ПОГУДИН Вячеслав Викторович

О депутате:
|
Текущая деятельность

Текущая деятельность депутата

Текущая информация:
16 июля 2012
Рано подводить итоги, впереди серьезная напряженная работа

Председатель комитета по социальной политике Законодательного Собрания Свердловской области Вячеслав ПОГУДИН, несмотря на напряженный рабочий график, встретился с корреспондентом «ТР», чтобы рассказать тагильчанам и жителям Горноуральского городского округа о своей деятельности в высшем законодательном органе государственной власти нашего региона.

- Полгода - это период, который  позволяет говорить о некоторых итогах, -  подчеркнул Вячеслав Викторович. - Проведено 8 заседаний Законодательного Собрания Свердловской области, рассмотрено 85 законопроектов, принят 71  закон, в том числе 14 – социальной направленности. Работа нашего комитета  была насыщенной. Из 20 организованных заседаний  7 были выездными. Эта форма, на мой взгляд, особенно эффективна,  так как на месте позволяет основательнее изучить проблему, деятельность той или иной организации, вникнуть во все вопросы. Кстати, в законодательной деятельности, как я  убедился еще раз, социальная политика тоже является приоритетным направлением.

- Бесспорно, все областные законы, получившие путевку в жизнь в стенах Законодательного Собрания, и важны, и нужны. Но какие из них можно считать приоритетными в этом списке?

 Цель изменений, внесенных в Закон  «О защите прав ребенка в Свердловской области» – добиться более ответственного отношения к детям, принимаемых  под опеку. Сейчас опекунство активно развивается, причем в положительной динамике важную роль играет именно увеличение мер государственной поддержки приемных семей. Но вместе с тем достаточно случаев недобросовестного, негуманного обращения  с детьми. Самое прискорбное – отказ от опекунства, который наносит ребенку тяжелую психологическую травму. Поэтому в целях обеспечения  защиты прав детей,  мы привели областное законодательство в соответствие с федеральным как раз в части психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отныне человек, намеревающийся  взять на воспитание ребенка, должен пройти специальное обучение.

- 7 мая Президент РФ подписал указ о поддержке многодетных семей. В частности, выплаты пособий за рождение третьего ребенка или последующих детей. Субъектам федерации было рекомендовано уже с июля текущего года  подготовить соответствующие законы о выплате ежемесячного пособия на ребенка до исполнения ему трех лет в размере прожиточного минимума  (если доход в  семье на ребенка  меньше среднедушевого).  Законопроект «О социальной поддержке многодетных семей Свердловской области»  на девятом заседании Законодательного Собрания Свердловской области, которое состоялось 10 июля 2012 года, был поддержан большинством депутатов, принят в трех чтениях и вступит в силу после подписания Губернатором и официального опубликования.  Принят Закон о единовременном пособии  в размере 100 тысяч рублей на ремонт жилья участникам Великой Отечественной войны,  владеющим жилыми помещениями на правах собственности  не менее 5 лет. Отмечу, что от получателей этой довольно солидной суммы  не требуется ни сметы на ремонт, ни итоговой отчетности.

Принят важный закон о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки: такие дети при наличии закрепленного за ними жилья  освобождаются  от платы за него и за услуги ЖКХ, пока находятся в учреждениях госвоспитания. До настоящего времени  начисление  производилось ежемесячно, и выпускника  детдома  ожидало солидное «наследство»,  в этом случае проблему приходилось разрешать в судебном порядке.

Особенно  важным,  поддержанным  всеми  депутатами независимо от партийной принадлежности, стал принятый на минувшей сессии Законодательного Собрания  Закон  «О внесении изменений в программу социально-экономического развития Свердловской области на 2011 – 2015 годы». Главное – установлены показатели  и цели, которые должны быть  достигнуты в долгосрочной перспективе. Закон затрагивает интересы  всех работников социальной сферы и предусматривает значительные темпы увеличения зарплаты бюджетникам. Также принят Закон о минимальном размере оплаты труда.  МРОТ - важный экономический показатель, устанавливающий уровень,  ниже которого работодатель не вправе опускать зарплату (теперь это 5 300 рублей). По инициативе Губернатора, которую поддержало Заксобрание, мы приняли  этот закон не осенью,  как  планировалось, а раньше, и уже 1 июля он  вступил  в силу.  

