Почти два часа шло обсуждение вопроса о состоянии автомобильных дорог общего пользования на территории Свердловской области и финансовом обеспечении дорожной деятельности в Свердловской области. Депутаты заслушали информацию заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Александра Сидоренко, которую дополнили заместитель министра финансов Свердловской области Наталья Лобанова и начальник Управления автомобильных дорог Сергей Киселев. Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Свердловской области составляет 11,6 тысячи км, в том числе 11 тысяч км – регионального и межмуниципального значения. Соответствуют нормативным требованиям только 15 % дорог. Почти 40% региональных дорог находятся в недопустимом состоянии. 335 населенных пунктов не имеют связи с сетью дорог с твердым покрытием. Еще одна тревожная цифра – 310 км дорог находятся в режиме интенсивной нагрузки. В настоящее время все дорожные работы производятся из средств Дорожного фонда. В 2012 году на строительные и ремонтные работы заложено 9,8 млрд. рублей. При этом по состоянию на 1 марта 2012 г. фактические поступления доходов Дорожного фонда составили 1,6 млрд. руб., или 17 % от годовых назначений, а расходы — 0,38 млрд. руб., или 4% от годовых назначений. Такое положение с финансированием дорожной деятельности ставит под угрозу выполнение заключенных контрактов. В последующие годы планируется увеличение расходов на эти цели до11,5 млрд. рублей в 2013 году и до 12,3 млрд. рублей в 2014 году. Однако эти суммы значительно меньше финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания автодорог в 2008 году, когда эта сумма составляла 11,5 млрд. рублей. Доля расходов областного бюджета на дороги по сравнению с 2008 годом снизилась почти в два раза, при этом областной бюджет 2012 года вырос по сравнению с бюджетом 2008 года на 21 процент. Ситуацию усугубляет дефицит областного бюджета 2012 года и лимитирование бюджетных обязательств правительством области. В настоящее время все расходы по ремонту дорог доведены до 90% уровня, по капитальному ремонту дорог – до 76%. Заместитель генерального директора треста «Уралстрой» Михаил Малиновских посетовал на отсутствие системного финансирования, что, безусловно, сковывает планомерную работу дорожных строителей. Наталья Лобанова не без укора в адрес депутатов заметила, что потери от транспортного налога после внесения изменений в размер ставок и предоставления дополнительных льгот составили 1,7 млрд. рублей, которые могли бы пойти на содержание дорог. Депутаты задали докладчикам массу вопросов, высказали свое мнение по обсуждаемой проблеме, внесли конкретные предложения. По словам Виктора Якимова, несоответствие автомобильных дорог установленным нормам приводит к высокой аварийности, отрицательно сказывается на пропускной способности автомобильных дорог, снижая до минимума скорость передвижения транспорта по городу и на федеральных трассах. В связи с сокращением объема финансирования через пару лет состояние дорог будет еще хуже. В то же время возникает вопрос: почему все-таки 1 км уральских дорог обходится намного дороже, чем во Франции, но там дороги гладкие, как зеркало, а у нас – в рытвинах и ухабах? Владимир Коньков поднял проблему проведения в теплое время года в авральном режиме ремонтных работ, которые парализуют автомобильное движение на определенных участках трасс. Отсутствие информации о начале и окончании ремонтных работ приводит к массовым опозданиям людей на работу, что вызывает массу жалоб граждан на сбой в работе общественного транспорта. По мнению депутата, авралы вызваны не только недостаточностью денежных средств, но и отсутствием планирования в работе строительных компаний. Нередко случаи простоя дорожников на уже закрытых на ремонт участках дороги обусловлены отсутствием возможности заблаговременного завоза строительных материалов на объекты. Владимир Коньков считает, что проблемы с сезонностью загрузки организаций может решить применение современных иностранных технологий, в частности, монтаж дорожных плит вместо укладки асфальта. Елена Трескова обратила внимание министерства на необходимость включения в план реализации областной целевой программы «Уральская деревня» на 2012 — 2015 годы мероприятий по поддержке огородничества и садоводства в части строительства и ремонта подъездных дорог к коллективным садам. О последствиях недоремонта дорог, который ежегодно