В идеале взаимоотношения власти и бизнеса считаются реализованными, если предприятия, учреждения уплатили все налоги, которые должны уплатить по закону, и налоговых поступлений достаточно, чтобы власть могла содержать и развивать социальную сферу, сказала, открывая совещание, председатель Палаты Представителей Людмила Бабушкина. Но в наших реалиях средств на выполнение социальных функций недостаточно, и без социального партнерства органов власти и бизнеса не обойтись. Как осуществляется социальное партнерство в Свердловской области? Как складываются взаимоотношения между властью, работодателями и работниками? С какими проблемами сталкивается социально ориентированный бизнес? Вот круг вопросов, которые предстояло обсудить. С приветственным словом к участникам совещания обратился глава городского округа Первоуральск Максим Федоров. Он отметил, что благодаря социальному партнерству первый кризисный год Первоуральск прожил достойно, без экономических и социальных взрывов. Опытом работы социально ответственного предприятия поделился исполнительный директор ОАО «Первоуральский новотрубный завод», депутат Палаты Представителей от Первоуральского избирательного округа, заместитель председателя комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию Мелик Мори. Он признал, что резкое снижение объемов производства и прибыли в 2009 году привели к соответствующему снижению налоговых отчислений. Тем не менее, предприятию удалось осуществить ряд крупных инвестиционных проектов – таких, как открытие финишного центра по производству труб нефтяного сортамента и строительство электросталеплавильного комплекса. Новое производство, по мнению руководителя, — это источник дополнительных отчислений в бюджеты всех уровней, что позволит развивать социальные программы. Несмотря на кризис, на ПНТЗ за последнее время немало сделано по улучшению условий труда и быта, для работников внедрены новые комплексные медицинские программы, начата реализация корпоративной жилищной программы, предусматривающей строительство 948 квартир для новотрубников. На предприятии успешно выполняется программа поддержки детского спорта, проводятся благотворительные акции, находят поддержку руководства другие социальные инициативы. Залог успеха социального партнерства Мелик Мори видит в равной активности партнеров и мобильности власти в условиях кризиса. Немало примеров эффективного социального партнерства органов государственной власти и бизнеса привела в своем выступлении председатель Первоуральской городской Думы Марина Соколова. Она поблагодарила руководителей предприятий, которые даже в самые трудные времена не снимали с себя социальной нагрузки. Люди это ценят. Марина Александровна предложила областным депутатам скорректировать положение об инвестиционных займах. По ее мнению, подход к использованию бюджетных денег должен быть иной: критерием следует считать не количество предприятий, а качество их работы. Справедливые партнерские отношения при формировании бюджетов разных уровней – так сформулировал тему своего выступления заместитель генерального директора ОАО «Уральские газовые сети» Владимир Кучерюк. Имея опыт работы в бюджетном комитете Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области и Первоуральской городской Думы, он поделился своими мыслями по поводу распределения бюджетных средств. Владимир Данилович считает несправедливым, что Первоуральск получает лишь десятую часть собранных налогов. Стоит ли удивляться, что улицы освещены слабо, дороги не чищены, детский садик построить не на что. Владимир Кучерюк считает необходимым пересмотреть принципы межбюджетных отношений в пользу регионов. Он также предложил депутатам областного парламента выступить с законодательной инициативой о разработке федеральной программы возрождения и строительства детских садов. Большой интерес вызвало выступление председателя комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию Анатолия Сысоева. Надо понимать, сказал он, что развитие идет по спирали и с периодичностью в восемь-десят лет кризис повторяется, надо быть к нему готовыми: рассчитывать, прежде всего, на себя, заниматься модернизацией производства, повышением производительности труда. Важно иметь долгосрочный прогноз развития городов, что позволит придать действиям власти системный характер, комплексность, нацеленность на перспективу и грамотно противостоять очередному кризису. Именно принцип прогнозирования на длительный период лежит в основе генерального соглашения трехсторонней комиссии России, в которой работает Анатолий Васильевич. По мнению депутата, долговременные контракты между властью и бизнесом могли бы значительно укрепить партнерские отношения. Еще одно предложение – развивать внутренний рынок сбыта на уровне муниципалитета, региона, Российской Федерации. Необходимо развивать не только промышленный кластер, но и территориальный. Это позволит обеспечить максимальное потребление продукции местного производства. Требуют решения вопросы развития торговли и услуг. По мнению выступающего, надо стремиться к тому, чтобы люди свою заработную плату тратили там, где живут и работают. К сожалению, иногда главы городов отдают заказы на услуги на сторону. Анатолий Сысоев посоветовал муниципалитетам провести аудит своих городов, по-другому посмотреть на собственные внебюджетные деньги: медицинского, социального