Открыл совещание Наиль Шаймарданов. Он огласил повестку встречи и отметил, что одной из самых важных проблем на сегодняшний день остается отсутствие градостроительной документации в большинстве муниципальных образований Свердловской области. Как сообщил первый заместитель областного министра строительства и архитектуры Свердловской области Григорий Мазаев, по данному вопросу в 2009 году министерство провело пять окружных совещаний, трижды вопрос по градостроительной документации рассматривался на аппаратных заседаниях областного правительства. В Свердловской области приняты все необходимые для реализации Градостроительного кодекса законы. В 2007 году областное правительство утвердило программу по каждому муниципальному образованию и перечень необходимых к принятию документов. В то же время, по мнению докладчика, областное министерство не имеет полномочий в полной мере контролировать процесс подготовки и принятия градостроительных документов в муниципальных образованиях. Наиль Шаймарданов отметил, что руководители органов местного самоуправления порой не осознают в полной мере, что отсутствие градостроительной документации с 1 января 2010 года приведет к полному замораживанию строительства на территории муниципального образования. Такое положение грозит, в частности, Дегтярскому городском округу, где противоречия между главой города и местной думой привели к параличу нормотворческой деятельности. Галина Артемьева предложила разработать областную целевую программу для комплексного решения данного вопроса. *** Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области Инна Котова в своем выступлении на рабочей группе рассказала об опыте работы налоговых служб в Тверской области. В 2008 году в регионе была реализована областная целевая программа «Обеспечение повышения собираемости налогов и эффективное взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами Тверской области на 2008 год». Экономическая эффективность реализации программы составила на 1 вложенный рубль более 5 рублей прибыли. В результате сумма поступлений земельного налога возросла на 22, 3 млн. рублей, а налога на имущество физических лиц – на 20 млн. рублей. По словам Инны Котовой, подобную программу необходимо принять и на Среднем Урале, проект такой программы уже разработан сотрудниками УФНС по Свердловской области. Докладчик также поделилась с членами рабочей группы своей обеспокоенностью по начислению земельного налога по многоквартирным домам. Представители налоговых органов считают, что решение вопроса должно быть закреплено, прежде всего, на законодательном уровне. Рабочая группа рекомендовала органам местного самоуправления сформировать земельные участки под многоквартирными домами. *** На заседании был рассмотрен проект областного закона «О внесении изменения в главу 8 закона «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Как сообщил заместитель областного министра по управлению государственным имуществом Михаил Жабреев, изменения в закон предполагают, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются для индивидуального строительства в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Депутаты предложили областному министерству госимущества направить законопроект в несколько крупных муниципальных образований для получения заключения от органов местного самоуправления, и до 20 июля 2009 года внести в Областную Думу окончательный вариант законопроекта. *** Рабочая группа рассмотрела доработанный проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». Предлагается изложить в новой редакции пункт 5 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой за органами государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в судебном порядке будет признаваться право на невостребованные земельные доли, после чего органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в течение двух лет будут осуществлять выделение земельного участка в счет своих земельных долей. Кроме того, предлагается вернуться к ранее имеющейся в федеральном законе норме, согласно которой сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. И если собственники невостребованных земельных долей в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, то они не вправе в дальнейшем заявлять свои права на указанные доли. В соответствие с действующим законодательством, при подготовке заявления субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, в заявлении должно быть указано место жительства собственника земельной доли. Вместе с тем, узнать место жительства собственника земельной доли порой не представляется возможным, т.к. паспортно-визовая служба предоставляет информацию о месте жительства граждан только при наличии сведений о паспорте гражданина (которых тоже нет), поэтому при подготовке исков в суд субъект Российской Федерации вынужден обращаться в органы местного самоуправления за предоставлением информации об их месте жительства. Однако информация органов местного самоуправления является для суда недостаточной, что опять же является основанием для отказа суда в признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок. В связи с этим, законопроект предлагает часть 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнить новым абзацем, в соответствии с которым в заявлении субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании права собственности на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей, указывается последнее известное место жительства ответчика в соответствии с данными, предоставленными органами местного самоуправления. На сегодняшний день значительное число участников долевой собственности не могут или не хотят реализовать свое право участника долевой собственности на выделение земельного участка. Законопроектом предлагается обязать всех участников долевой