Декабрь `2005
пнвтсрчтптсбвс
28293001020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829303101
16 декабря 2005 года  —  версия для печати

Надо ли экономить на демократии?

Председатель комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Сергей Лазарев прокомментировал принятые Думой в первом чтении поправки в Избирательный кодекс Свердловской области

- Внесение поправок в Избирательный кодекс Свердловской области, в первую очередь, объясняется приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Согласно новой редакции кодекса, в выборах не могут принимать участие избирательные блоки, голосование, как правило, может проходить только 2 раза в год, в марте или октябре, городские и сельские избиркомы передают полномочия территориальным комиссиям, правом назначать наблюдателей наделяются только непосредственные участники выборов – кандидаты и избирательные объединения, избирательный залог снижается с 15% до 10% от размера избирательного фонда, разрешается не собирать подписи на выборах в органы местного самоуправления, где зарегистрировано менее 3 тыс. избирателей, повышается барьер для прохождения в Областную Думу с 5% до 7%. Также новые поправки позволяют аннулировать регистрацию списка кандидатов в случае отказа половины кандидатов от участия в выборах (ранее было достаточно отказа четверти).

По моему мнению, исключая из выборного процесса избирательные блоки, мы ни в коей мере не сужаем круг участников выборов. Мотивация Президента РФ, депутатов Совета Федерации и Государственной Думы совершенно правильная – надо развивать политическую систему на основе федеральных партий, чтобы эта система была четкой, целостной и, главное, понятной избирателю. Общественность по прежнему имеет все условия влиять на политический процесс, пример тому – создание Общественных палат. Но есть у политического процесса и специфика – это борьба за власть. Ведь когда создаются, не побоюсь этого слова, невнятные политические партии с громкими названиями, за которыми – пустота, которые объединяются лишь на период выборов, а после них распадаются – их ответственность перед избирателями становится эфемерной. А любая крупная федеральная политическая партия имеет свою платформу, борется за каждый голос избирателя.

Повышение барьера для прохождения в Областную Думу также предусмотрено федеральным законодательством. На выборах в Московскую городскую думу, кстати, этот барьер был установлен в 10 %, и никто не кричал о зажиме демократии. Федеральный законодатель предоставил право на местах решать этот вопрос. Наши 7 % установлены исходя из предыдущего опыта работы Областной Думы. Партии, которые проводят в Думу 1-2 человек, не могут создать фракцию, а, значит, влиять на принимаемые решения. Они, как правило, мечутся между другими фракциями, не имеют четкой позиции.

Мы должны уважать своих избирателей. Главная задача депутатов – законотворческая деятельность в интересах жителей Свердловской области. Эту задачу могут выполнить только сильные партии с серьезной политической платформой.

Определение только двух дней для голосования ставит своей целью упорядочить политический процесс. Много говорят об экономии бюджетных средств, этот факт имеет место, но он не главный. Не надо экономить на демократии. Даже она стоит денег.