составляет порядка 500−600 км, говорил в своем выступлении Владимир Никитин. Подытоживая состоявшийся разговор, Олег Исаков отметил, что в распоряжении правительства Свердловской области от 21.02.2012 г. «Об утверждении перечней объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования в сельской местности, включая капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты Свердловской области, на 2012 год» отсутствуют сведения о сроках проведения торгов, выполнения ремонтных работ, об объемах ассигнований на конкретный объект, что не обеспечивает должной «прозрачности» расходов. Доступность информации о деятельности Дорожного фонда для депутатов, дорожных строителей и рядовых граждан, четкое соотнесение планируемых к ремонту объектов, сроков и стоимости проведения ремонтных работ, по мнению Олега Исакова, позволят наиболее оптимально решить так называемый дорожный вопрос в Свердловской области даже в ситуации недофинансирования этой отрасли. Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике в своем решении рекомендует правительству Свердловской области не допускать необоснованного доведения лимитов бюджетных обязательств в части финансирования дорожной деятельности ниже установленных областным бюджетом, а также предлагает принять меры по увеличению доходов от акцизов на топливо как основного источника доходов Дорожного фонда и рассмотреть возможность пополнения Дорожного фонда за счет иных доходных источников. Высказан ряд рекомендаций в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области. В частности, по проведению аудита автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения на их соответствие требованиям обеспечения безопасности пассажирских перевозок. *** Не меньшие споры вызвало рассмотрение вопроса о правоприменительной практике реализации на территории Свердловской области Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Депутаты заслушали информацию заместителя начальника ГИБДД Свердловской области Сергея Зонова. В ноябре 2011 года, сказал он, федеральными законодателями были внесены изменения, которыми значительно увеличены штрафные санкции за нарушение правил перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Это вызвано, прежде всего, повышенной загруженностью автомобильных дорог: в ситуации, когда железная дорога не обеспечивает вывоз необходимого объема грузов и при этом повышает стоимость перевозки, грузоотправители предпочитают доставлять грузы автомобильным транспортом. Депутат Денис Паслер считает, что закон не работает. Машины идут колонной с явным перегрузом, разбивают дороги, и за это никто не несет ответственности. Жесткость мер за нарушение нивелируется неисполнением закона, заметил Виктор Якимов. Ущерб даже на одну сотую не компенсируется: 60 тысяч рублей штрафов предъявлено, уплачено 7 тысяч рублей, а ущерб измеряется миллионами! Можно смело заявлять, что в Свердловской области данный закон не применяется. Прокуратура должна разобраться, почему это происходит, предложил депутат. Сергей Зонов пояснил, что задержать нарушителей можно только с учетом показаний измерительной техники, а ее в распоряжении ГИБДД нет. Депутаты попросили до конца недели представить в комитет график работы передвижного поста контроля, чтобы иметь возможность ознакомиться с их деятельностью. В рассмотрении данного вопроса приняли участие руководитель Уральского управления государственного дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Назаров и Секретарь Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук. Они считают, что ответственность за перегруз наряду с перевозчиками должны нести заказчик и грузоотправитель. Депутаты комитета приняли решение, в котором рекомендуют правительству Свердловской области в целях сохранности автомобильных дорог регионального значения приобрести в 2012 году не менее пяти комплексов передвижных пунктов весового контроля за счет непрограммных расходов областного бюджета и обеспечить их необходимой численностью сотрудников «Управления автомобильных дорог». *** Депутаты рассмотрели вопрос о тарифах на перевозку грузов контейнерами филиала ОАО «Трансконтейнер» на Свердловской железной дороге. С информацией выступил и ответил на вопросы депутатов директор филиала Сергей Васильев. Перевозка малотоннажными контейнерами при вполне умеренных расценках на данную услугу была всегда востребована гражданами. Был заинтересован в перевозках