Февраль `2012
пнвтсрчтптсбвс
30310102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27282901020304
27 февраля 2012 года  —  версия для печати

Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике неудовлетворен результатами реформирования на железнодорожном транспорте

Состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Свердловской области по развитию инфраструктуры и жилищной политике (председатель – Олег Исаков). Депутаты рассмотрели законопроект, связанный с земельными отношениями, обсудили ход реформы на железнодорожном транспорте и ряд других вопросов.
В заседании приняли участие депутаты Дмитрий Ионин, Владимир Коньков, Виктор Якимов, а также представители областных министерств и ведомств, прокуратуры, юстиции, работники аппарата, помощники депутатов.

 

Рассмотрен законопроект «О внесении изменения в статью 4 Закона Свердловской области «О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области».

Законодательную инициативу областного правительства представила начальник отдела министерства строительства и архитектуры Свердловской области Анна Безбородько. В целях приведения закона в соответствие с федеральным законодательством, сказала она, срок принятия перечисленных в законе решений по земельным участкам продляется с 1 января до 31 декабря 2012 года.

Вопрос вносится в проект повестки четвертого заседания Законодательного Собрания, созываемого 13-14 марта, для принятия в трех чтениях.

***

Два с половиной часа депутаты комитета обсуждали вопрос о мерах, принимаемых  правительством Свердловской области и руководством Свердловского филиала ОАО «Российские железные дороги» по решению задач, предусмотренных программой структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Программа  утверждена постановлением Правительства Российской Федерации в мае 2001 года, напомнил первый заместитель начальника  Свердловского филиала ОАО «Российские железные дороги» Валерий Фомин. Цели  программы – повышение устойчивости, доступности, безопасности и качества транспортных услуг, снижение совокупных народно-хозяйственных затрат, обеспечение экономического роста через развитие транспортной инфраструктуры, формирование гармоничной транспортной системы страны.

Реформа железнодорожного транспорта проводилась в три этапа. В январе 2011 года решено было в целях развития рыночной среды и конкуренции продлить мероприятия программы до 2015 года. Главные задачи на четвертом этапе — ликвидировать дефицит всех типов подвижного состава, повысить эффективность работы вагонных парков, обеспечить потребности экономики в погрузочных ресурсах.

Отметив позитивные изменения в работе железнодорожного транспорта в процессе его реформирования, докладчик отметил отставание нормативно-правовой базы от темпов реформирования отрасли и сформировавшейся практики отношений между участниками транспортного рынка. В частности, законодательно не определены условия перевозки порожних вагонов, не решен вопрос по сокращению размеров перекрестного субсидирования в тарифах на перевозку грузов различных тарифных классов, не определена ответственность за использование вагонов в качестве склада на колесах, не установлен правовой статус операторов (владельцев) подвижного состава и т.п.

Отсутствие необходимого правового регулирования привело к увеличению нагрузки на инфраструктуру общего пользования – вследствие роста встречных порожних пробегов, увеличения времени их простоя и сокращения уровня маршрутизации перевозок. Нежелание некоторых грузоотправителей (в основном, с небольшим объемом груза) самостоятельно выстраивать взаимоотношения с компаниями-операторами и невозможность рационального использования вагонов в условиях существующих инфраструктурных ограничений привели к недостаточному удовлетворению спроса пользователей услуг на перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Валерий Фомин считает, что Свердловская железная дорога работает на пределе своих возможностей, и с учетом прогнозируемого на ближайшие годы роста производства и соответствующего увеличения грузооборота она может не справиться с ожидаемой нагрузкой. По мнению руководства, в развитие до 2020 года дороги и снятия инфраструктурных ограничений необходимо инвестировать порядка 266 млрд. рублей.

Первый заместитель начальника  Свердловского филиала ОАО «Российские железные дороги» Валерий Фомин, министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Геннадий Маренков  и начальник территориального центра фирменного транспортного обслуживания Свердловской железной дороги Михаил Одайский ответили на вопросы депутатов. Члены комитета Дмитрий Ионин, Олег Исаков, Владимир Коньков, Виктор Якимов в своих выступлениях приводили конкретные примеры искусственного дефицита подвижного состава, жалобы строителей, лесопромышленников и других товаропроизводителей на завышенные тарифы посреднических фирм, многодневные простои грузов, ущемление интересов производителей Свердловской области за счет удовлетворения потребностей южноуральских грузоотправителей и т.д.

