Информационные агентства и журналы, специализирующиеся на культуре, постоянно обращаются к Анатолию Ивановичу Павлову с просьбой прокомментировать его меценатство. Представленный комментарий можно отнести к рубрике «КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА»: На мой взгляд, в культуру должны вкладываться как меценаты, так и государство. Пятьдесят на пятьдесят. Стратегию культурного строительства должно определять государство. Именно государство должно заниматься обучением и воспитанием людей творчества, создавать и поддерживать творческие союзы. А меценаты могут помочь художнику, артисту реализоваться. Хотя в некоторых случаях может быть и наоборот: например, государство может профинансировать постановку фильма, спектакля, а частное лицо вложить деньги в обучение актеров, режиссеров. Россия всегда была сильна своими меценатами. Это и заводчики Мамонтов и Морозов, купцы Щукин и Третьяков, аристократы Шереметьев и Воронцов. Без этих имен трудно представить российскую культуру. Конечно, в культурном процессе могут участвовать и финансово-промышленные корпорации, и банки. Но руководители этих компаний должны не только ясно представлять, куда и зачем они вкладывают деньги, но и иметь определенный уровень культуры. Часто такие вложения не возвращаются, но надо понимать, что они работают на общество, а значит – на всех нас. Поддержка культурных проектов – это давняя политика ФИНПРОМКО. Мы более десяти лет помогали школе-студии МХАТ, знаменитой «Табакерке», являемся спонсором Свердловского театра музыкальной комедии. Постоянно проводим художественные выставки, участвуем в музейной жизни. У нас в Екатеринбурге есть уникальный музей Невьянской иконы, который мы помогли открыть коллекционеру Евгению Ройзману. Регулярно приглашаем известных актеров, певцов для выступления в Екатеринбурге. Вот в конце июня перед екатеринбуржцами выступал знаменитый тенор Хосе Кура – артист мирового уровня. Это было колоссально! Люди после таких концертов становятся чище, светлее. Мы оформляем свои офисы картинами, скульптурами, которые приобретаем на аукционах. Участие в них – стимулирует художественную жизнь, дает возможность художникам работать. И, разумеется, зарабатывать. Не случайно слово культура имеет еще и другое значение. Возделывать, взращивать – вот ключевые слова жизнедеятельности человека. Экономика, конечно, краеугольный камень нашей цивилизации, но невежественный человек не способен понимать сложные экономические процессы. Дикарь не может мыслить широко, масштабно, не в ущерб жизни. Только просвещение, культура формируют мышление, поведение. Серьезный бизнес просто обязан это учитывать. Это, в конце концов, выгодно самому бизнесу. Это нужно не только для «имиджа», а для глубинной сути, смысла самой жизни.
|