 

Не могу не отметить Закон  «О физической культуре и спорте в Свердловской области», вобравший по сравнению с действующим с 1997 года аналогичным областным законом многочисленные изменения, произошедшие за последнее время в федеральном законодательстве в сфере спорта. Закон определяет полномочия органов государственной власти Свердловской области и деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере физкультуры и спорта, а также правовое положение спортивных федераций, спортивных сборных команд Свердловской области и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Документ регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта в системе образования, предусматривает меры государственной и социальной поддержки, определяет порядок финансового и иного обеспечения физкультуры и спорта. Важно, что речь идет не только о спорте высших достижений, основная цель закона – развитие массового спорта, обеспечение его доступности жителям области.  

- Какие  законопроекты из наиболее востребованных находятся в стадии  разработки?

Очень важный законопроект – «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».  Напомню,  что в конце ноября 2011 года был принят Федеральный закон  «Об основах охраны здоровья населения РФ».  В период  активного  обсуждения поступило  много поправок от медицинской общественности,  которые  ощутимо его меняли. В итоговом варианте  прописаны права и обязанности пациентов и медработников,  в него включена особая статья -  о здоровье матери и ребенка. Федеральный закон, таким образом, определяет приоритеты профилактики и  охраны здоровья.

Нашим комитетом был проведен круглый стол для широкого  обсуждения областного законопроекта с участием практикующих  врачей,  руководителей лечебных  учреждений, представителей  медакадемии,  профсоюзов,  общественных  организаций  ветеранов и  инвалидов,  а также страховых компаний.  На обсуждение этого основополагающего социально значимого закона, касающегося  буквально каждого, мы не пожалели времени. Было приглашено более 60 человек, каждый поделился своими соображениями, и  до сих пор поступают предложения, дополнения, замечания,  которые мы обязательно учтем.  В настоящее время рабочая группа комитета анализирует итоги работы круглого стола.

- Вячеслав Викторович,  когда принятый закон не подкрепляется положением о механизме его исполнения,  создаются  большие сложности в его реализации на практике. Нет ли подобной опасности в отношении  документа, о котором вы рассказали?  

 - Думаю, что сам подход к работе над законопроектом, скрупулезный, обстоятельный и детальная проработка каждой статьи позволят  исключить эти вещи. Мы  стремимся к тому, чтобы статьи закона были более конкретными и менее декларативными. В масштабах страны  сделать  это  сложно, а применительно к области не стоит задача слепо скопировать федеральный закон. Наша задача – сделать его максимально приближенным к жизни. Мы понимаем, что после принятия этого закона появится  ряд постановлений правительства, будут внесены изменения в действующие программы в сфере здравоохранения,  а это и есть отработка самого механизма.

-  Каким образом комитет по социальной политике и Законодательное Собрание нашей области влияют на законотворческую деятельность федерального масштаба?

- Существуют различные формы участия в  федеральном законодательном процессе: подготовка проекта федерального закона в качестве законодательной инициативы Законодательного Собрания Свердловской области, поддержка и при необходимости направление поправок  к проектам федеральных законов, принятых к рассмотрению Государственной Думой,  поддержка законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации и направление обращений Заксобрания по конкретным проблемам. Например, острая  проблема с нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях области.  Сначала мы  приняли решение на заседании комитета,  затем – Законодательного Собрания и в результате направили обращение в  Госдуму в поддержку продления срока выплаты пособия по уходу за ребенком до 3 лет.  Да, в настоящее время реализуется областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы», строительство и восстановление детских садов идет полным ходом. Но что делать тем, кто до сих пор ожидает своей очереди? Законопроект, который предполагал выплату в 5 тысяч рублей ежемесячно каждой семье, которая не может устроить ребенка в садик,  большинством голосов  был отклонен.  И, на мой взгляд, справедливо, так как требующиеся на это ежегодно  три  с лишним миллиарда рублей  не снимут проблемы, а только отвлекут средства от ее решения.  По затратам  программа  строительства  и развития  детских дошкольных учреждений на ближайшие годы  сопоставима с предложенными в законопроекте суммами. И совсем не факт, что они будут рационально использованы. Я задавал разработчикам вопрос,  куда  пойдут эти  средства.  «На частные садики».  В свою очередь,  могу сказать, что сегодня в Тагиле, к сожалению, нет ни одного негосударственного детского сада, прошедшего государственную аккредитацию.  Те, что ютятся по  квартирам и работают нелегально, несут в себе огромные  риски, в первую очередь для здоровья и безопасности детей.  Федеральный  закон предусматривает   выплату на родившегося  ребенка  в течение полутора лет, хотя по Трудовому кодексу мама имеет право  на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Но если государство  оплачивает отпуск по уходу за ребенком

только полтора года, как  ей  быть дальше? А если это одинокая мать? Мы считаем, что на данном этапе изменения в федеральный закон могли бы  смягчить ситуацию в условиях дефицита детских мест. Выплатой пособия  до достижения ребенком трехлетнего возраста  государство  могло бы оказать дополнительную поддержку тем, кто хотел бы, но не может устроить малыша  в садик и  поэтому продолжает оставаться в законном отпуске по уходу за ним.