небольшими объемами и малый бизнес. Сегодня ситуация в корне изменилась, и контейнерные перевозки, не приносящие высоких доходов, у руководства предприятий отошли на второй план. Из существующих в Свердловской области 22 контейнерных площадок 6 не вышли на прибыльный уровень. Количество малотоннажных и среднетоннажных контейнеров уменьшилось в разы: с 240 тысяч в 2006 году до 21 тысячи в 2012 году. Депутаты отметили, что при прежней организации системы перевозок в структуре РЖД подобных вопросов не возникало. Учитывая социальную важность контейнерных перевозок, комитет в своем решении рекомендует министерству транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, министерству промышленности и науки Свердловской области совместно со Свердловской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» рассмотреть вопрос сохранения наиболее социально значимых контейнерных площадок в отдаленных районах Свердловской области для организации сервиса «РЖД Экспресс». Решено также рассмотреть вопрос о тарифах на перевозку грузов контейнерами филиала на Свердловской железной дороге ОАО «Трансконтейнер» в рамках депутатских слушаний. В рассмотрении данного вопроса принял участие начальник Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Альберт Премилов. *** Депутаты комитета в который раз вернулись к рассмотрению вопроса о результатах структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 г. Как отметил председатель комитета Олег Исаков, в ходе реформы заявленные цели не достигнуты. Из стратегических мероприятий, направленных на развитие конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок, реализованы только переход большей части грузовых вагонов в частную собственность и организационное разделение деятельности в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Предпринимаемые в ходе реформы меры не способствуют достижению намеченных целей: в правовом поле не созданы работающие управленческие, нормативные и тарифные механизмы для ее реализации. Отсутствует единый центр управления реформой, а также ответственные за ее проведение и заинтересованные в ее проведении. Отсутствуют технически и экономически обоснованные цели реформы и критерии их оценки. Одним из главных последствий реформы стало увеличение порожнего пробега вагонов. Эффективность использования подвижного состава упала почти в два раза. Работа частных перевозчиков без учета возможностей инфраструктуры привела к перегрузке дороги, к сокращению пропускной способности и к замедлению вагонопотока. Транспортные расходы предприятий возросли более чем на 50%. За годы реформ техническая оснащенность железных дорог не улучшилась. Свердловская железная дорога работает на пределе своих возможностей, и с учетом прогнозируемого на ближайшие годы роста производства и соответствующего увеличения грузооборота она может не справиться с ожидаемой нагрузкой. Российские железные дороги в целом переживают системный кризис, чреватый коллапсом всей российской экономики. При сохранении существующих подходов к реформе результатом явится неконтролируемый рост тарифов и кризис отрасли. Целью реформы должно быть развитие экономики России в целом за счет повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, а не рентабельность и прибыль отдельных дочерних компаний ОАО «РЖД» и частных структур. Принимая во внимание отсутствие транспортной инфраструктуры, способной решить современные экономические задачи и создать надежную основу для перспективного развития региона, комитет принял решение, в котором признает усилия руководства Свердловской железной дорогой по решению задач, предусмотренных Программой структурной реформы, недостаточными, влияние правительства Свердловской области на ход реализации реформы на железнодорожном транспорте — ограниченным, а результаты реформы — сдерживающими развитие экономики Свердловской области. Комитет планирует в мае 2012 года провести депутатские слушания по вопросу «О реализации реформы железнодорожного транспорта и о состоянии автомобильных дорог общего пользования на территории Свердловской области». Вопрос о проведении депутатских слушаний вносится в проект повестки очередного заседания Законодательного Собрания Свердловской области, созываемого 17-18 апреля. Видеоматериалы с заседания комитета и комментарий Олега Юрьевича Исакова можно скачать с сервера Законодательного Собрания по адресу: ftp://video.zsso.ru/2012/03
|