создана пожарная часть в селе Рахмангулово. На собранные средства была восстановлена пожарная машина, отремонтировано и приспособлено помещение для гаража и караульного помещения. Жители близлежащих деревень вздохнули с облегчением, так как за прошедшие 8 лет не было крупных пожаров – пожарные стали приезжать и тушить пожары своевременно.

В зону выезда пожарной части, кроме села Рахмангулово и деревни Бишково, входят деревни Куянково, Верхний и Средний Баяк, Усть-Баяк с населением более 2000 человек. Наши населенные пункты находятся в 25 км от города Красноуфимска.

В настоящее время кому-то понадобилось укрупнять пожарные части путем сокращения их численности. Доходит до смешного: пожарную часть сохраняют в одном месте и зону ее выезда входят населенные пункты, которые расположены в другом конце района, а от скорости и времени прибытия пожарной машины на пожар зависит сохранность имущества граждан.

При таком «укрупнении» оголяется много населенных пунктов, и нет гарантии, что пожарные машины прибудут на пожар вовремя».

- Да, это письмо – фактически крик о помощи и комментарии излишни. Понятно, что время прибытия пожарных, после расформирования пожарной части в селе,  увеличится в десятки раз, тогда как пара минут, порой, может стоить человеческих жизней. И огонь за это время успеет сделать свое черное дело.

- С аналогичной просьбой – оказать содействие в сохранении пожарной части, я получил подписанное 362 жителями обращение из Тавринского территориального отдела Красноуфимского округа, в котором проживает 2223 человека. Кроме того, в ведении этой пожарной команды находятся 663 жилых домов, детский сад, общеобразовательная школа, участковая больница, дом престарелых, 49 сельхоз объектов, 4 пилорамы и 12 учреждений торговли. В радиусе выезда пожарной части также расположены  9 населенных пунктов: деревни Большая Тавра, Новый Бугалыш, Русский Усть-Маш, Сарсы-Первые,  Татарская Еманзельга и Усть-Бугалыш, села Сарсы-Вторые и Средний Бугалыш, а также село Малая Тавра, входящее в состав территории Артинского городского округа.

Обращения со схожим содержанием ко мне поступили из деревни Калиновка, поселка Саргая и села Большой Турыш.  Все обращения были подтверждены обращением главы муниципального образования Красноуфимский округ Ряписова Олега Викторовича.

Много писем по этому же поводу мною получено из Артинского городского округа: от глав Березовской, Малокарзинской (в радиусе выезда также расположены деревни Байбулда и Ильчигулово) и Новозлатоустовской (в радиусе выезда из села Новый Златоуст — деревни Кургат, Усть-Кишерть, Черепаново и Широкий Лог) сельских администраций. Письмо за 176 подписями пришло от жителей деревни Усть-Манчаж (в радиусе — деревни Бакийково и Бикметково). Дума Артинского городского округа 28 марта 2013 г. приняла решение от № 31 «Об обращении в Законодательное Собрание Свердловской области», в котором, кроме перечисленных населенных пунктов, фигурирует пожарная часть села Поташка.

- Да это уже вал обращений, по-другому не назовешь.

Альберт Феликсович, Вам не кажется, что перспектива  положительных результатов у такой реорганизации, при такой негативной общественной реакции, весьма сомнительна? Что же может послужить выходом из создавшегося положения?

- До решения проблем, мы сейчас дойдем.

Я инициировал включение в повестку дня заседания нашего комитета по промышленной, инновационной политике и предпринимательству, состоявшегося 16 апреля, вопроса о реорганизации структурных подразделений государственного казенного пожарно-технического учреждения Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 1», дислоцирующихся в отдельных населенных пунктах Артинского и Красноуфимского районов. Постановка вопроса как раз была вызвана обращениями, поступившими от руководства и жителей данных муниципалитетов.

Принявший участие в заседании комитета глава Артинского городского округа Алексей Константинов подтвердил, что с ним этот вопрос никто не согласовывал. В 24 населенных пунктах уже и сегодня не соблюдается время прибытия пожарного подразделения к месту вызова в установленное техническим регламентом время (10 минут – в городских поселениях и округах и 20 минут – в сельских поселениях), а если будет принято решение о сокращении существующих подразделений, то ситуация станет еще сложнее. Глава Красноуфимского округа Олег Ряписов также выразил опасение, что в случае ликвидации пожарных частей деревни выгорят, не дождавшись помощи.