- Знаю, что возглавляемый вами комитет уделяет много внимания улучшению положения  людей с ограниченными возможностями. В какие решения это выливается?

- Рабочие группы, открытые трибуны  и круглые столы – формы работы, позволяющие  глубоко анализировать, обсуждать многие вопросы  и выбирать оптимальные пути их  решения. Несколько дней назад комитет провел круглый  стол по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов. Тема выбрана неслучайно: в Свердловской  области реализуется программа «Доступная среда», выделяются средства областного бюджета. Определенные шаги предпринимает в этом направлении и федерация.  Но  надо признать, что это только начало трудного пути, программа требует пересмотра и доработки.

Сегодня,  к сожалению, мы не можем сказать, что инвалид, прежде всего колясочник, свободен и  имеет равные с другими гражданами права. Ведь  он не может беспрепятственно попасть ни в транспорт,  ни в поликлинику,  ни в магазин,  ни на стадион,  ни в досуговое учреждение.

В конце апреля Россия  ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов,  подтвердив, что вся деятельность по защите прав инвалидов  будет вестись активно и системно, как в развитых странах. А это очень серьезные обязательства  и ответственность. Для принятия верных решений и объективной оценки сегодняшней ситуации нам, прежде всего, нужно услышать голос самих инвалидов. Именно их мнение было главным на проведенном круглом столе.  

-  Расскажите о позиции, какой придерживается комитет при организации летнего отдыха и оздоровления детей.

- В этом году впервые издано постановление о частичной  компенсации расходов родителям, которые самостоятельно приобрели для детей путевки в загородные оздоровительные лагеря. В настоящее время завершается подготовка первой в области программы по развитию материально-технической базы, ремонту и строительству  детских загородных лагерей.  Этим объектам  по 40-50 лет, так что пора обратить на них самое пристальное внимание. Благодаря  настойчивости и  последовательности  нашего комитета,  областное правительство  сделало  первые шаги для  выделения из  бюджета денег на эти цели.  Так,  в этом году  два города  Екатеринбург и Нижний Тагил, основные балансодержатели таких лагерей,  получают  62 миллиона  рублей на эти цели.   А с будущего года система начнет работать во всех  городах, где есть  оздоровительные  лагеря.

Крайне необходим и законопроект о делегировании полномочий по оздоровлению детей  муниципалитетам. Это позволит использовать нашим городам имеющиеся  лагеря круглый  год.  И это правильно. Ведь в  подготовку таких учреждений, которые работают максимум три месяца,  вкладываются  огромные  деньги. Это нерациональное использование средств. Между прочим,  подобная позитивная практика  в свое время появилась у нас,  в Звездном. Дети выезжали туда и весной, и зимой - лечились, учились и отдыхали.

Вячеслав Викторович, какие изменения нас ждут в сфере культуры?

В настоящее время мы активно продолжаем разработку  законопроекта о сохранении народных художественных промыслов в Свердловской области, в том числе Тагильского подноса. Планируем уже на традиционной ежегодной Ирбитской ярмарке  в августе оборудовать отдельный павильон  уральских  промыслов, а также с участием общественности, мастеров промысла, депутатов, Правительства Свердловской области и Торгово-промышленной палаты Свердловской области провести первое публичное обсуждение законопроекта. Это будет первый закон в  Свердловской области, который позволит сохранить уникальное историческое наследие и национальное достояние: промыслы, бытующие на территории региона на протяжении нескольких веков. Необходимо внести, наконец,  ясность в развитие этой сферы, обозначить  ответственность государства, субъекта федерации, муниципальных образований, работодателей, законодательно определить необходимые меры государственной  поддержки – субсидии, льготы  по налогам и т.д.  Важно посредством  этого  закона  не только остановить  дальнейшее размывание, угасание народных промыслов, предотвратить их утрату, но и дать им импульс к восстановлению и развитию в современных экономических условиях.  

Нина СЕДОВА.