СЕРЕБРЕННИКОВ Александр Васильевич


Май `2008
пнвтсрчтптсбвс
28293001020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829303101
23 мая 2008 года  —  версия для печати

В Палате Представителей началась работа по совершенствованию законодательства в сфере профессионального образования

20 мая в Первоуральске состоялся выездной семинар-совещание депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по вопросу «Промышленная политика и роль подготовки кадров, профессионального образования в повышении производительности труда».

Вашему вниманию представлен доклад заместителя председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области А.В. Серебренникова «О совершенствовании законодательства в сфере профессионального образования»

Урал всегда был передовым промышленным краем и славился квалифицированным рабочим классом. После войны Свердловская область лишь укрепила свою промышленную славу, став также и кузницей высокопрофессиональных кадров государственного и мирового уровня. В советское время была сформирована мощная система профессионального образования, которая обеспечивала кадрами не только область, но и весь Урал, всю страну.

 Переход к новой системе хозяйствования, новые рыночные отношения потребовали коренных изменений всей системы образования. В 90-е годы, когда была разрушена система государственного планирования, был заложен рыночный механизм и в систему подготовки профессиональных кадров.

 Государственная, и, прежде всего, законодательная поддержка содействовала стремительному развитию высшего образования. Также государство обращало особое внимание на качественную подготовку школьников.

Однако два десятилетия экономической нестабильности, которые пережила наша страна, наложили определенный отпечаток, полностью изменив структуру подготовки рабочих профессий. Спад производства и массовые сокращения в трудовых коллективах, снижение уровня зарплаты на предприятиях – эти и другие причины подрывали систему профессиональной подготовки.

 К настоящему времени средне — профессиональное образование находится в упадке. Сегодня очевидно, что нельзя всю ответственность за подготовку кадров сложить только на плечи бизнеса. Лишь в редких случаях, когда в подготовке специалистов принимают участие промышленные предприятия, предприятия малого бизнеса и сферы обслуживания, начальное и среднее профессиональное образование обеспечивает достаточно качественный уровень подготовки кадров. И потому общественно — договорной эпизодический характер взаимодействия учреждений профобразования с производственными организациями не уменьшает спрос на квалифицированные кадры.

 Основная, главенствующая роль в восстановлении этого, когда-то сильного, образовательного сегмента, – за государственной поддержкой. Целый ряд вопросов требует регулирования именно на уровне субъекта Федерации.

Здесь работа должна строиться по нескольким направлениям.

 Как отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, необходимо обеспечить практическое взаимодействие бизнеса и власти в области образования. Цитирую: «Во-первых, в части формирования профессиональных стандартов и квалификационных требований, во-вторых,  в организации системы современного профессионально-технического образования, в-третьих, в области создания специальных фондов поддержки образования, и, наконец, в сфере учреждения и развития бизнес-школ».

 В настоящее время в Палате Представителей формируется рабочая группа, в задачи которой входит совершенствование законодательства в сфере профессионального образования, разработка нормативных актов, которые должны сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Необходимо законодательно закрепить гибкий механизм выработки нормативов финансирования учреждений образования и организаций начального и среднего профобразования.

В настоящий момент к нам, в рабочую группу, поступают предложения от всех организаций и учреждений области по развитию профессионального образования.

 Появление данных инициатив именно на Урале, который является промышленным сердцем  России, обосновано.

Во-первых, необходимо учитывать отраслевую специфику профессиональной подготовки. Крупные металлургические центры в Свердловской и соседней,  Челябинской области сегодня используют устаревшие технологии. При этом ученики техникумов и профтехучилищ проходят обучение на еще более устаревшей технической базе. В результате им приходится значительно корректировать практические знания уже на рабочем месте, а знания, востребованные на инновационных предприятиях, их выпускники вообще не получают.

 Около трети выпускников НПО и СПО не трудоустроены, часто – по причине несоответствия требованиям профессиональной квалификации. Отсюда основная задача государства – регулирование отношений профессионального образования и сферы труда для кадрового обеспечения развития инновационной экономики Свердловской области.

 Системная работа Правительства области в сфере обеспечения кадрами, определение основных направлений государственной политики кадрового восполнения значительно осложняется отсутствием прогнозирования потребности всех отраслей экономики в рабочих кадрах. Необходимо на уровне области формировать областной образовательный заказ.

 Особо хочу отметить сокращение количества выпускников 10-11 классов. В 2007 году снижение составило более 20% от общей численности.  Как правило, в этом случае страдают от «недобора» абитуриентов именно техникумы.

Вузы с каждым годом все ожесточеннее борются за абитуриентов, осваивая все более широкий круг специальностей. Сформированный в обществе стереотип ориентирует детей и ро­дителей на полу­чение высшего образования, ми­нуя профессиональное. В тех­никумы сегодня поступают в ос­новном ребята из семей с небольшим достатком. В большинстве случаев это молодые люди, об­разовательный уровень которых не позволяет им поступать в вузы, или доход семьи которых заставляет их снижать время и затраты на получение образования. Однако большая часть вакансий на рынке труда в настоящее время – это вакансии по рабочим профессиям. Резко снижается число обучающихся в учреждениях начального профобразования – сегодня там проходит подготовку лишь одна восьмая от общего количества обучающихся в системе учреждений профессионального образования.

 В разработке нормативов финансирования профобразования необходимо учитывать разнообразие организационно – правовых форм образовательной деятельности, различия социально-экономического уровня развития территорий, специфику профессиональной подготовки кадров и потребность в поддержке некоторых категорий обучающихся.

 Как было отмечено Владимиром Путиным, на государственном уровне должны быть приняты образовательные стандарты нового поколения. Должно начаться формирование национальной системы оценки качества образования. Региональные и муниципальные власти должны серьезно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, которое находится в их сфере ответственности. По словам Владимира Путина, «многие из наших ПТУ и техникумов словно застыли в прошлом веке. Нужно развернуть их в сторону современного производства и экономики, к рынку труда. И существенно, совместно с работодателями, обновить содержание образовательных процессов, программ в таких учебных заведениях».

В заключение я бы хотел отметить высокие темпы развития промышленности и малого бизнеса нашей области, отличные показатели количественного и качественного роста в сфере обслуживания. И в основе этого сегодня лежит несовершенная, устаревшая система подготовки кадров. В то время как этот процесс должен идти с опережением, выявляя приоритетные направления развития экономики.

И мы должны осознавать, что содействие в подготовке квалифицированных специалистов и включение их в рыночные процессы — одна из наиважнейших задач государства и задача законодателей  –  прежде всего!

 

Новости того же времени:
23.05.2008
В Палате Представителей началась работа по совершенствованию законодательства в сфере профессионального образования
04.05.2008
c 9 мая