Май `2005
пнвтсрчтптсбвс
25262728293001
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30310102030405
31 мая 2005 года  —  версия для печати

Собираемость налогов – под депутатский контроль

30 мая состоялось второе заседание рабочей группы, созданной в Палате Представителей для ежеквартального рассмотрения информации о собираемости налогов и сборов в областной бюджет (руководитель рабочей группы — Александр Богачев, заместитель председателя комитета Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам).
В заседании приняла участие заместитель председателя Палаты Представителей Людмила Бабушкина.

Решение создать рабочую группу было принято Палатой Представителей при принятии закона об областном бюджете на 2005 год.  Депутаты задались целью — проанализировать собираемость налогов и по возможности наиболее полно раскрыть налоговый потенциал Свердловской области.

В состав рабочей группы вошли депутаты обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области, представители Управления федеральной налоговой службы, ФСБ, ГУВД, службы судебных приставов, областных министерств финансов и экономики и труда, представители профсоюзов.

На сегодняшнем заседании рабочей группы была заслушана информация об исполнении областного бюджета по доходам в первом квартале, а также о поступлении налогов в областной бюджет от предприятий и организаций торговли. 

С докладом «Об исполнении областного бюджета Свердловской области по доходам за первый квартал 2005 года» выступила заместитель начальника отдела прогнозирования доходов Министерства финансов Свердловской области Светлана Латкина. Содокладчик – начальник отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений Управления федеральной налоговой службы по Свердловской области Сергей Кочнев.

Доходы областного бюджета за первый квартал 2005 года исполнены в сумме 9011,3 млн. рублей, или 24,5 процента к годовым назначениям и 137,2 процента к плану первого квартала. Основными доходными источниками налоговых поступлений областного бюджета в первом квартале 2005 года стали налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Положительная динамика наблюдается по игорному бизнесу. Представитель Минфина заметила, что с учетом положительной тенденции исполнения бюджета вполне возможен пересмотр показателей бюджета в сторону увеличения.

Членов комиссии интересовало: проводится ли мониторинг распределения налоговых платежей крупных  холдинговых компаний, хозяйствующие субъекты которых расположены на территории Свердловской области; каковы резервы неналоговых поступлений; как обстоят дела с платежами за сверхнормативные выбросы в окружающую среду; каковы доходы бюджета от оказания платных услуг?

Информация принята к сведению. В связи с тем, что по итогам первого квартала оказались не выполненными транспортный налог (35.6 процента) и налог на пользователей автомобильных дорог (35 процентов к плановым назначениям), рабочая группа рекомендует  Управлению федеральной налоговой службы по  Свердловской области предпринять ряд мер, в частности:

- проанализировать полноту и своевременность уплаты транспортного налога на территории Свердловской области;

- проверить своевременность вручения уведомлений на уплату транспортного налога для физических лиц инспекциями федеральной налоговой службы по  Свердловской области в городах и районах Свердловской области;

- принять меры к погашению просроченной задолженности по уплате транспортного налога, образовавшейся у юридических и физических лиц по состоянию на 1 апреля 2005 года;

- довести до сведения каждого налогоплательщика положение статьи  25 Закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2005 год» в части  списания до 65 процентов реструктуризированной задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог;

- проанализировать причины роста недоимки по налоговым платежам и о намеченных мероприятиях по сокращению недоимки доложить на заседании рабочей группы по итогам исполнения областного бюджета по доходам за  первое полугодие 2005 года.

Руководитель рабочей группы Александр Богачев запросил сравнительный анализ финансовых показателей по Свердловской области с показателями по России и Уральскому    федеральному округу. 

По второму вопросу с информацией «О поступлении налогов в областной бюджет от предприятий и организаций торговли и общественного питания за 1 квартал 2005 года» выступили начальник отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений Управления федеральной налоговой службы по Свердловской области Сергей Кочнев и министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.

            В Свердловской области более 20 тысяч объектов торговли. По итогам 2004 года оборот розничной торговли составил свыше 152 млрд. рублей, прибыль предприятий торговли увеличилась в 8 раз.  С начала 2005 года оборот  розничной торговли превысил 46 миллиардов рублей. Увеличение объемов оборота розничной торговли составляет 17,9 процента.

В первом квартале зарплата в сфере торговли росла быстрее, чем среднеобластная, и составила 4800 рублей. Тем не менее, министр признает, что рост товарооборота в полтора раза больше, чем рост заработной платы, и что около 35% работающих на предприятиях торговли и услуг получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Недобросовестные предприниматели, преследуя корыстные цели,  не отражают в бухгалтерской  документации  фактически выдаваемую работникам заработную плату, используют другие схемы занижения налогооблагаемой базы.  

В правоохранительные органы в последнее время все чаще стали приходить письма, в которых люди просят запретить выплату заработной платы в конвертах, поскольку эти суммы не учитываются при начислении пенсии. Скрытая заработная плата автоматически снижает объемы налоговых поступлений, что влечет за собой снижение финансирования здравоохранения и социального страхования. В итоге страдают конкретные люди и область в целом.

Министр торговли обратила внимание на необходимость легализации таких услуг, как ремонт автомобилей в гаражах, бани-сауны, ремонт жилья.

Заместитель председателя Палаты Представителей Людмила Бабушкина взглянула на проблему фирм-однодневок шире, как на общегосударственную, и поставила вопрос о подготовке законодательной инициативы в Государственную Думу РФ по регулированию и ужесточению порядка регистрации этих фирм.

Крайне необходимо усилить контроль и за деятельностью торговых рынков. В Свердловской области 65 тысяч индивидуальных предпринимателей. Всего в отрасли занято 350 тысяч работающих. Это огромная армия людей. Министерство готово принять профессиональную помощь фискальных органов в наведении порядка. Своими силами министерство проверило 400 предприятий торговли и 46 предприятий бытовых услуг.

Управлению федеральной налоговой службы по  Свердловской области рекомендовано организовать проведение налоговых проверок деклараций за 2004 год, представленных налогоплательщиками, применяющих специальный налоговый режим. Главному управлению внутренних дел  Свердловской области совместно с  Управлением федеральной налоговой службы по  Свердловской области и Федерацией профсоюзов Свердловской области члены рабочей группы рекомендуют разработать план мероприятий по выявлению на предприятиях Свердловской области фактов выплаты неучтенной  заработной платы  и принятию мер, пресекающих подобную практику.

У рабочей группы есть намерение организовать совместно с министерством торговли и правоохранительными органами рейды с целью выявления случаев выплаты заработной платы в конвертах и проверки сигналов и  обращений граждан.

Депутаты понимают, что выработка механизма борьбы с выплатой заработной платы в конвертах – процесс медленный, и понадобится не одно заседание, прежде чем удастся найти его. Тем не менее, разговор, состоявшийся на сегодняшнем заседании рабочей группы, полезный и своевременный, учитывая  предстоящую работу по формированию бюджета 2006 года.

На следующем заседании рабочей группы разговор о торговле будет продолжен. Рабочая группа планирует также проанализировать собираемость транспортного налога и налога с пользователей автомобильных дорог и меры, принятые для обеспечения полноты и своевременности их уплаты.