ЯКИМОВ Виктор Васильевич


Май `2012
пнвтсрчтптсбвс
30010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293031010203
22 мая 2012 года  —  версия для печати

Виктор Якимов: почему вопрос реализации реформы железнодорожного транспорта возник именно в Свердловской области?

Вчера, в зале заседаний Законодательного Собрания Свердловской области состоялись депутатские слушания по вопросу реализации реформы железнодорожного транспорта на территории Свердловской области.

Реформа – это всегда инновации, обновления, модернизация, призванные оптимизировать деятельность того или иного предприятия. В связи с этим 18 мая 2001 года Правительством Российской Федерации была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Целями реформы стали:

1. повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

2. формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

3.снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

4. удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Вопреки поставленным целям, наблюдается снижение эффективности управления вагонами, ухудшение технического оснащения железных дорог, снижение транспортной безопасности, отсутствие конкуренции в области грузовых перевозок, неконтролируемый рост тарифов. Осознавая негативные последствия проводимой реформы, комитетом по развитию инфраструктуры и жилищной политики Законодательного Собрания Свердловской области, было принято решение собрать заинтересованную и компетентную аудиторию для оценки сложившейся ситуации и поиска выходов из нее.

Приветствуя участников депутатских слушаний, Виктор Якимов подчеркнул актуальность обсуждаемой темы: «Вопрос с аналогичной повесткой неоднократно рассматривался на заседаниях комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политики. Это обусловлено многочисленными обращениями в Законодательное Собрание как от грузополучателей, так и грузоотправителей. Учитывая, что железная дорога — важный инфраструктурный элемент экономики, на комитете было принято решение вынести данный вопрос на более широкую аудиторию, выслушать мнения и предложения широкого круга лиц, предоставив открытую трибуну. Мы миновали три этапа реформирования железной дороги, впереди четвертый. Это как раз тот период, когда можно дать промежуточную оценку и подать сигнал федеральным органам власти.

Сегодня грузоотправитель и грузополучатель волнуются, что их ждет впереди. Хорошо, если это временные трудности, связанные с реформой. А если они будут носить непрерывный характер и усугубляться с каждым днем? Согласно статистическим данным, показатели грузоперевозок на железнодорожном транспорте значительно снижаются. Несмотря на загруженность железной дороги, порожний пробег превышает 40 %. Сегодня работает вся инфраструктура, но грузов перевозится намного меньше. В несколько раз увеличилось количество простоев, и, соответственно, в разы увеличились тарифы, что, безусловно, сказывается на конечном потребителе. В связи с этим снизилась ответственность за грузоперевозки: одни обладают подвижным составом, другие обеспечивают его перевозку, но в итоге ответственности никто не несет. На заседании комитета поднимался вопрос, прошли мы «точку невозврата» проводимой реформы. Прозвучавший ответ нас обнадежил, но мы должны принять соответствующие меры. Если вернуть подвижной состав в железную дорогу в рамках аренды, либо других форм взаимоотношений, то можно значительно улучшить существующие показатели.

К сожалению, сегодня значительная часть грузов переходит на автомобильный транспорт. А наши дороги не пропускают те нагрузки на ось, которые обеспечиваются автомобилями, приводя их в аварийное состояние. Поэтому, обсуждая этот вопрос, мы должны дать свои предложения в результирующий документ, который необходимо выработать по итогам нашей встречи, чтобы впоследствии рассмотреть на пленарном заседании Законодательного Собрания и направить в соответствующие органы власти. 

Сегодня в депутатских слушаниях Законодательного Собрания принимают участие депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, а также Тюменской и Курганской областей, Государственной Думы, представители холдинга ОАО «РЖД», субъекты предпринимательской деятельности, общественные и научные организации, представители Союза промышленников и предпринимателей, а также лесопромышленников, Уральской логистической ассоциации, Союза автотранспортных предприятий Свердловской области. От органов государственной власти у нас присутствуют представители Аппарата полномочного представителя президента в Российской Федерации, Администрации губернатора, Управления Федеральной монопольной службы,  Региональной энергетической компании Свердловской области, Правительства Свердловской области. Подобный состав участников говорит о важности и актуальности проводимого мероприятия и его высоком уровне.

Сегодня мы должны уйти от обвинений, которые могут прозвучать в адрес ОАО «РЖД», ОАО «Вторая грузовая компания», и перейти к конструктивному разговору. Нам необходимо выработать предложения, способствующие развитию железной дороги, и, прежде всего, обеспечению спроса на перевозки.

Почему вопрос реализации реформы железнодорожного транспорта возник именно в Свердловской области? И именно у нас проходят слушания, в ходе которых мы обсуждаем, как осуществляется реформа, и как она будет влиять на экономику? Я думаю, в ближайшее время коллеги из других субъектов Федерации подхватят нашу инициативу, ведь вместе мы сможем многое.  

Учитывая сырьевой характер нашей экономики, объем перевозок в валовом внутреннем продукте у нас выше, чем в других развитых странах. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения бесперебойных перевозок. Рассматривая данный вопрос на комитете, мы говорили о первостепенном внимании, которое всегда оказывалось железной дороге в России, как в дореволюционный период, так и в последующие годы. Процессами, происходящими на железной дороге, управляли высшие должностные лица страны, включая министра внутренних дел. И не случайно создавалось государство в государстве. И это, наверное, правильно. Сегодня мы вряд ли смогли бы в ситуации, в которой находимся на данном этапе, переместить всю экономику европейской части Советского Союза в восточный регион. В то время действительно был показан пример того, как может работать железнодорожный транспорт.

Недостаток финансирования может впоследствии привести к транспортному коллапсу. Но, у нас еще сохранился достаточно большой запас прочности этой отрасли, созданный предыдущими поколениями. Нам важно не только сохранить этот результат, но и приумножить.

Сегодня разорвана цепь между железнодорожным полотном, тяговой силой и подвижным составом. Это привело к тем негативным явлениям, которые мы сегодня наблюдаем. Необходимы соответствующие санкции за порожние пробеги и простои, как это было раньше.

Для нас эти слушания – достаточно хорошая пища для размышления. Сегодня мы ждем не только высказываний, но письменных предложений, как в нормативную, так и в законодательную базу для подготовки соответствующих документов и выхода с ними к нашим коллегам, Законодательным Собраниям субъектов РФ и вышестоящим органам власти: Государственной Думе, Правительству Российской Федерации для внесения корректив в проводимую реформу. Думаю, наша сегодняшняя встреча не пройдет даром и даст положительный результат».