страхования, средства, выделяемые на целевые областные и федеральные программы. Города должны иметь проектно-сметную документацию на самые разные инвестиционные проекты и быть готовыми их защитить и получить деньги из всех возможных источников. Надо заставлять людей думать и понимать, что никто кроме самих горожан жизнь в городе не изменит. Председатель комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию не смог обойти стороной вопросы земли. Кадастровая стоимость на нее в 2009 году выросла в 4-5, а кое-где даже в 11 раз. В областном бюджете выделено 25 миллионов рублей на проведение в 2010 году актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель. В итоговом документе совещания представительным органам местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области рекомендовано в целях обеспечения устойчивого поступления земельных платежей и учета интересов арендаторов и плательщиков земельного налога провести анализ экономической обоснованности земельных платежей и внести необходимые изменения в нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Разговор продолжил заместитель министра экономики Свердловской области Анатолий Оглоблин. Он согласился с Анатолием Сысоевым в том, что комплексное долгосрочное планирование развития территории – мощный экономический инструмент, который должен быть в арсенале руководителей муниципалитетов. В Первоуральске, к сожалению, комплексного плана нет, что не позволяет городу получить средства федерального бюджета, направляемые на реализацию государственных целевых программ, в том числе — программы поддержки и развития моногородов. Федеральным бюджетом на эти нужды выделяется 10 миллиардов рублей, Свердловская область рассчитывает получить 1 миллиард рублей, которые нужно будет распределить между 17 моногородами. Анатолий Александрович говорил также о необходимости повышения производительности труда, по которой область значительно отстает от других субъектов Российской Федерации, хотя по объемам производства находится в тройке лидеров. Представитель министерства коснулся проблемы создания новых рабочих мест как предмета социального партнерства. Что касается программы занятости населения, то в 2010 году она реализуется на уровне прошлого года, на эти цели направляется 1,6 миллиарда рублей. В завершение Анатолий Оглоблин проинформировал участников совещания о том, что областным министерством экономики разработан законопроект «О государственно-частном партнерстве в Свердловской области», принятие которого позволит развивать и совершенствовать социальное партнерство. На совещании также выступили заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Юрий Зибарев, директор Первоуральской птицефабрики Александр Фирсов, заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Алексей Киселев, управляющий Западным управленческим округом Анна Каблинова, директор консалтинговой компании Светлана Ряпосова. Выступающие затронули широкий спектр вопросов дальнейшего совершенствования социального партнерства, говорили о повышении эффективности работы трехсторонних комиссий, о новых тенденциях по взаимодействию профсоюзов с работодателями и органами власти. В современной России социальное партнерство власти, гражданского общества и частного предпринимательства становится важным направлением реализации социальной политики государства, говорится в проекте рекомендаций выездного совещания. Государство должно сформировать такую систему правовых воздействий, при которых выполнение социальных обязанностей становится для бизнеса осознанной и экономически выгодной необходимостью. Социально ответственное поведение бизнеса должно проявляться в выборе приоритетов и механизмов развития производства товаров и услуг, обеспечения занятости, поддержания социальных стандартов и охраны окружающей среды. К сожалению, сегодня в российском праве социальная ответственность во взаимоотношениях бизнеса, общества и государства рассматривается исключительно как нравственная категория. Законодательное Собрание Свердловской области намерено взять на себя проведение мониторинга рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных законов, направленных на совершенствование государственной политики в сфере государственно-частного партнерства, чтобы своевременно вносить соответствующие изменения в законодательство Свердловской области. Свердловскому областному союзу промышленников и предпринимателей и Федерации профсоюзов Свердловской области рекомендуется усилить работу по расширению практики заключения коллективных трудовых договоров и контроля за соблюдением их условий. - Сегодня состоялся конструктивный, деловой разговор на очень актуальную тему, — сказала в заключение Людмила Бабушкина. – Главный вывод, который можно сделать по итогам совещания, — назрела необходимость принятия закона о государственно-частном партнерстве, где были бы прописаны права и обязанности власти и бизнеса. Если крупный бизнес не только платит налоги, но и берет на себя определенные социальные обязательства, он вправе рассчитывать на поддержку государства и создание комфортных условий для развития предприятий. Проект рекомендаций будет доработан с учетом поступивших замечаний и предложений и рассмотрен сначала на заседании комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию, а затем на заседании Палаты Представителей.
|