- Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” был бы намного эффективнее реализован, если бы два года назад регионы более активно привлекались к его подготовке и обсуждению. Но, к сожалению, принимался он очень быстро, и многое в нем оказалось неучтено. В то же время многие вопросы в этом законе прописаны очень жестко, например, минимальное количество депутатов, которые должны быть избраны в представительный орган муниципального образования. Закон указал, сколько депутатов должны работать на освобожденной или не освобожденной основе. На мой взгляд, это вообще не вопросы центра — это вопросы, которые должны решаться муниципальными образованиями самостоятельно. Излишняя регламентация здесь только вредит. В то же время в самой важной части закона, посвященной финансовой основе местного самоуправления и межбюджетным отношениям, обнаружилось много “пробелов”. Получилось, что по этому закону и законам, которые были приняты в его развитие, за местным самоуправлением закреплена очень небольшая часть налогов: 30% налога на доходы физических лиц, земельный налог, единый вмененный налог для определенных видов деятельности и налог на имущество физических лиц. Но для трех последних налогов – так называемых “местных”, должна быть создана база. Вроде бы все нормально: люди живут здесь, имеют имущество – должны налог платить. Люди пользуются землей – должны налог платить, “вмененка” — то же самое. Проблема в одном – у нас до сих пор нет нормальных собственников! Кто оформлял право собственности на свои дачные, садовые участки, на дома и квартиры, понимает, сколько времени сегодня нужно на это потратить. А чего стоит кадастровая оценка земли! По сути, законом были заявлены некие позиции, к которым еще не были готовы ни муниципальные образования, ни государство. Ведь на целый круг вопросов в законе была оговорка, что это должно решить Правительство Российской Федерации. Оно должно было утвердить порядок перераспределения имущества и разделения собственности на государственную и муниципальную, между муниципальными районами и поселениями. Это до сих пор не сделано, а реформа идет. За эти два года было внесено много изменений и дополнений в закон “Об общих принципах организации местного самоуправления”. Сейчас до 1 января 2009 года устанавливается переходный период по вступлению этого закона в силу. Это не значит, что реформа отложена. Все положения закона применяются с 1 января 2006 года в части, не противоречащей положениям, указанным в законе ФЗ-129 от 12.10.2005. Уральцы говорят: поспешать нужно, не торопясь. Именно так мы и делаем. Свердловская область планомерно входит в 2006 год, используя все возможности, предоставленные нам законом. - Галина Николаевна, какие положительные моменты вы видите в реализации реформы местного самоуправления? - Во-первых, сейчас установлены границы всех муниципальных образований Свердловской области. Во-вторых, работа над установлением границ позволила еще раз проревизировать все населенные пункты, которые находятся на территории этих муниципальных образований. Некоторые из населенных пунктов были переведены в категорию сельских, какие-то признаны прекратившими свое существование. В определенной степени, был наведен порядок на карте области. В процессе реализации Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” в Свердловской области появилось двухуровневое местное самоуправление — было создано двадцать одно поселенческое муниципальное образование в составе пяти муниципальных районов. Уже избраны представительные органы и главы этих муниципальных образований. Были приняты законы о наименованиях представительных органов и должностных лиц муниципальных образований и органов, исполняющих исполнительно-распорядительные функции. Ведь раньше у нас на территории области работали и Думы, и Советы депутатов. Теперь наведен порядок в терминологии: представительный орган – Дума, исполнительный – администрация, а высшее должностное лицо муниципалитета – глава муниципального образования. Уставы муниципальных образований были приведены в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством, сейчас аналогичная работа идет над муниципальными правовыми актами. Перераспределение и разделение собственности, разграничение полномочий – при всех сложностях, тоже позитивный процесс. Закон все начал приводить в порядок, и это неплохо. -Как вы считаете, не больше ли теперь у органов местного самоуправления полномочий, чем финансов? - Есть такое хорошее выражение в народе: “Сколько денег – столько пива, сколько пива — столько песен”. И вроде бы авторы 131-го закона пытались следовать этой формуле – под каждое полномочие предусмотрены финансы. Но, на мой взгляд, чтобы эти песни спеть, надо сначала деньги заработать, сделать так, чтобы они пришли в необходимом количестве в местный бюджет. Поэтому все последние изменения в закон касаются как раз бюджетных вопросов. И областной, и местные бюджеты на 2006 год будут формироваться по новым условиям, и перед нами, депутатами, стоит задача — максимально использовать все возможности, предоставленные законом, чтобы обеспечить выполнение органами местного самоуправления своих новых полномочий. - Галина Николаевна, значит, в следующем году будем с песнями? - Обязательно! На Урале без песен нельзя! Но для этого нужно много и эффективно работать!
|