ПАВЛОВ Анатолий Иванович


Январь `2010
пнвтсрчтптсбвс
28293031010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
14 января 2010 года  —  версия для печати

Анатолий Павлов: «Быть хорошим главой – это дар божий»

Светлана Верещага
«Областная газета» от 13 января 2010 года

«Муниципалитеты нуждаются в гарантированной финансовой поддержке», — убежден председатель комитета по вопросам законодательства и местного самоуправления Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, председатель Межрегионального координационного совета по УрФО общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» (ВСМС) Анатолий Павлов.

- Анатолий Иванович, когда о местном самоуправлении говорят первые лица нашей страны, то всегда заявляется, что восемь из десяти вопросов должны решаться на уровне муниципалитетов. Я много общаюсь с главами, у всех одна головная боль: мы не спорим, что должны решать эти вопросы, но финансирование, которое поступает из федерации и субъекта в разы меньше, чем тот объем услуг, который мы должны оказать…
- Реформа местного самоуправления идет не так быстро, как хотелось бы. Сегодня муниципальные власти остались один на один с жителями. Они, как щит: сдерживают все недовольство. У нас сейчас как? Если глава хорошо живет с властями субъекта, то получит преференции, плохо – то тебя могут так поджать, что ты перед населением будешь выглядеть как полный бездарь и бездельник.
Я убежден, что должны быть разработаны четкие нормативы. Например, я как глава не должен ходить с протянутой рукой и просить деньги у федеральной или областной власти.
У меня должна быть смета расходов, сколько мне требуется в год на содержание одного жителя. То есть, сколько нужно денег для того, чтобы обеспечить его теплом, водоснабжением, канализацией, общественным транспортом, оказать социальные услуги и так далее. Потом эту сумму нужно умножить на количество всех граждан, проживающих в муниципалитете. Это будет та гарантированная сумма, которую власти обязаны мне как главе выделить на обеспечение жизнедеятельности городского округа или муниципального района.
Но здесь нужно не забывать и о специфике регионов. Если взять ХМАО-ЯНАО, то там на содержание каждого жителя уходит в 20 раз больше денег, чем в Свердловской области, поэтому нужны будут и поправочные коэффициенты.
А вот то, что сверх нормативов, — это уже зависит от того, как глава развернется на территории: создаст новые рабочие месте, привлечет инвесторов, поддержит малый бизнес. Это будут уже дополнительные поступления в бюджет, статья на развитие.


- Во время кризиса резко обозначились проблемы моногородов. Федеральное правительство будет оказывать поддержку только трем муниципалитетам области. Это Нижний Тагил, Асбест и Каменск-Уральский. Но ведь у нас две трети городов можно смело отнести к моногородам. На какую помощь и поддержку им рассчитывать?
- Я считаю, что просто так поддерживать нельзя. Под каждое финансирование из федерального бюджета должен быть четкий план о переводе градообразующих предприятий на новые виды продукции. Сегодня в России, к сожалению, станкостроение загублено, оборудования, которое работает с хорошей добавленной стоимостью, нет. Поэтому надо определяться. Если ты уж помогаешь, не вкладывай деньги в то, чтобы удержать завод на плаву, вкладывай в производительные силы: оборудование, хороших специалистов. Если предприятие будет производить продукцию по себестоимости за десять рублей, а продавать по восемь, то оно всегда будет ходить с протянутой рукой. Им надо выбирать те направления, которые будут давать добавленную стоимость. Надо один раз помочь, поддержать так, чтобы вопросов по этому предприятию и по городу, который зависит от его производства, больше не возникало. Должна быть продуманная программа.


- Анатолий Иванович, вы часто бываете в свердловских городах. Скажите, видели ли вы хорошие проекты, под которые можно дать деньги?
- На мой взгляд, каждый вновь избранный мэр должен разработать градостроительный план, где заложены все аспекты развития территории. В нем должны быть учтены производительные силы, промышленность, развитие малого бизнеса, строительство… По моим наблюдениям, большинство таких планов, разработанных муниципалитетами на данный момент, — фикция, отписка. Надо видеть перспективу не на год, а как минимум на 10-15 лет. Все должно бфть разложено по полочкам. То же самое и по моногородам. Должен быть четкий план, определены источники по его внедрению в жизнь. А то деньги будут впустую списаны, проедены и выброшены в трубу. Этого делать нельзя ни в коем случае. Кто-то думает: Путин приедет, Путин поможет! Если бы я был глава, то меня лично такая позиция бы унижала.


