На заседании обсужден вопрос «Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе». Выступили с докладами председатель Совета Федерации С.М.Миронов, Губернатор Курганской области О.А.Богомолов, иные представители органов государственной власти Российской Федерации и Курганской области. Выступающие анализировали практику применения норм земельного законодательства и перспективы развития земельных отношений. В числе основных проблем обозначены следующие: - неэффективность действующей процедуры разграничения прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по уровням собственности; - противоречивость и незавершенность земельного законодательства, отсутствие значительного количества подзаконных нормативных актов; - необходимость определения стратегии и методологии реформирования земельных отношений, построения действующих механизмов оказания государственной поддержки; - наличие противоречий между нормами земельного законодательства и законодательства о природопользовании – например, лесного и водного; - непрозрачность и отсутствие объективной информации об обороте земельных долей (паев), которыми были наделены члены колхозов, работники совхозов и подсобных сельских хозяйств; - отсутствие упрощенного механизма предоставления земельных участков в пользование для проведения работ по прокладке (постройке) линейных коммуникаций; - отсутствие детально регламентированной процедуры прекращения прав собственности на неиспользуемые земельные участки (их части). При обсуждении выявлено отсутствие единства в понимании проблем какой путь является наиболее перспективным для промышленных предприятий – приобретение земельных участков в собственность или заключение договоров аренды; необходимо ли оказывать государственную поддержку организациям потребительской кооперации в части предоставления им права получения земельных участков в безвозмездное срочное пользование. Не обсуждены, но являются по-прежнему актуальными, вопросы предоставления земельных участков в постоянное бессрочное пользование не только федеральным казенным предприятиям, но и региональным казенным предприятиям (статья 20 Земельного кодекса РФ) исключения части расходов на доведение земельных участков до нормативного состояния (в целях оформления прав на них) из затрат предприятий и осуществления их в форме государственных расходов для снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности продукции при вступлении в ВТО. В сфере регулирования земельных отношений в Свердловской области видимо, следует еще раз оценить возможность (необходимость) начала процедуры приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 1 января 2005 года (что следует из статьи 51 Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области); инициировать проведение инвентаризации прав собственности на земельные доли (паи), которыми были наделены члены колхозов, работники совхозов и подсобных сельских хозяйств; рассмотреть все указанные выше проблемы применительно к местным условиям. P.S. В комитете имеются информационные материалы, предоставленные на заседании, в том числе Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году» (подготовлен Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости)
|