Олег Исаков и Виктор Якимов дали жесткую оценку результатам первых трех этапов реформы.  За одиннадцать лет  заявленные цели и задачи не достигнуты. Убыточная работа ОАО «Свердловская пригородная компания» вынудила депутатов Заксобрания изыскать из областного бюджета на 2012 год около 1 млрд. рублей на финансирование перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Высказано мнение о возможной приостановке реформирования и возврату на исходные позиции. 

Больше всего вызвала тревогу депутатов размытость ответственности, когда никто ни за что не отвечает и виновных не найти. Если и дальше так будет продолжаться, то железная дорога как важный инфраструктурный объект экономики может стать сдерживающим фактором ее развития при растущем объеме производства. Значит, надо дать соответствующую оценку проведенным реформам, сделали вывод члены комитета.

Олег Исаков проинформировал коллег о том, что начата работа над законодательной инициативой Заксобрания по приостановке реформы. По глубокому убеждению Олега Юрьевича, РЖД надо вернуть статус государственной организации с жесткой военной дисциплиной, как  это было в советские времена.  Виктор Якимов предложил обратиться к депутатам законодательных органов субъектов Российской Федерации за поддержкой инициативы свердловских депутатов при принятии решения в Государственной Думе.

В свою очередь, правительству Свердловской области комитет предложил рассмотреть возможность создания областного государственного унитарного предприятия – региональной перевозочной компании, которая взяла бы на себя роль координатора грузоперевозок. По мнению депутатов, это повысит качество и эффективность работы всей системы, выведет ее на безубыточный уровень, а также решит множество сопутствующих вопросов. Например, позволит привлекать студентов-железнодорожников к транспортному обслуживанию пассажирских вагонов — в ходе реформирования их работа оказалась невостребованной.

Депутаты оставляют вопрос реформы на железнодорожном транспорте на контроле комитета.

***

Комитет рассмотрел вопрос о проблемах, возникших при проведении капитального ремонта автомобильной дороги Кировград – Верхний Тагил в связи с требованиями Управления ГИБДД.

Суть требований пояснил заместитель начальника дорожной инспекции и организации движения ГИБДД Дмитрий Кузнецов. Дело в том, что откосы данной дороги не соответствуют новым строительным нормам и правилам (СНиПам), что, по мнению госавтоинспекторов, приводит к аварийности на отдельных участках автомагистрали. Также в целях безопасности необходимо обеспечить освещение новой трассы и проложить тротуары и пешеходные переходы.

Заместитель начальника Управления автомобильных дорог Свердловской области Николай Хамицевич разделяет обеспокоенность возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий, но не видит реальной возможности снять вопрос об откосах – для расширения полос отвода потребуется вырубить лес. Альтернативой может стать установка металлических ограждений на наиболее опасных участках дороги.

Принявший участие в рассмотрении данного вопроса Владимир Никитин, являющийся депутатом Заксобрания по Кировградскому избирательному округу, отметил, что ситуация с дорогой Кировград – Верхний Тагил – случай не единичный. Проблема гораздо шире и касается практически всех транзитных дорог, находящихся на балансе Свердловской области. Потому что практически все проекты капитального ремонта и реконструкции дорог, предусмотренные областной программой, содержат аналогичные нарушения: в них не проработаны вопросы освещения, строительства тротуаров и пешеходных переходов в местах прохождения транзитных дорог по населенным пунктам. У муниципалитетов на эти нужды денег нет. Значит, надо увеличить финансирование областной государственной целевой программы развития автомобильных дорог Свердловской области, чтобы была возможность пересмотреть проекты, внести в них необходимые изменения и проводить реконструкцию дорог в соответствии с новыми СНиПами.

Министерству транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области предложено при планировании субсидий, выделяемых муниципальным образованиям на ремонт, реконструкцию и капитальный ремонт дорог, предусмотреть средства на обеспечение безопасности дорожного движения.

Комитет запросил у Управления автомобильных дорог Свердловской области информацию по планируемым к ремонту объектам.

***

Депутаты приняли к сведению информацию заместителя начальника Управления автомобильных дорог Свердловской области Николая Хамицевича о строительстве федеральной дороги Екатеринбург-Курган. Ее возведение запланировано в рамках федеральной целевой программы на 2013 год.

 

Видеоматериалы с заседания комитета и комментарий Олега Юрьевича Исакова можно скачать с сервера Законодательного Собрания по адресу: ftp://212.49.114.22/2012/02