Однако заместитель директора Департамента общественной безопасности Свердловской области Александр Клешнин, которого мы заслушали в комитете, заверил депутатов в том, что о ликвидации пожарных частей никакой речи не идет. Более того, в том, что разработанная концепция реорганизации структурных подразделений отряда противопожарной службы Свердловской области, наоборот, предусматривает увеличение штатной численности отдельного поста пожарной части до 11 единиц.

Комитет принял информацию к сведению и выработал свое решение, в полной мере отвечающее просьбам, отраженным в обращениях граждан и глав. Правительству Свердловской области было предложено отказаться от реорганизации структурных подразделений государственного казенного пожарно-технического учреждения Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 1», дислоцирующихся в отдельных населенных пунктах Артинского и Красноуфимского районов, а также принять меры по прикрытию сельских населенных пунктов подразделениями противопожарной службы. Депутаты также потребовали, чтобы Концепция развития противопожарной службы до 2020 года — до ее утверждения, была официально внесена для согласования в органы местного самоуправления.

Настоящее решение комитета мы направили председателю Правительства Свердловской области Денису Владимировичу Паслеру, директору департамента общественной безопасности Свердловской области Кудрявцеву А.Н., председателю Думы Артинского городского округа Бусыгиной В.П., главе Муниципального образования Красноуфимский округ Ряписову О.В.

- Что ж, торжеству здравого смысла следует порадоваться.

Еще хотелось бы спросить о совещаниях, которые Вы провели 25 апреля в Красноуфимске и поселке Арти. Кто в них участвовал, кто был приглашен, и о чем на совещаниях шла речь?

- На совещаниях приняли участие Александр Николаевич Кудрявцев – начальник департамента общественной безопасности Свердловской области, Владимир Игоревич Корытов – заместитель начальника Государственного центра мониторинга Правительства Свердловской области и Василий Михайлович Чекасин – начальник отряда Государственного пожарно-технического учреждения №1.

Совещание в Красноуфимском округе состоялось с приглашением руководителей муниципального образования, начальников территориальных отделов и представителей общественности. А в Артинском городском округе, поскольку обращение округа в Заксобрание было от имени Думы, на совещании приняли участие депутаты думы, а так же - Константинов Алексей Андреевич, глава Артинского городского округа, главы 15 сельских администраций и Артинской поселковой администрации, начальники управлений и комитетов администрации Артинского городского округа, начальник контрольно-счетного органа, прокурор и начальник ОМВД.

Александром Кудрявцевым и Владимиром Корытовым была доложена ситуация с обеспечением противопожарной безопасности и участники совещания ознакомлены с положениями Концепции развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны, действующих на территории Свердловской области на период до 2020 года в части, касающейся двух муниципалитетов.

Было задано много вопросов. Во-первых, о существующей разнице между нормативной и штатной численностями сотрудников пожарных служб. Спросили, за счет чего должно произойти увеличение минимальной численности подразделения, предусматривающего не менее 11 человек после введения типового штатного расписания для подразделений противопожарной службы Свердловской области.

На этот вопрос был дан ответ, что такое мероприятие планируется осуществить за счет уменьшения численности управленческого аппарата, в первую очередь – за счет упразднения должностей заместителей начальников отрядов, а так же ряда других должностей. И за счет освободившихся штатных единиц должны быть введены должности пожарных, начальников караулов, командиров отделений для того, чтобы в первую очередь те подразделения, которые дислоцируются в тех населенных пунктах, где имеются социально-значимые объекты, создать условия для спасения людей.

- Ну да, один или два пожарных, окруженных толпой помощников с ведрами в руках, как иногда происходит, с серьезным пожаром не справятся ни в жизнь…

- Очевидно. Вторым шагом, предусмотрено перераспределение численности между большими и малочисленными отрядами.

Пожарные наши, в нынешнем виде, к сожалению, не выполняют своей основной задачи – спасения людей. Не могут войти в огонь – вы тоже прекрасно понимаете, что не имея средств защиты органов дыхания, в непригодной для дыхания среде никакие мероприятия проводить невозможно. Увеличение минимальной численности подразделений до планируемого даст возможность для создания звена газодымозащитной службы.

