ЗАКОНОПРОЕКТЫ. На первом после парламентских каникул заседании комитета депутаты рассмотрели три законопроекта. Их разработка вызвана необходимостью внести изменения в процедуру формирования бюджета и пересмотреть ряд методик предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Свердловской области в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией. Так, предлагается внести изменения в закон «О бюджетном процессе в Свердловской области и отдельные законы Свердловской области», согласно которым областной бюджет будет опять приниматься на один год, а не на три, пояснила первый заместитель министра финансов Свердловской области Светлана Климук. К сожалению, приходится отказаться от планового периода и вернуться к среднесрочному финансовому плану, дополнил председатель комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков. В сегодняшней ситуации очень трудно спрогнозировать плановый период по получению доходной базы, по развитию экономики и т.д. Он подчеркнул, что стратегия развития Свердловской области есть, правительство ее отслеживает, но те колебания, которые наблюдаются сегодня на внешнем и внутреннем рынке, не позволяют с достаточной точностью спрогнозировать доходы и сформировать расходы субъекта. Комитет поддержал предложение своего председателя Владимира Терешкова – выработать принципиально новый подход определения сроков, на который составляется будущий бюджет. Депутаты комитета взяли на себя обязательство – в течение осенней сессии разработать и принять специальный закон, который будет вноситься одновременно с Бюджетным посланием губернатора и определять срок, на который распространяется действие бюджетного процесса, — год, два, три, в зависимости от ситуации. В этом случае не придется каждый раз менять законодательство. Бюджетный процесс будет идти в строгих рамках, а срок будет устанавливаться специальным законом. По мнению депутатов комитета, это очень удобная форма. Вносятся коррективы в еще один закон — «О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области». Это вызвано появлением новых уровней муниципальных образований: помимо городских округов и муниципальных районов сегодня есть поселения — городские и сельские, у которых должны быть собственные бюджеты, пояснила начальник отдела территориальных бюджетов министерства финансов Свердловской области Ирина Уфимцева. Предложенные изменения в действующий закон о межбюджетных трансфертах позволяют прописать порядок определения объемов оказания финансовой помощи сельским поселениям, городским поселениям и отдельно – городским округам из регионального фонда поддержки. Таким образом, подытожил Владимир Терешков, заканчивается выстраивание пирамиды отношений: городской округ, городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, и у каждого – свои расчеты на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Это и есть оказание реальной помощи муниципальным образованиям вне зависимости от их иерархии. Третий закон носит сугубо технический характер – «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области в связи с принятием Закона Свердловской области «О внесении изменений в Областной закон «О бюджетном процессе в Свердловской области» и отдельные законы Свердловской области». Суть его состоит в том, что в связи с возвращением годового планирования из ряда областных законов убирается понятие «плановый период». Закон состоит из 33 статей, каждая из которых посвящена изменению в определенный закон. Это дает возможность одним законом очень быстро внести необходимые изменения. Перечисленные законы комитет вносит в проект повестки ближайшего заседания Областной Думы, созываемого 29 сентября, для принятия сразу в трех чтениях. Такая оперативность объясняется необходимостью ускорения принятия закона о бюджете на 2010 год. За кажущейся спешкой – огромная подготовительная работа комитета над данными документами, несколько заседаний рабочей группы с участием депутатов, правительства Свердловской области, института регионального законодательства. КОНТРОЛЬ. Комитет рассмотрел два вопроса, которые находятся на контроле комитета: по ставкам транспортного налога и по системе налогообложения на основе патента. По обоим вопросам докладчиком выступил заместитель председателя комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Асхать Масаев. Согласно постановлению Областной Думы, принятому в мае текущего года при принятии закона «О внесении изменений в статью 4 Закона Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», депутаты комитета должны были договориться с министерством финансов и налоговой службой Свердловской области о порядке предоставления тех или иных льгот по уплате транспортного налога. В ходе встреч и консультаций было решено, что основные базовые документы готовят главные распорядители бюджетных средств, а для собственно областного бюджета – министерство финансов. Разъяснения разослали всем сторонам, проблему, возникшую на стадии введения льгот, сняли. Комитет рекомендует Областной Думе указанное постановление снять с контроля. Еще одно постановление, находящееся на контроле комитета, принято в октябре 2008 года и касается закона «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Свердловской области». Анализ ситуации за первое полугодие 2009 года показывает, что из 69 видов деятельности на основе патентов, которые разрешены федеральным и областным законодательством, в Свердловской области развивается 40 видов. Это в два раза больше, чем было в прошлом году. Число плательщиков увеличилось на 228 человек и сегодня составляет 510. Соответственно возросли и платежи в областной бюджет. Депутаты сошлись во мнении, что закон заработал и стал приносить пользу как индивидуальным предпринимателям, потому что упрощена схема налогообложения, так и бюджету. Постановление также рекомендуется снять с контроля.
|