Комитет рассмотрел информацию Счетной палаты о результатах внешней проверки исполнения бюджета Горноуральского городского округа за 2007 год. Дефицит средств местного бюджета в 2007 году составил 21,6 миллионов рублей. В результате проверки Счетной палатой были выявлены многочисленные нарушения федерального и областного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса. Так, ни одно из 14 решений об изменении местного бюджета в 2007 году не было опубликовано, в то время как объем вносимых изменений составил более 21 миллиона рублей. Как отметила Счетная палата, главные распорядители бюджетных средств не реализовали в полном объеме свои полномочия: администрацией не составлена бюджетная роспись главного распорядителя, а бюджетная отчетность консолидировалась не по всем получателям. Кроме того, установлены факты финансирования расходов, не предусмотренных решением о местном бюджете. Не был надлежащим образом составлен отчет об исполнении местного бюджета за 2007 год, а решение Думы городского округа по данному вопросу принято в отсутствие годового отчета. Депутаты приняли к сведению информацию Счетной палаты и предложили Думе, Главе Горноуральского городского округа и областному правительству принять ряд системных мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, выявленных в результате проведения внешней проверки. Во втором чтении комитет рассмотрел областной закон «О границах, составе и правовом режиме пригородной зоны города Краснотурьинска», депутаты одобрили поправки к закону. В трех чтениях комитет рассмотрел проект областного закона «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О порядке избрания представителей Законодательного Собрания Свердловской области в квалификационной комиссии при адвокатской палате Свердловской области». Цель законопроекта – приведение областного закона в соответствие с федеральным. Комитет одобрил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенного президентом. Законопроект подготовлен для реализации положений Послания Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, касающихся предоставления представительным органам муниципальных образований права более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности глав муниципальных образований. Законопроектом предусматривается, что инициатива депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган вместе с проектом соответствующего решения. В то же время, проектом закона устанавливаются гарантии прав главы муниципалитета при рассмотрении вопроса об отставке. В частности, глава муниципального образования должен быть заблаговременно уведомлен о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомлен с обращением депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Федерации. Депутаты комитета высказали ряд поправок к проекту закона. В частности, предлагается, чтобы инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта РФ об удалении главы муниципального образования в отставку, могла быть выдвинута не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность главы муниципального образования и не позднее чем через шесть месяцев до окончания его полномочий. Проект закона и поправки к нему депутатов комитета будут рассмотрены на заседании Областной Думы. Директор Уральского института регионального законодательства Михаил Кучин представил информацию о перспективных направлениях законотворческой деятельности, курируемых комитетом. Прежде всего, по мнению докладчика, необходимо совершенствование законодательства территориальной организации госвласти и местного самоуправления в Свердловской области. Основными недостатками областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» Михаил Кучин считает смешение понятий «административно-территориальная единица» и «населенный пункт»; отсутствие указания в качестве вида административно-территориальной единицы управленческого округа. В то же время, закон говорит о сельсоветах, которые в настоящее время «вытеснены» сельскими поселениями, как о самостоятельной административно-территориальной единице. В регионе действуют 5 законов об управленческих округах, в то же время, Екатеринбург и ряд муниципалитетов находятся за границами управленческих округов. Предлагается установить в областном законе об административно-территориальном устройстве Свердловской области в качестве разновидностей административно-территориальных единиц управленческих округов (Восточного, Горнозаводского, Западного, Северного, Южного и Центрального), административных районов (включающих города районного подчинения, поселки городского типа, рабочие поселки и сельские населенные пункты), внутригородских районов городов областного подчинения (Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский) и городов областного подчинения. В связи с этим, считает Михаил Кучин, необходимо внести изменения в областной закон об административно-территориальном устройстве, признать утратившими силу законы об управленческих округах и внести изменения в областной закон «О статусе административного центра Свердловской области», поскольку предполагается образование Центрального управленческого округа. С вопросами административно-территориального устройства тесно связаны вопросы муниципально-территориального устройства, составляющего территориальную основу организации местного самоуправления, подчеркнул докладчик. Например, к настоящему времени на территории Свердловской области существуют 94 муниципальных образования, уставами которых установлены их наименования. Указанные наименования должны использоваться в законах Свердловской области, в том числе во всех законах о наделении статусами муниципальных образований, отметил Михаил Кучин. По его мнению, необходимо принять единый закон «О статусах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», в