Владимир Никитин: Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” полностью вступит в силу, как и планировалось, 1 января 2006 года. Это было подтверждено на состоявшемся недавно в Нижнем Новгороде семинаре-совещании, где обсуждался ход реализации закона, принятого в конце 2003 года. Как идут преобразования в сфере местного самоуправления, какие проблемы предстоит решить? На вопросы нашего корреспондента отвечает участник совещания, заместитель председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Владимир Федорович Никитин. – Итак, каковы итоги уже проделанной работы по воплощению закона в жизнь, как ощущаются населением ее конкретные результаты? – Суть реформы, как известно, состоит в том, чтобы приблизить местную власть к людям, эффективнее решать проблемы городов, сел, районов. К настоящему времени в соответствии с законом утверждены границы муниципальных образований: городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Местное самоуправление стало, как говорят, двухуровневым. Для рядовых жителей это не имеет особого значения; им куда важнее, чтобы в магазине было в достатке продуктов, желательно недорогих, чтобы были нормальные дороги, чтобы за медицинской помощью не приходилось отправляться за десятки километров, и так далее, а сами они могли бы влиять на состояние дел. Тогда люди прочувствуют, оценят происходящее. А пока преобразования затрагивают преимущественно деятельность управленцев, кадрового состава, направлены на совершенствование самого закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” и других связанных с ним нормативных актов. – А принят-то он не так чтобы очень давно, полтора года назад, рассчитан на поэтапное введение, что и осуществлялось. Но вот уже пора закон совершенствовать? Почему бы? - Да, на совещании в Нижнем Новгороде определено внести изменения в законодательство, чтобы улучшить условия работы местного самоуправления. Мы определили границы муниципальных образований, их полномочия, но для практической работы этого недостаточно. Надо еще и полномочия уточнять, а, главное, четко определиться с финансовыми ресурсами для их осуществления. Надо сказать, что закон был принят в свое время недоработанным. В ходе реализации предполагалось дальнейшее его совершенствование. Тем более, что несовершенны оказались изменения в налоговый и бюджетный кодексы. Поскольку этим занимались разные группы разработчиков, возникли некоторые нестыковки. Их надо оперативно устранить. Это задача общая, для всех уровней власти: федерации, субъектов, муниципалитетов. Важно, чтобы они услышали друг друга. Предложения территорий четко сформулированы в Рекомендациях, принятых на совещании в Нижнем Новгороде. Важно, чтобы Госдума и Правительство России учли их при совершенствовании федерального законодательства о местном самоуправлении. – Для устранения недостатков хватит времени? – Председатель Государственной Думы Борис Грызлов вполне определенно сказал, выступая в Нижнем Новгороде: у нас остается двести дней, не более. И собравшиеся на семинар-совещание представители шестидесяти трех субъектов федерации, большая группа депутатов Госдумы, представители федерального правительства, администрации президента были настроены определенно: окончательное введение закона откладывать нельзя, хотя такие предложения когда-то раздавались. Я думаю, “монетизация”, связанные с ней проблемы должны научить всех, что законы нужно принимать не только своевременно, но и точно определять их финансовое обеспечение. – Какие нужны поправки в законы? – Касающиеся жизненно важных функций муниципальных образований. Ну, к примеру, мы на совещании в Нижнем Новгороде рекомендовали Государственной Думе внести уточнения в вопросы местного значения, чтобы у муниципальных образований было достаточно прав и возможностей заниматься обустройством сельских клубов, ремонтом местных дорог, организацией физкультуры и спорта… Тут же и налоговый кодекс надо корректировать. В муниципалитетах какие налоги – подоходный, на землю, на имущество. И если на территории единственное предприятие – банкрот, если имущества кот наплакал, если нет кадастровой оценки земли, на что рассчитывать? На выравнивание бюджетной обеспеченности, на трансферты из области? Да, есть такое, но кодекс сегодня определяет их всем поровну, а ведь кто-то живет побогаче, кто-то победней. И возможность дифференцированного подхода в кодексе надо предусмотреть. Примеры можно множить. - Ну, понятно, надо