В идеале, на одной пожарной машине должно приезжать семь человек: водитель и два звена газодымозащитной службы, по три человека в каждом. Такое количество пожарных определено неспроста, оно кровью писано. Если один из них получает ранение или ему становится плохо, двое других его эвакуируют.

. - «Трудовые мигранты живут в лучших условиях, нежели наши пожарные: в депо – тут же лавка, тут же печка, тут же туалет. И люди – оборванные». Это сравнение – не мое, а прозвучавшее на совещании. Раз так плохо обстоит дело, не пора ли переобуть пожарных из лаптей в сапоги?

- Во-первых, отсутствие необходимых служебных помещений, как было сказано на совещаниях, отрицательно сказывается на организации службы, подготовке и пожаротушении. Многие депо размещены в приспособленных зданиях, не пригодных для несения службы. С другой стороны, никакой другой регион не строит пожарные депо в таком количестве, как наша Свердловская область – у нас в настоящий момент ведется строительство десяти новых депо. По Красноуфимскому округу запланировано построить здания депо в Юве и Чувашково, что также было озвучено на совещании.

Во-вторых – предстоит облечь в амуницию не только пожарных, но и членов добровольных пожарных дружин. На совещании Александр Кудрявцев такую задачу озвучил. При покупке новых, годные «боевки» должны быть переданы ДПД. И, по расчетам, за этот и следующий год добровольцы должны быть обмундированы.

- Общеизвестно, Альберт Феликсович, что успех тушения пожара во многом зависит от укомплектованности и технического состояния пожарной и аварийно-спасательной техники.

- Концепцией развития до 2020 года предусмотрено поэтапное приобретение за счет средств областного бюджета новых пожарных автомобилей взамен выслуживших установленные сроки службы и исчерпавших ресурс, автолестниц для эвакуации людей с верхних этажей зданий, в случае возникновения пожара и другого оборудования. Это, в частности, приобретение пяти новых пожарных автомобилей для Артинского городского округа, а именно: для пожарной части 1/1 (поселок Арти), для ПЧ 1/2 (село Сухановка), для ПЧ 1/4 (село Азигулово) и ПЧ 1/6 (село Свердлово) – в 2016 году, а в пожарную часть 1/16 (село Бараба) – в 2020 году. Кроме этого запланировано приобретение в 2016 году автолестницы для пожарной части №1 поселка Арти.

Концепцией развития до 2020 года по Артинскому ГО с 1 января 2014 года предусмотрен перевод подразделений муниципальной пожарной охраны сел Симинчи, Карзи и Малая Тавра в состав структурных подразделений государственного казенного пожарно-технического учреждения Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 1».

Уже в ходе реализации концепции развития противопожарной службы, которая, повторюсь – не предусматривает ликвидации ни одного подразделения противопожарной службы, а наоборот – предусматривает их увеличение в тех местах, где отсутствует прикрытие населенных пунктов, к 2020 году население Свердловской области должно быть прикрыто на сто процентов.

- А какова все же дальнейшая судьба «56-го приказа»?

- По заявлению начальника департамента общественной безопасности Свердловской области, приказ им отменен. Вместо него будет издан новый приказ, учитывающий замечаний, высказанных членами нашего комитета. Нас так же заверили, что наши предложения будут учтены при доработке Концепции развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны, действующих на территории Свердловской области на период до 2020 года.

- Альберт Феликсович, что бы еще хотели сказать в заключение нашего интервью?

- Мне понравился девиз, прозвучавший на одном из совещаний, так что адресую его всем пожарным: «Чтобы выездов было НОЛЬ, и чтобы все решала профилактика».

Нашу работу, проделанную совместно с сотрудниками МЧС, с муниципальными руководителями и депутатами, считаю хорошей. И она, несомненно, должна поспособствовать обеспечению пожарной безопасности наших населенных пунктов.

Спасибо избирателям за активную гражданскую позицию и своевременность обращений к нам! Мы со своей стороны всегда готовы оперативно реагировать на ваши обращения и спрашивать от исполнительных органов власти области выполнения решений законодательного органа.

Беседу вел Махмутьян Тимергалиев