Депутаты одобрили проект федерального закона «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в статью 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», внесенный Законодательной Думой Хабаровского края. Этот законопроект подготовлен с целью упрощения процедуры внесения изменений в устав муниципального образования. Сейчас эта процедура достаточно сложна и продолжительна по времени. В частности, она включает в себя обязательное проведение публичных слушаний. Проект федерального закона № 317506-4, внесенный Законодательной Думой Хабаровского края, направлен на упрощение процедуры внесения изменений в устав муниципального образования, вызванных изменениями федерального законодательства, в том числе Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поддерживая предложение Законодательной Думы Хабаровского края о непроведении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в связи с изменением федерального законодательства, члены комиссии предложили статью 1 законопроекта изложить в следующей редакции: «Статья 1 Внести в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 17; 2006, № 1, ст. 17) следующее изменение: «пункт 1 части 3 дополнить словами «(за исключением случаев приведения устава в соответствие с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации или во исполнение решения суда, вступившего в законную силу)». На заседании комиссии была одобрена законодательная инициатива Мурманской областной Думы — проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 28 и 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот законопроект говорит о том, что членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления могут предоставляться иные, помимо установленных ФЗ-131, гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Члены комиссии предложили абзац 1 части 5 статьи 40 дополнить предложением следующего содержания: «Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц». Поддержку на заседании комиссии получил и проект поправок в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенный членом Совета Федерации С.А.Шуваловым. Законопроект предлагает в перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутатов местного самоуправления внести еще одно: полномочия депутата прекращаются вследствие признания выборов недействительными. Депутаты одобрили поправки в статью 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенных депутатами Государственной Думы В.С.Мокрым, С.А.Поповым. Представленный законопроект направлен на устранение правовой коллизии, возникшей между нормами Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и статьей 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят в период отсутствия специального федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, поэтому, поддерживая законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания В.С.Мокрым и С.А.Поповым, члены комиссии предложили: 1) в абзаце четвертом статьи 1 слова «Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заменить словами «федеральным законом, регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращения в органы местного самоуправления, а также устанавливающего порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и должностными лицами»; 2) в абзаце шестом статьи 1 слова «Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заменить словами «федеральным законом»; 3) уточнить порядок вступления в силу федерального закона, проект которого представлен. Дата вступления его в силу не должна отличаться от даты вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», то есть 2 ноября 2006 года. Депутаты одобрили поправки в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенные Рязанской областной Думой. Законопроектом предлагается закрепить норму о том, что публичные слушания по вопросам преобразования муниципального образования проводятся только в тех случаях, когда инициатором преобразования выступают органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или федеральные органы госвласти. Если же инициатором преобразования муниципального образования является население, то проведение слушаний не является обязательным, поскольку мнение населения выражено уже самой инициативой. Члены комиссии отметили, что соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инициатива населения реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для осуществления инициативы проведения местного референдума. Голосование по вопросу преобразования муниципального образования, согласно части 6 статьи 24, считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, при этом согласие населения на преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанное преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования. Итоги голосования и принятое решение о преобразовании муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). В связи с этим проведение публичных слушаний, результаты которых носят рекомендательный характер, после проведения голосования по вопросу преобразования муниципального образования, результаты которого носят обязательный характер, является излишним. Поддерживая законодательную инициативу Рязанской областной Думы, члены комиссии в части 1 статьи 1 законопроекта слова «в случае, когда инициатором преобразования муниципального образования являются органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти» заменить словами «(за исключением случая, когда инициатива преобразования муниципального образования принадлежит населению)». Не нашел одобрения у депутатов проект федерального закона № 233182-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (внесенный Законодательным Собранием Омской области). В проект федерального закона № 332114-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом» (внесенного депутатами Государственной Думы В.И.Гришиным, В.А.Пехтиным, В.С.Плескачевским), члены комиссии по вопросам местного самоуправления подготовили двадцать шесть поправок. Как сказала Галина Артемьева: «Члены нашей комиссии убеждены, что нельзя так вольно подходить к вопросам местного самоуправления, как это делают авторы законопроекта. Муниципальные образования только наладили работу, а новый законопроект опять предлагает передачу полномочий муниципалитетов субъектам РФ. Бюджетный процесс уже заканчивается, все бюджеты фактически сосчитаны, а сейчас вновь вносится необъяснимая сумятица. Нельзя так поступать с органами местного самоуправления и с местным самоуправлением в целом», — считает председатель комиссии. По решению комиссии все вопросы будут рассмотрены на заседании комитета по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления.
|