упорядочивать финансовые потоки. Однако от этого денег, которых вечно не хватает, больше не станет. Все потребности территории законами не предусмотришь. Ведь то и дело приходится латать какие-то “дыры”, ходить “наверх” с протянутой рукой в непредвиденных обстоятельствах. - Верно. Деньги сами собой сыпаться не станут. Но мне бы хотелось напомнить опыт Германии, у нее в значительной степени заимствовано наше муниципальное законодательство. Там, если возникала какая-то проблема на местах, люди собирались и обсуждали, как заработать деньги для ее решения. У нас же сегодня психология другая, в том числе местных руководителей: мне определили полномочия, значит, мне должны дать деньги буквально на все. Вот я думаю, когда мы воспитаем новые кадры для местного самоуправления, они будут рассуждать так: если возникла, к примеру, необходимость построить мост через речку, я должен знать, где и как заработать средства для этого. - Нужны специальные кадры, именно для местного самоуправления? - Ну, прежде всего, если мы приближаем власть к людям и в каждом сельском совете должны создать муниципальное образование, значит там нужны кадры управленцев в лице главы муниципального образования, главы администрации, главы представительного органа. Тут, конечно, возможны варианты совмещения руководящих структур, Но, в любом случае, надо искать, кто их будет возглавлять. Кстати, один нижегородский руководитель высказался в таком духе: а вы попробуйте в отдаленном сельсовете найти столько грамотных, да просто толковых трезвых мужиков. То есть проблема подготовки кадров для “глубинки” до сих пор не решалась. И вот на совещании была определена рекомендация правительству Российской Федерации – предусмотреть систему обучения кадров, то есть, правительство должно выделить деньги. Кое-где над этой проблемой начинают работать в субъектах федерации. Скажем, в Нижегородской области набрали группу для обучения в сорок человек. Но у них сейчас 662 муниципальных образования. А ведь уже с 1 января им надо бы иметь около двух тысяч грамотных специалистов - А нам в Свердловской области сколько? - У нас осталось 72 существовавших ранее муниципальных образования – ныне городских округа и муниципальных района – и 21 вновь созданное в их границах поселения. Мы не пошли по пути тех же нижегородцев да и соседей – Тюменской, Курганской областей, где понаделали сотни муниципалитетов. Нас, между прочим, критиковали, что мы не улавливаем современных веяний, мол, надо так нарезать муниципальные образования, чтобы житель мог при необходимости в течение дня добраться до местного начальства и вернуться домой. Но я полагаю, не надо в реформах доходить до абсурда. Однако и для нас местные кадры, конечно, тоже серьезная проблема. И правительство Свердловской области ею занимается. В октябре у нас выборы 21 главы муниципального образования. И поиск кадров идет. – А если представить себе, что какой-нибудь местный магнат захочет повлиять на выборы в своих интересах… -То есть, купит голоса и после этого будет четыре года править и развивать свой местный бизнес? - Предположим. И что, придется смириться с такой перспективой? -Нет, не смиримся. Мы готовим кадры, область готовит. - Чтобы продвигать их с использованием административного ресурса? - Я бы не сказал, что это административный ресурс. Знаете, раньше это называлось, и вполне обоснованно, подбор кадров. Создавался кадровый резерв. Людей подбирали, работали с ними, учили. И это себя оправдывало. Мы же это порушили. Надо восстанавливать резерв на всех уровнях, и во многих городах, районах этим уже занимаются. Я думаю, люди это поймут. Они же знают своих земляков, особенно в небольших населенных пунктах, знают, что называется, до третьего колена. Они поддержат выдвижение действительно достойных. И в соответствии с законом изберут человека, который будет на них честно работать. Я давно над этим размышляю: что такое избранный глава города? Он ведь, собственно говоря, нанят на работу населением. И он должен служить людям. А у нас бывает: выборы прошли, и свежеиспеченный начальник начитает думать, что он, устроившись в кресле, будет милостиво править городом. Думаю, в новых условиях такая психология уйдет. Избранный чиновник местного управления, который думает о своей перспективе, будет не сидеть, а бегать по району, определяя, где и как заработать не предусмотренные сметами средства для решения возникающих вопросов. «Областная газета», 11 июня 2005 года
| |