Октябрь `2005
пнвтсрчтптсбвс
26272829300102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31010203040506
31 октября 2005 года  —  версия для печати

Галина Артемьева: «РЕФОРМА СО МНОГИМИ ИЗВЕСТНЫМИ И НЕИЗВЕСТНЫМИ»

Два года назад в России началась реализация муниципальной реформы. Старт ей дал Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ, от 6 октября 2003 года. Ключевые положения реформы направлены на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Согласно закону, муниципальные образования наделяются статусом поселений, муниципальных районов и городских округов. За каждым устанавливаются определенные полномочия по решению вопросов местного значения. Эти полномочия должны обеспечиваться необходимыми финансовыми средствами.
Как прошли эти два года для нашей области? Что удалось сделать для реализации реформы? Эти вопросы мы адресовали Галине Артемьевой — председателю комиссии Областной Думы по вопросам местного самоуправления

- Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” был бы намного эффективнее реализован, если бы два года назад регионы более активно привлекались к его подготовке и обсуждению. Но, к сожалению, принимался он очень быстро, и многое в нем оказалось неучтено.

В то же время многие вопросы в этом законе прописаны очень жестко, например, минимальное количество депутатов, которые должны быть избраны в представительный орган муниципального образования. Закон указал, сколько депутатов должны работать на освобожденной или не освобожденной основе. На мой взгляд, это вообще не вопросы центра — это вопросы, которые должны решаться муниципальными образованиями самостоятельно. Излишняя регламентация здесь только вредит.

В то же время в самой важной части закона, посвященной финансовой основе местного самоуправления и межбюджетным отношениям, обнаружилось много “пробелов”. Получилось, что по этому закону и законам, которые были приняты в его развитие, за местным самоуправлением закреплена очень небольшая часть налогов: 30% налога на доходы физических лиц, земельный налог, единый вмененный налог для определенных видов деятельности и налог на имущество физических лиц. Но для трех последних налогов – так называемых “местных”, должна быть создана база. Вроде бы все нормально: люди живут здесь, имеют имущество – должны налог платить. Люди пользуются землей – должны налог платить, “вмененка” — то же самое. Проблема в одном – у нас до сих пор нет нормальных собственников! Кто оформлял право собственности на свои дачные, садовые участки, на дома и квартиры, понимает, сколько времени сегодня нужно на это потратить. А чего стоит кадастровая оценка земли!

По сути, законом были заявлены некие позиции, к которым еще не были готовы ни муниципальные образования, ни государство. Ведь на целый круг вопросов в законе была оговорка, что это должно решить Правительство Российской Федерации. Оно должно было утвердить порядок перераспределения имущества и разделения собственности на государственную и муниципальную, между муниципальными районами и поселениями. Это до сих пор не сделано, а реформа идет.

За эти два года было внесено много изменений и дополнений в закон “Об общих принципах организации местного самоуправления”. Сейчас до 1 января 2009 года устанавливается переходный период по вступлению этого закона в силу. Это не значит, что реформа отложена. Все положения закона применяются с 1 января 2006 года в части, не противоречащей положениям, указанным в законе ФЗ-129 от 12.10.2005.

Уральцы говорят: поспешать нужно, не торопясь. Именно так мы и делаем. Свердловская область планомерно входит в 2006 год, используя все возможности, предоставленные нам законом.

- Галина Николаевна, какие положительные моменты вы видите в реализации реформы местного самоуправления?

- Во-первых, сейчас установлены границы всех муниципальных образований Свердловской области. Во-вторых, работа над установлением границ позволила еще раз проревизировать все населенные пункты, которые находятся на территории этих муниципальных образований. Некоторые из населенных пунктов были переведены в категорию сельских, какие-то признаны прекратившими свое существование. В определенной степени, был наведен порядок на карте области.

В процессе реализации Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” в Свердловской области появилось двухуровневое местное самоуправление — было создано двадцать одно поселенческое муниципальное образование в составе пяти муниципальных районов. Уже избраны представительные органы и главы этих муниципальных образований.

Были приняты законы о наименованиях представительных органов и должностных лиц муниципальных образований и органов, исполняющих исполнительно-распорядительные функции. Ведь раньше у нас на территории области работали и Думы, и Советы депутатов. Теперь наведен порядок в терминологии: представительный орган – Дума, исполнительный – администрация, а высшее должностное лицо муниципалитета – глава муниципального образования.

Уставы муниципальных образований были приведены в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством, сейчас аналогичная работа идет над муниципальными правовыми актами.

Перераспределение и разделение собственности, разграничение полномочий – при всех сложностях, тоже позитивный процесс.

Закон все начал приводить в порядок, и это неплохо.

-Как вы считаете, не больше ли теперь у органов местного самоуправления полномочий, чем финансов?

- Есть такое хорошее выражение в народе: “Сколько денег – столько пива, сколько пива — столько песен”. И вроде бы авторы 131-го закона пытались следовать этой формуле – под каждое полномочие предусмотрены финансы. Но, на мой взгляд, чтобы эти песни спеть, надо сначала деньги заработать, сделать так, чтобы они пришли в необходимом количестве в местный бюджет. Поэтому все последние изменения в закон касаются как раз бюджетных вопросов.

И областной, и местные бюджеты на 2006 год будут формироваться по новым условиям, и перед нами, депутатами, стоит задача — максимально использовать все возможности, предоставленные законом, чтобы обеспечить выполнение органами местного самоуправления своих новых полномочий.

- Галина Николаевна, значит, в следующем году будем с песнями?

- Обязательно! На Урале без песен нельзя! Но для этого нужно много и эффективно работать!