Бабушкина Людмила Валентиновна, заместитель председателя Палаты Представителей: Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому льготы социально незащищенным гражданам предлагается заменить денежными компенсациями. Законопроект состоит из статей, каждая из которых вобрала в себя тот или иной закон РФ, которым эти льготы предусматриваются. В 155 законов вносятся дополнения и изменения, действия 41 законов приостанавливаются. Всего законопроект затрагивает интересы 32 миллионов человек. Неудивительно, что его рассмотрение породило тревогу и широкое волнение по всей России среди инвалидов, ветеранов, пенсионеров и других категорий граждан, пользующихся льготами. Их опасения можно понять: люди боятся, что денежная компенсация не покроет тех расходов, какие давали льготы, и это приведет к дальнейшему обнищанию малообеспеченных граждан. Хотя, по большому счету, замена льгот денежными компенсациями – это, наверное, правильно. Почему? Потому что льгот в советский период предоставили столько, что объем их финансирования перевалил за 6,8 триллионов рублей. Не удивительно, что обозначенные законодательством льготы исполнялись в лучшем случае процентов на 40, остальное оставалось на бумаге. Особенно несправедливо получалось по отношению к сельским жителям, которые формально льготы имели, а на самом деле ими никогда не пользовались: им просто-напросто некуда ездить, у них нет телефонов, аптеки с льготными лекарствами только в районных центрах, да и все ЖКХ - это запасы топлива на зиму. Вот почему в маленьких населенных пунктах, согласно социологическим опросам, с надеждой ждут замены льгот денежной компенсацией. В городах же, где объективно приходится пользоваться транспортом, как минимум, дважды в день, отсутствие льготного проезда, конечно, окажется ощутимым для семейного бюджета, если компенсация не будет равнозначной потребностям. Как же в соответствии с законопроектом будет произведена замена льгот на денежную компенсацию? По 12-ти миллионам льготников расходные обязательства Российская Федерация берет на себя — это участники и инвалиды Великой Отечественной войны, блокадники Ленинграда, инвалиды 1, 2, 3 группы, дети-инвалиды, Герои Советского Союза и Герои России. По 20-ти миллионам льготников ответственность будут нести субъекты РФ: это ветераны труда, репрессированные, труженики тыла. Какова будет величина денежной компенсации? Это главное, что сейчас волнует малообеспеченных граждан, особенно ветеранов войны, инвалидов, чернобыльцев, у которых главные статьи расходов составляют лекарственное обеспечение, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение. На льготных условиях они всем этим пользовались. Хватит ли им компенсации на эти нужды, пока остается вопросом. В первом чтении Государственная Дума законопроект рассмотрела и одобрила. Наша задача – ко второму чтению, которое планируется в августе, подготовить все предложения и замечания, которые у нас есть. Для этого Законодательное Собрание создало рабочую группу из депутатов Областной Думы и Палаты Представителей, а также лидеров профсоюзного движения Свердловской области. И мы уже вышли с предложением к Правительству Российской Федерации – выделить отдельными законопроектами 15 законов, которые, на наш взгляд, особо значимые и важные. Это закон об охране здоровья граждан, закон о чернобыльцах, тружениках тыла, о ветеранах труда, об изменениях в Трудовой кодекс и т.д. Обе палаты предложение комиссии поддержали. Законодательные собрания других регионов России тоже крайне обеспокоены этим законопроектом и тоже считают, что необходимо очень серьезно посмотреть адекватность замены льгот денежными компенсациями, особенно в отношении инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. Для этих людей льготы – это не только деньги, но и общественное признание, благодарность тем, кто строил и защитил Родину. В преддверии 60-летия Великой Победы сама постановка вопроса ранит фронтовиков, и нужно все очень серьезно взвесить, чтобы не обидеть тех, кто заслужил достойную и спокойную жизнь. Депутаты Государственной Думы услышали регионы. После обсуждения законопроекта в первом чтении ими было принято специальное постановление, которое определяет компромиссные договоренности депутатов с правительством по одобренной концепции замены льгот денежными компенсациями. Среди них, исключение статьи, касающейся граждан, имеющих особые заслуги перед нашей Родиной. Это Герои Советского Союза и России, Герои социалистического труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы. Предложено правительству подготовить отдельный законопроект об особом статусе героев и внести его на рассмотрение Государственной Думы осенью этого года. Не может не вызывать поддержки предложения оставить на федеральном уровне вопросы обеспечения политических репрессированных и увеличение размеров денежной компенсации для детей-инвалидов. Считаю очень важным решение депутатов Думы о сохранении положения Трудового кодекса РФ о минимальном размере оплаты труда и его регулирования, что позволяет надеяться на последующее решение вопросов государственных гарантий по заработной плате. Вызывает определенный интерес и предложения о «социальном пакете», в который будут входить обеспечение лекарственными средствами, проезд на пригородном железнодорожном транспорте и санаторно — курортное лечение в обмен на часть финансовых средств в размере 440 рублей, получаемых льготниками в виде денежной компенсации. Но это только небольшая часть вопросов, которые волнуют нас депутатов. Ведь к концу этого года наше Законодательное Собрание должно принять свои законодательные акты в соответствии с этим законопроектом. А для этого нам, прежде всего, должно стать предельно ясным финансовая составляющая замены льгот для тех, кто в соответствии с законопроектом отнесен на финансовое обеспечение бюджетов субъектов Российской Федерации. В Свердловской области более 351 тысячи ветеранов труда, 156 тысяч тружеников тыла, значительное количество других категорий льготников, обеспечение которых передается областному бюджету. По предварительным подсчетам, на выплату компенсаций потребуется порядка более 7 миллиардов рублей. Из каких источников область будет покрывать расходы, пока не определено, и депутатов это волнует, прежде всего. Тревожит многое. Прежде всего, вопросы адекватности замены льгот на деньги для инвалидов. В настоящее время для них представляется очень широкий объем социальной поддержки. Это льготное обеспечение телефонной связью, проезда в общественном транспорте, лекарствами, санаторным лечением, специальным транспортом. Законопроект эти льготы отменяет полностью. Более того, исходя из его концепции, инвалиды будут получать компенсации не по группе инвалидности, а по степени потери трудоспособности. А это в условиях отсутствия рабочих мест на рынке труда даже для физически здорового населения, будут создаваться непреодолимые трудности для части категорий инвалидов, которые имеют лишь определенные ограничения к труду. К примеру, незрячий инвалид, у которого нет, и не может быть полной утраты работоспособности. Об этом с особой тревогой говорят на встречах представители многих общественных организаций инвалидов. А каким образом будут компенсироваться льготы для нашей сельской интеллигенции – врачей, учителей, работников культуры? Очень много неясностей и с детскими пособиями, о повышении размеров которых так много говорилось в предвыборные дни. Нам – депутатам необходимо самым внимательным образом отнестись и к тем положениям законопроекта, которые определяют порядок индексации денежных компенсаций по средней инфляции. Это не может создавать равнозначности замены льгот на деньги в связи с тем, что цены растут гораздо быстрее именно по тем услугам, о которых с особой тревогой говорят пенсионеры и ветераны, а именно – транспорт, связь, лекарство, медицинское обеспечение в целом. Поэтому я за индексацию, которая будет учитывать не средний размер инфляции, а, прежде всего рост цен по наиболее социально важным позициям услуг населению. Вопросов много. Я все же склонна думать, что замена льгот конкретными живыми деньгами в соответствующем количестве — это мера прогрессивная. Но только сумма должна быть адекватной и при жесточайшем контроле со стороны государства.
|