котором будут указаны статусы и перечислены современные названия 94 муниципальных образований. К полномочиям органов госвласти Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством относится установление границ, состава и правового режима пригородных зон отдельных городов региона. Важно обратить внимание на необходимость принятия закона «О составе, границах и правовом режиме пригородной зоны города Екатеринбурга», считает директор Уральского института регионального законодательства. К полномочиям органов госвласти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов по определению количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории субъекта Российской Федерации. В связи с этим требуется принятие областного закона «О границах нотариальных округов, расположенных на территории Свердловской области» и внесение соответствующих изменений в областной закон «О правительстве Свердловской области» в части уточнения полномочий областного правительства, отметил докладчик. Еще одно перспективное направление деятельности комитета – совершенствование законодательства о полномочиях и деятельности органов госвласти Свердловской области. В частности, необходимо принять закон «О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Свердловской области», которым будет регламентирован порядок осуществления контроля за соблюдением и исполнением областных законов, постановлений палат, реализацией полномочий органов госвласти Свердловской области, исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в котором говорится, что полномочия органов госвласти регионов по взаимодействию с советами муниципальных образований определяются законами субъектов, необходимо разработать и принять соответствующий областной закон, считает Михаил Кучин. Совершенствование законодательства о государственной гражданской службе Свердловской области и о муниципальной службе; законодательства об общественной безопасности, также являются приоритетными направлениями в работе комитета, подчеркнул докладчик. В частности, он предложил принять закон «Об общественной безопасности в Свердловской области». В этом законе будут установлены основы общественной безопасности в регионе, полномочия органов госвласти Свердловской области в этой сфере и регулирующий статус областного Совета общественной безопасности (с признанием утратившим силу закона «О совете общественной безопасности Свердловской области»). Кроме этого, нуждаются в корректировке положения закона «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». В частности, в определении полномочий должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Большой блок законодательной работы депутатов комитета будет связан с совершенствованием законодательства о правовых актах и договорах Свердловской области. Например, требуется признать утратившими силу устаревшие правовые акты, отметил докладчик. В заключение выступления Директор Уральского института регионального законодательства Михаил Кучин по направлениям деятельности комитета предположил принятие следующих законов Свердловской области: «О внесении изменений в Областной закон «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области»; «О признании утратившими силу законов Свердловской области законов об управленческих округах»; «О внесении изменений в Областной закон «О статусе административного центра Свердловской области»; «Об административно-территориальном делении Свердловской области»; «О признании утратившими силу некоторых законов Свердловской области по вопросам административно-территориального деления Свердловской области»; « О статусах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»; «О признании утратившими силу некоторых законов Свердловской области в связи с принятием Закона Свердловской области «О статусах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»; «О составе, границах и правовом режиме пригородной зоны города Екатеринбурга»; «О границах нотариальных округов, расположенных на территории Свердловской области»; «О внесении изменений в Областной закон «О правительстве Свердловской области» и иные законы Свердловской области в связи с уточнением полномочий Правительства Свердловской области»; «О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Свердловской области»; «Об особенностях доступа к информации о деятельности государственных органов Свердловской области и об информационных системах Свердловской области»; «О полномочиях органов государственной власти Свердловской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Свердловской области»; «О государственных должностях Свердловской области»; «О внесении изменений в закон Свердловской области «Об особенностях государственной гражданской службы свердловской области»; «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области»; «О признании утратившим силу Областного закона «О государственной службе Свердловской области»; «Об общественной безопасности в Свердловской области»; «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»; «О внесении изменений в Областной закон «О правовых актах в Свердловской области»; «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене»; «О внесении изменений в Устав Свердловской области». Выступивший на заседании комитета начальник государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Свердловской области Александр Суслов в целом поддержал предложения Михаила Кучина. Комитет решил поручить председателю комитета Анатолию Гайде на основании предложений, изложенных в информации Уральского института регионального и государственно-правового управления аппарата Заксобрания, составить план работы комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления и обсудить его на заседании комитета в апреле 2009 года.
|