В работе совещания, которое провел Владимир Терешков, участвовали депутаты Асхатъ Масаев, Владимир Краснолобов, председатель Счетной палаты Андрей Измоденов, представители министерства финансов Свердловской области, руководители представительных органов поселений и муниципальных районов, главы муниципальных районов, представители контрольных и финансовых органов муниципальных образований Западного управленческого округа. Проверка Счетной палаты показала, как в местных бюджетах учтены межбюджетные трансферты, а так же прояснила соответствие расходов местных бюджетов бюджетным обязательствам, сообщил в своем выступлении на совещании Председатель Счетной палаты Андрей Измоденов. Проведенный Счетной палатой анализ не выявил грубых нарушений в отражении в местных бюджетах средств, получаемых из областного бюджета. Вместе с тем, в бюджетах отдельных муниципальных образований не в полном объеме отражены межбюджетные трансферты, предоставляемые из областного бюджета. Как особый случай следует рассматривать ситуацию, возникшую в связи с необходимостью использовать остатки бюджетных средств, образовавшиеся в результате исполнения местных бюджетов в 2006 году, которые по своей природе также являются межбюджетными трансфертами. В соответствии с областным законодательством у муниципальных образований имелось право на использование переходящих остатков целевых средств. Но в ряде случаев величина этих остатков оказалась настолько велика, что для их легального использования необходимо было принимать местный бюджет на 2007 год с дефицитом, размер которого превышает ограничения, установленные Бюджетным кодексом. Проверкой установлено, что расходы, запланированные в бюджетах муниципальных образований, в основном соответствуют оценке расходных полномочий, отраженных в реестрах бюджетных обязательств. В то же время, объем бюджетных обязательств, утвержденных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на 2007 год, превысил на 25% оценку расходных полномочий органов МСУ, произведенную в соответствии с методикой, утвержденной областным правительством. Максимальные отклонения зафиксированы в муниципальных образованиях городской округ Верхняя Пышма (75,9 %), городской округ Первоуральск (31,8 %), Красноуфимский округ (27,7 %). Максимальные расхождения в оценке расходных полномочий возникли при финансовом обеспечении следующих вопросов местного значения: предоставление бесплатного дошкольного образования; расходы на содержание органов местного самоуправления; предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного, среднего общего образования. Возникшие расхождения в оценке расходных обязательств местными бюджетами были профинансированы за счёт привлечения дополнительных неналоговых доходов от распоряжения и пользования муниципальным имуществом, а также от поступлений из источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и увеличения плановых назначений за счет доходов от оказания платных услуг. Основными причинами различий в оценке расходных полномочий, по мнению Счетной палаты, являются следующие причины: - несоответствие типа выбранной организационно-правовой формы фактическому территориальному, демографическому и социально-экономическому положению некоторых муниципальных образований; - в методиках при расчете величины дотаций не учитывались некоторые вопросы местного значения; - при оценке необходимого объёма финансирования расходных полномочий муниципальных образований методики не предусматривают учёт реальных показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставляемых муниципальных услуг; - в муниципальных образованиях пока не сложилась эффективная система оценки объема финансирования некоторых вопросов местного значения. Как подчеркнул, подводя итоги совещания, Владимир Терешков, многие нормативные показатели были сформированы в начале 90-годов прошлого века, когда в стране была принципиально иная экономическая ситуация. Но мы и по сей день используем эти нормативы, например, определяя расходы на содержание ребенка в детском саду. По мнению депутатов, нормативная база, используемая в методиках для расчета межбюджетных трансфертов, должна быть тщательно проанализирована и, если необходимо, в нее должны быть внесены изменения. Совещание стало примером эффективной обратной связи депутатского корпуса Областной Думы с представителями муниципалитетов, позволило получить широкий спектр мнений о проблемах, с которыми сегодня приходится сталкиваться местному самоуправлению в ходе бюджетного процесса. Все предложения и выводы, прозвучавшие на совещании, обязательно получат свое продолжение в законодательной работе депутатов, заверил присутствующих председатель комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.
|