собственности в срок до 1 января 2012 года выделить земельные участки в счет своих земельных долей. В случае, если участники долевой собственности не выделят земельные участки в счет своих земельных долей в установленный срок, с 1 января 2013 года предлагается предусмотреть административную ответственность за нарушение установленных федеральным законом сроков выдела земельной доли. В федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указано, что случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, в Земельном кодексе Российской Федерации случаи ненадлежащего использования земельных участков их собственниками не определены, в связи с чем, в пункте 1 статьи 3 законопроекта предлагается сделать отсылку в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не в целом к Земельному кодексу Российской Федерации, а к подпунктам 2 и 3 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых указываются конкретные действия, которые могут рассматриваться как ненадлежащее использование земельного участка и послужить основанием для изъятия земельного участка у его собственника. Проектом рассматриваемого федерального закона предлагается, что факт ненадлежащего использования или неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения будет устанавливаться в порядке проведения государственного или муниципального земельного контроля. Члены рабочей группы рекомендовали МУГИСО внести данный проект федерального закона в Областную Думу, отозвав ранее внесенный проект закона. *** На заседании было рассмотрено письмо прокурора Свердловской области Юрия Пономарева по вопросу создания перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. Прокуратура провела анализ действующего областного закона «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». В соответствии с Земельным кодексом РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. При этом законодателем отдельно выделена категория «сельскохозяйственные угодья», для которых установлены особенности их использования, подчеркивает прокурор Свердловской области Юрий Пономарев в своем письме в Областную Думу. Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В ходе проверки установлено, что перечень таких земель в Свердловской области не ведется в связи с отсутствием нормативно-правового акта, определяющего критерии таких угодий, порядок ведения перечня. Не определен уполномоченный госорган по его ведению, отмечает прокурор. Юрий Пономарев в своем письме отметил положительный законодательный опыт других российских регионов в данной сфере. Так, в Московской области областным законом определены особенности использования сельскохозяйственных угодий, а также установлен запрет на использование особо продуктивных сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд, в том числе для целей дачного строительства. Законом Томской области также определены виды указанных угодий, а обязанности по формированию перечня возложены на администрацию Томской области, проинформировал Юрий Пономарев свердловских законодателей. Он предложил депутатам рассмотреть вопрос о принятии нормативного правового акта в рассматриваемой сфере правоотношений и проинформировать прокуратуру области о принятом решении. Члены рабочей группы предложили министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области разработать предложения по вопросу создания перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. *** Члены рабочей группы рассмотрели вопрос о выработке предложений по проведению повторной кадастровой оценки земель, расположенных на территории Свердловской области. По информации Управления федеральной налоговой службы России по Свердловской области, земельного налога с территории муниципальных образований региона в первом полугодии поступило 1млрд 882 млн рублей, с темпами роста к аналогичному периоду прошлого года 108,8 %. Установленные бюджетные показатели по земельному налогу исполнены на 112,3%, дополнительно в бюджеты муниципальных образований поступило 205,7 млн. рублей. По оценке Управления ожидаемые поступления земельного налога в 2009 году составят 3 млрд 615 млн рублей. По информации налоговых органов, расчет произведен исходя из динамики поступлений за прошлые периоды, с учетом коэффициента роста по налогу 101,5%. В то же время, депутаты выразили свою обеспокоенность тем, что кадастровая оценка земель в Свердловской области после результатов последней переоценки возросла в среднем на 37%, а в сельских населенных пунктах – на 45%. Игорь Ковпак отметил, что кадастровая оценка зачастую не отражает реальную стоимость на землю. Так, кадастровая стоимость земли в центре Екатеринбурга, на улице Жукова, почему-то в три-четыре раза ниже, чем в районе Синих Камней. Такая же ситуация и в Березовском: в центре города, возле здания городской администрации, кадастровая стоимость земли ниже, чем на окраине муниципального образования. Депутат рассказал и о беспрецедентном повышении арендной платы за землю во многих муниципальных образованиях региона, особенно в так называемых «закрытых» городах. Для торговых центров размер арендной платы определяется коэффициентом в 27 -30 БРАП (базовых размеров арендной платы). Арендная плата за землю для досугово-развлекательных центров исчисляется в размере 10 БРАП, а для промышленности – 1 БРАП. Игорь Ковпак привел в пример Пермскую и Челябинскую область, промышленные уральские регионы, где для всех видов бизнеса и производств созданы равные условия в начислении арендной платы за землю. Кадастровая переоценка земель может стоить областной казне до 30 млн рублей. Тем не менее, члены рабочей группы рекомендовали МУГИСО рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в областное законодательство во время осенней сессии, которые позволили бы скорректировать кадастровую оценку земельных участков.
|