Июнь `2010
пнвтсрчтптсбвс
31010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293001020304
7 июня 2010 года  —  версия для печати

Состоялось заседание комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию (председатель – Анатолий Сысоев)

Комитет рассмотрел ряд законодательных инициатив, информацию Счетной палаты о результатах проверки реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья, а также заслушал информацию правительства Свердловской области о подготовке к отопительному сезону, о ходе посевной, о выполнении программы поддержки занятости населения и ряду других проблем.
В заседании приняли участие депутаты комитета Анатолий Сысоев (председатель), Александр Косинцев, Мелик Мори, Денис Паслер, представители областных министерств и ведомств, работники аппарата Законодательного Собрания, помощники депутатов.


Комитет заслушал  информацию Счетной палаты о результатах проверки эффективности использования средств федерального и областного бюджетов, выделенных на реализацию Региональной адресной программы Свердловской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год.

По словам аудитора Елены Кауфман, общий объем финансирования программы в 2009 году составил 1,8 млрд. руб., из них 1,6 млрд., или 89%, – за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 200 млн. руб. ‑ за счет средств областного бюджета. К 31 декабря 2009 года нужно было переселить из аварийного жилья 3938 человек. На самом деле было приобретено 1219 жилых помещений общей площадью почти 62 тыс. кв.м., которые в течение 2009 года были зарегистрированы в государственной собственности Свердловской области. Однако из-за  недостаточной координации действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований к этому сроку только 139 квартир (12%) было передано муниципалитетам. По состоянию на 31 марта 2010 года в казну области зачислено 1075 квартир, муниципалитетам передано 607. Главной причиной неоперативного оформления документов на жилье является отсутствие установленного порядка зачисления имущества, приобретаемого за счет средств областного бюджета, в государственную казну Свердловской области и передачи права собственности муниципальным образованиям. Также не урегулированы вопросы текущего содержания и охраны жилых помещений, находящихся в собственности Свердловской области.

По информации Счетной палаты, на момент окончания проверки, 15 апреля 2010 года,  в муниципальную собственность принято 877 жилых помещений, право собственности муниципальных образований зарегистрировано на 580 квартир, гражданам на законных основаниях (по договорам социального найма или мены) передано 179 жилых помещений. Количество граждан, переселенных на основании таких договоров, составляет 1555 человек, или 39,5 %.

Счетной палатой установлено, что из 57 заключенных государственных контрактов 19 исполнены застройщиками с превышением от 30 до 101 дня сроков ввода домов в эксплуатацию, однако требование о выплате неустойки к застройщикам не предъявлялось. Сумма недополученных доходов областного бюджета составила 6,6 млн. рублей. По мнению депутатов, правительству Свердловской области необходимо принять меры по взысканию с застройщиков неустойки за просрочку срока ввода в эксплуатацию жилых помещений, приобретенных в рамках Региональной адресной программы Свердловской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В целом комитет положительно оценил ход реализации программы, отметив главный итог выполнения программы – переселение почти 4 тысяч человек из 220 аварийных домов. Депутаты убеждены, что работу по привлечению средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства необходимо продолжить.

Вместе с тем, в этом году ситуация может быть иной. По словам заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николая Смирнова, финансирование программы в 2010 году сокращено почти втрое и составит лишь 563 млн. рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ, с областными средствами – 620 млн. рублей. Следует учесть, что ужесточены требования к переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Если в прошлом году Фонд давал деньги на покупку квартир в многоквартирных высотках, то теперь рекомендовано переселять граждан только в малоэтажные дома, при этом аварийное жилье должно быть зарегистрировано в госстатистике. Новым требованиям соответствуют лишь три муниципалитета: Сухой Лог, Реж и Алапаевск, где часть аварийного жилья уже внесли в реестр. Остальные муниципалитеты опасаются это делать, так как, согласно законодательству, сразу после регистрации ветхого жилья местные власти обязаны в течение полугода дать людям новое жилье.

Ужесточение федеральных требований для участия в программе и сокращение финансирования привели к тому, что в 2010 году Свердловская область сможет приобрести для расселения от силы 20 тысяч кв. м, а не 61 тысячу, как в прошлом году. Это крайне мало, особенно если учесть, что количество ветхого жилья с каждым годом увеличивается за счет так называемых «хрущевок» и «брежневок», у которых истекает срок эксплуатации.

Вопрос о реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья комитет решил не снимать с контроля до фактического исполнения  программы. Проблему частного домостроения предложено сделать темой отдельного разговора. Вопрос о результатах проверки Счетной палаты комитет выносит на очередное заседание Палаты Представителей, созываемое 10 июня.

***

Комитет заслушал информацию министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об итогах отопительного сезона 2009−2010 годов и подготовке к следующему отопительному сезону.

По словам заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николая Смирнова, минувшая зима прошла без крупных аварий, и даже аварийных ситуаций было на 3 процента меньше предыдущего сезона. Вместе с тем, из-за сильных морозов был допущен значительный перерасход топлива, который обошелся бюджету в 1,4 млрд. рублей. Общие долги управляющих компаний перед поставщиками энергии достигли 8 миллиардов рублей. Они сложились из-за неплатежей населения и предприятий. Впервые за последние годы в должники попали бюджетные организации, задолжавшие коммунальщикам 400 млн. рублей. Если ситуацию не исправить, многие коммунальные предприятия могут обанкротиться.

