Ноябрь `2009
пнвтсрчтптсбвс
26272829303101
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30010203040506
17 ноября 2009 года  —  версия для печати

Депутаты обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере образования

17 ноября состоялись парламентские слушания Госдумы на тему: «О развитии регионального образовательного законодательства как составной части законодательства Российской Федерации в области образования». Слушания проводились в режиме видеотрансляции из Малого зала Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации одновременно во все субъекты Российской Федерации.

От Свердловской области в слушаниях приняли участие заместитель председателя комитета Палаты Представителей по социальной политике Анатолий Никифоров,  депутаты представительных органов местного самоуправления из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Дегтярска, Березовского, представители областного министерства общего и профессионального образования и других органов исполнительной власти региона и муниципалитетов, руководители общеобразовательных учреждений, педагоги.

Слушания вел первый заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов. В своем вступительном слове он сказал, что, делая ставку на современную инновационную экономику, необходимо позаботиться о качестве системы образования, поскольку в основе любого прогресса лежат знания. После развала СССР мы еще долго гордились тем, что у нас лучшая в мире система образования, и не заметили, как растеряли ее, заметил политик. Сегодня пришло время менять подходы к образованию. Слушания проводятся в целях изучения опыта регионов. В разговоре участвуют в общей сложности 2895 депутатов всех уровней и почти 3000 работников системы образования, объявил председательствующий.

С основным докладом выступил председатель комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин. Он сделал упор на школьном образовании, которое находится в зоне ответственности субъектов и которое определяет судьбу человека и, в  конечном счете, страны. Говоря о повышении качества образования, докладчик подчеркнул, что школа должна стать центром творчества и информации. Надо расширить самостоятельность школ, обеспечить доступ к частным школам. Все задачи, стоящие перед системой образования, должны иметь законодательное обеспечение, подчеркнул парламентарий. Сегодня эту сферу регулируют почти 30 федеральных законов и около десятка нормативно-правовых актов. Нет главного — базового закона об образовании, и субъекты зачастую вынуждены действовать по-своему. Такая самодеятельность приводит к ошибкам, самые распространенные из них — противоречие законов федеральному законодательству, неоправданное повторение норм федерального законодательства, несоблюдение требований законодательной техники. По мнению докладчика, было бы полезно и разумно создать модельный вариант закона об образовании для регионов.

С содокладом выступил представитель министерства образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко, который озвучил позицию исполнительной власти. Он также говорил о разрыве между региональным и федеральным законодательством и необходимости выстраивать общее законодательное поле. Нужны единые нормативы определения малокомплектных школ, регламенты типов и видов образовательных учреждений, другие общие нормы и принципы.

В прениях выступили председатели парламентов Чеченской и Карачаево-Черкесской республик, председатель Госсобрания Республики Саха (Якутия), председатель Заксобрания Оренбургской области, депутаты высших законодательных органов российских регионов, представители министерства образования и науки и министерства регионального развития РФ, работники образования из Санкт-Петербурга, Красноярска, Кургана, Воронежа, Мурманска, Петрозаводска и других городов России. Они поддержали президентский  курс на повышение качества, доступности и эффективности российского образования, а также высказали предложения по взаимодействию депутатов Госдумы и депутатов законодательных органов субъектов в работе по совершенствованию законодательства в сфере образования.

На слушаниях было отмечено, что за последнее десятилетие федеральное законодательство в области образования претерпело существенное изменение в целях создания единого образовательного пространства в Российской Федерации. Этой же цели должно соответствовать и региональное образовательное законодательство, которое призвано конкретизировать федеральное законодательство с учетом национальных и региональных социально-экономических, культурных, демографических   и  других особенностей своих территорий и развивать его нормы, в том числе не урегулированные на федеральном уровне.

Новые задачи по обновлению как федерального, так и регионального законодательства в сфере образования  предстоит решать уже в 2010 году. Они вытекают из ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором большое внимание было уделено реализации проекта  «Наша новая школа».  В рамках этой работы надо сформулировать новые требования к качеству образования.

Участники слушаний были единодушны во мнении, что нужно единое правовое поле в сфере образования. Высказана масса конкретных предложений по совершенствованию законодательства.

Одна из болевых точек в регионах – острая нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Несмотря на это, органам власти необходимо предоставить детям равные возможности бесплатного дошкольного образования как фундамента для дальнейшего обучения. Значит, надо строить новые сады, по возможности возвращать здания, переданные когда-то другим организациям, а также законодательно признать, наконец, статус семейного воспитания как альтернативу государственным дошкольным учреждениям.

Вторая по упоминаемости проблема — судьба малокомплектных школ. Представители Якутии и Тульской области поделились опытом, как им удалось не закрыть ни одной малокомплектной школы. Высказано предложение – регионам совместно с федеральным центром разработать федеральную программу строительства новых сельских школ.

Много говорилось о проблемах дополнительного образования. Сегодня оно, к сожалению, существует преимущественно на энтузиазме педагогов. Нужно готовить кадры для этого направления, вернуться к практике создания учебно-воспитательных комплексов.

Немало говорилось на тему здоровья подрастающего поколения, в том числе о качестве питания. Вызвал интерес опыт Кургана, где Областная Дума одной из первых в России приняла закон об обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов. Поступило предложение пересмотреть условия софинансирования из федерального бюджета бесплатного питания школьников.

Высказана тревога по поводу неисполнения законодательства в части предоставления льгот сельским учителям, попытки переложить это федеральное обязательство на регионы. Предложено сохранить натуральные льготы сельским учителям по оплате услуг ЖКХ.

По мнению представителей профсоюзов, пришло время позаботиться об условиях труда и отдыха учителей, ввести новые нормативы стоимости учительской услуги. Зарплата педагогов сегодня неоправданно поставлена в зависимость от количества учеников, субъективна и оценка труда учителя по ранжиру предмета в зависимости от сложности.

Участники слушаний говорили также о необходимости сократить число негосударственных вузов, которые готовят очень слабые кадры, о квотировании рабочих мест для молодых специалистов общественно-значимых профессий, о старении педагогических кадров, о нехватке специалистов органов опеки, организации летнего отдыха школьников и многих других проблемах.

Участники парламентских слушаний приняли за основу проект Рекомендаций, в котором высказаны предложения в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию законодательства в сфере образования. В частности, рекомендуется провести в 2010 году (до внесения в Правительство Российской Федерации) широкое обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе с участием органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также разработать комплекс мер по реализации направлений проекта «Наша новая школа», изложенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. Проект Рекомендаций будет доработан с учетом замечаний и предложений участников слушаний  и направлен на рассмотрение комитета Госдумы по образованию. 

Участники парламентских слушаний поддержали проведение подобных мероприятий в режиме видеотрансляций. По мнению большинства, это интересная форма взаимодействия Госдумы и законодательных органов субъектов Российской Федерации, позволяющая регионам обмениваться опытом и информацией, не выезжая в Москву.