- В последнее время часто в СМИ говорят о муниципальном ресурсе. Где такой ресурс брать в малых городах?
- Много зависит от человека, который встал во главе города. Вновь вернемся к стратегическому плану, который должен быть действительно планом, а не отпиской. Этот ресурс должен стрелять. Человек пришел, он обязан знать: богата ли территория природными ресурсами, какое производство хорошо развито, а какое требует дополнительного внимания. Сколько понадобится детских садов через 10 лет, если будет столько-то трудоспособного населения. У главы должно быть объемное мышление. Это дар божий – быть главой.


- Может, пора пересматривать распределение налогов и больше оставлять денег в муниципалитетах, чтобы воплотить задуманное в жизнь?
- Я думаю, это один из больших вопросов, которые нам в ближайшее время предстоит решить. Сегодня, если вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, то налоги платите в местный и региональный бюджеты. Они в основном распределяются 30 на 70 или 40 на 60 процентов, в зависимости от того, как решат губернатор и областное правительство. А если вы создаете общество с ограниченной ответственностью, то большая часть от вашей деятельности поступает в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль: федерации отдай, субъекту отдай, а на территорию, где находится предприятие, уже не рассчитано. Поэтому главы муниципальных образований не заинтересованы в развитии производственных предприятий. Это серьезный вопрос.


- Мне кажется, что хотя бы половина транспортного налога должна тоже оставаться на территории, чтобы можно было заниматься капитальным ремонтом дорог, их состояние в муниципалитетах просто ужасное…
- Согласен. Ведь муниципалитету на дорожное строительство достаются копейки. Опять же, глава хорошо живет с властями региона, ему дали деньги, плохо – ничего не получит. Надо выстроить такую систему, чтобы не просить, а требовать!
Вот еще пример. (На меня глава областного центра Аркадий Чернецкий даже из-за этого злился). 120 тысяч человек, которые живут в городах-спутниках – Березовском, Арамили, Белоярке, Верхней Пышме, Сысерти, а работают в Екатеринбурге, налоги платят (НДФЛ) в бюджет областного центра. Считаем: средняя зарплата 15 тысяч рублей, примерно 2 тысячи составляет налог с каждого человека. Перемножить эту сумму на количество работников и получается: ежемесячно малые города недополучают 240 миллионов рублей. Муниципалитеты занимаются обслуживанием этих людей, а деньги-то уходят в Екатеринбург. Делить надо эти налоги.


- Наверное, это стимул к тому, что надо создавать свое производство в городе. Чтобы люди не уезжали в поисках работы в мегаполис.
- Это неважно. Тут возможен другой подход: допустим, я специалист по производству чугунных радиаторов, а их производство находится только в Екатеринбурге. Надо принять закон, чтобы твой работодатель платил за тебя налоги по месту постоянного жительства. Я вышел с такой инициативой, но на меня все зубами скрипят, только заинтересованные главы хлопают в ладоши.


- Как реализовать эти идеи? Вы – законодатель, вам и карты в руки…
- Вы знаете, это не решишь на уровне субъекта. Есть изречение Петра I: «Надлежит законы и указы писать ясно, чтобы их не перетолковывать, правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию». Это актуально сегодня. Вы понимаете, у нас, депутатов областного Законодательного Собрания, нет полномочий писать свои законы, мы можем вынести решения, постановления, выступить с законодательной инициативой в Государственную Думу. Но если по этому вопросу есть федеральный закон, то мы обязаны действовать в соответствии с ним. Если мы отступим шаг влево или вправо, то прокурор нас обязательно поправит.
Для продвижения идей снизу три года назад мы и создали Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС). Его возглавляет председатель комитета по местному самоуправлению Госдумы, к которому стекается информация из регионов и он уже выдвигает законопроекты. Сейчас, по крайней мере, обратили внимание на местное самоуправление.


- Можно вас попросить дать оценку главам Свердловской области. Сколько выполняют свои обязанности непрофессионально?
- Каждый второй глава. К сожалению, сегодня приходят к управлению территорией люди неподготовленные. Идут на определенные привилегии, не осознавая меру ответственности, не рассчитывая свои возможности.
Основная задача ВСМС – заниматься кадровой политикой: выдвигать людей, делать праймериз. Кроме лидеров, которые формируют общественное мнение, должны быть и люди, которые умеют организовать работу на местах, у них должен быть хороший жизненный опыт. А главное – желание сделать территорию лучше. У нас в ВСМС создан кадровый резерв, мы ведем отбор кандидатов, отправляем их на стажировку. Думаю, что в ближайшие выборы в Свердловской области в списках кандидатов появятся наши резервисты: люди грамотные и ответственные.

Новости того же времени:
14.01.2010
Анатолий Павлов: «Быть хорошим главой – это дар божий»