При этом докладчик вынужден был признать, что износ тепловых сетей составляет 60 процентов. Возможности обновления невелики. На модернизацию инженерной инфраструктуры в 2010 году выделяется 347 млн. рублей, из них 300 млн. рублей (это 80%) – на тепло. Повышение тарифов на тепло-энергоресурсы только усугубляет ситуацию, поскольку приводит к росту количества неплательщиков.

По мнению депутатов, неплатежи – серьезная проблема, которую нужно решать всеми имеющимися способами. Муниципалитеты должны проявить в этой работе большую настойчивость и жесткость, памятуя о том, что по вине недобросовестных квартиросъемщиков теряются десятки млрд. рублей.

Проекта эффективнее, чем система ЖКХ с ее миллиардными оборотами, не найти, убежден Денис Паслер. Надо просто грамотно просчитать все действия. В качества примера депутат привел Ивдельский городской округ, где плановые убытки от ТЭЦ составляют 120 миллионов рублей в год. Так, может, целесообразнее направить из областного бюджета 40 миллионов рублей, чтобы построить две котельных и закрыть убыточную теплоцентраль, предложил депутат. Прямая экономия составит 80 миллионов рублей в год. И таких проектов по области – десятки.

Комитет поддержал предложение своего председателя Анатолия Сысоева – организовать проведение энергоаудита, который позволит увидеть полную картину состояния всей сферы ЖКХ и выработать пути модернизации.

Депутаты взяли на заметку предложение представителя министерства отменить запрет на субсидирование предприятий ЖКХ, а также вынести вопрос тарифообразования на услуги естественных монополий на обсуждение законодателей Большого Урала.

Информация министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области принята к сведению. В августе комитет намерен провести расширенное заседание по этой теме и выработать позицию по развитию сферы ЖКХ.

***

Заслушана информация министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области о ходе посевной и подготовке к уборочной кампании в Свердловской области в 2010 году.

По словам заместителя министра Михаила Копытова, в целом ситуация благополучная: техосмотр прошли, качество семян высокое, удобрений достаточно, хотя большую их часть нынче закупили не зимой, а позднее и, стало быть, по более высоким ценам. Основной клин засеян своевременно. Идет подготовка полей под озимые.

Впервые за последние годы не было проблем с горюче-смазочными материалами. Это во многом обеспечено благодаря тому, что депутатам удалось вернуть селу из федерального и областного бюджетов долги прошлых лет в объеме 250 млн. рублей.

Болезненный вопрос – отсутствие технических субсидий на приобретение техники. Требуют обновления сушильное хозяйство и парк зерноуборочных комбайнов. Нехватка техники уже привела к потере 25% работников.

В областном бюджете на 2010 год на сельское хозяйство запланировано 1,65 млрд. рублей. Министерство просит еще 800 миллионов. Анатолий Сысоев убежден, что для ощутимой государственной поддержки отрасли сумму надо довести до 3 млрд. рублей.

Информация принята к сведению. Депутаты комитета попросили министерство вооружить их цифрами относительно средств, необходимых для субсидирования технического перевооружения, и способов их распределения.

***

Комитет заслушал информацию департамента занятости населения  Свердловской области о ходе выполнения программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, с которой выступил директор департамента Дмитрий Антонов.

В 2009 году в центр занятости обратились 360 тысяч человек, из них 181 тысяча были трудоустроены. В настоящее время число безработных составляет 80 тысяч человек. Служба занятости понимает, что спад носит относительно сезонный характер и неизбежен осенний всплеск безработицы.

В Свердловской области действует ведомственная целевая программа и программа поддержки занятости населения общим объемом финансирования 5,5 млрд. рублей. В 2009 году за счет этих двух программ было трудоустроено 155 тысяч человек.

В этом году акцент смещен от общественных работ – к опережающему обучению, стажировке, самозанятости, адресной поддержке. Об этом говорят цифры: в 2009 году на общественные работы израсходовано 92% выделенных средств, а в нынешнем году – только 55%. С 2011 года общественные работы из программы вообще исчезнут. По мнению докладчика, немного найдется предприятий, которые согласятся на свои средства организовывать общественные работы.

В этом году Свердловская область получит 411 млн. рублей на поддержку моногородов, где уровень безработицы оказался выше федеральных показателей. Это Асбест, Волчанск, Качканар, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Красноуральск, Ревда, Североуральск, Серов. Департамент службы занятости видит свою задачу в том, чтобы любыми способами заинтересовать местную власть участвовать в федеральной программе.

Большие надежды возлагаются на сферу малого бизнеса, где планируется создать 3400 рабочих мест.

Александр Косинцев поинтересовался судьбой программы «Управдом», в рамках которой предполагалось готовить  востребованных сегодня специалистов в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов. Депутат убежден, что такая программа позволила бы создать тысячи новых рабочих мест и повысить эффективность функционирования ЖКХ.

Информация принята к сведению. Комитет намерен вернуться к рассмотрению данной проблемы и проанализировать итоги первого полугодия, планы на второе полугодие, проверить, как осваиваются средства, выделяемые на программу поддержки занятости населения.

***

Рассмотрены предложения правительства Свердловской области по внесению в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 31.1 Земельного кодекса Российской Федерации». Членам комитета предложено изучить законопроекты и внести свои предложения.

***

Комитет поддержал инициативу Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) о необходимости разработки и внесения в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области Закона Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области». Членам комитета предложено принять участие в подготовке замечаний и предложений к законопроекту.

***

Депутаты комитета определились с тематикой проведения «Правительственных часов» Палаты Представителей и с планом проведения Палатой Представителей контрольных мероприятий во втором полугодии 2010 года.