Октябрь `2006
пнвтсрчтптсбвс
25262728293001
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30310102030405
30 октября 2006 года  —  версия для печати

Семинар-совещание депутатов Палаты Представителей по проблемам начального профессионального образования

На базе профессионального училища №1, расположенного в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга и являющегося кузницей кадров для Уралмашзавода и других предприятий Екатеринбурга, депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области провели выездной семинар-совещание на тему: «Перспективы развития начального профессионального обучения в Свердловской области».

В нем приняли участие депутаты обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области, члены рабочей группы по подготовке проекта областного закона «О профессиональном образовании в Свердловской области», министр общего и профессионального образования Свердловской области, директора профтехучилищ, ректоры вузов, представители работодателей, профсоюзов, работники кадровых служб предприятий и другие, заинтересованные решением данной проблемы лица.

Это не первое мероприятие Палаты Представителей в подобном формате. Полтора года назад депутаты изучали ситуацию с обучением в ПТУ в городе Полевском, где было принято решение о разработке областного закона «О профессиональном образовании в Свердловской области» и создана рабочая группа. Сделать такой законопроект оказалось не просто, и сегодня продолжается изучение всех аспектов этой сложной темы, ведутся поиски законодательного решения проблем подготовки рабочих кадров.

- В преддверии съезда «Единой России» по вопросам промышленной политики наши наработки и предложения будут как нельзя кстати, — сказал, открывая семинар-совещание, председатель Палаты Представителей Юрий Осинцев. Во вступительном слове он еще раз подчеркнул, что нехватка на предприятиях высококвалифицированных рабочих кадров сегодня – вопрос номер один. В ближайшие годы необходимо вернуть престиж начального профессионального образования, поднять на современный уровень материально-техническую базу профучилищ. Без решения этих ключевых вопросов трудно рассчитывать на появление на рынке труда универсальных специалистов, рабочих с «золотыми руками».

Перед заседанием участники семинара побывали в производственных мастерских училища и собственными глазами увидели, на каком оборудовании идет обучение. Станки 1972 года выпуска и старше. В здании училища с 1929 года не было ни одного капитального ремонта, актовый зал уже пятнадцать лет закрыт из-за аварийного состояния.

В Свердловской области в настоящее время 109 учреждений начального и 38 – среднего профессионального образования. Это столько же, сколько было в доперестроечный период. И то, что руководству области удалось сохранить сеть профтехучилищ, большой плюс. В них обучаются примерно 45 тысяч человек. В 2006 году в профучилища поступили 17 тысяч юношей и девушек.  Многие из них — это дети-сироты либо оставшиеся без родительского попечения, воспитанники детских домов, выпускники коррекционных школ, то есть те, у кого нет возможности обучаться на платной основе.

Однако за последнее десятилетие финансирование велось только в рамках образовательного процесса, средств в укрепление материально-технической базы фактически не вкладывалось. Министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров убежден, что необходимо изменить подход к финансированию учреждений начального профессионального образования. На бюджетные деньги никогда не создать должную учебно-производственную базу, это можно сделать только путем социального партнерства. Для этого должен быть создан качественный областной закон, который позволял бы работодателям на законных основаниях вкладывать средства в развитие училищ, с гарантией получить взамен высококвалифицированных специалистов.

Проблему воспроизводства кадровых ресурсов поднял в своем выступлении заместитель председателя Уральского отделения Российской Академии Образования Валерий Шевченко. Он считает, что необходимо установить порядок формирования социального заказа на трудовые ресурсы, и работодатели должны принимать в этом самое непосредственное участие.

Исполнительный директор Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Владислав Романович, кстати – выпускник училища №1, где проходил семинар, обозначил целый ряд мероприятий, которые, по его мнению, необходимо провести для резкого усиления качества обучения. В их числе – повысить квалификацию преподавателей и мастеров производственного обучения, пересмотреть и согласовать с работодателями программы обучения, возобновить социальное партнерство, восстановить оправдавшую себя профориентацию в школах, изучить возможность передачи профтехучилищ в оперативное управление промышленным предприятиям.

Директор департамента по работе с кадрами ЗАО «Уралмашбурооборудование» Маргарита Кропотцева поделилась опытом взаимодействия предприятия с учреждениями начального профессионального образования, обратив особое внимание на отсутствие какой бы то ни было пропаганды рабочих профессий. На телевидении, в прессе, на уличных щитах рекламируются только торговля, сфера бытовых услуг.

Директор департамента развития потребительского рынка областного Союза малого и среднего бизнеса Любовь Ларионова подняла в своем выступлении проблемы подготовки кадров для предприятий профессиональной уборки – нового направления предпринимательской деятельности, которое на глазах превращается в индустрию чистоты. Только в Екатеринбурге сегодня 70 клининговых компаний.

Большой интерес вызвало выступление ректора Уральского государственного горного университета Николая Косарева, который поделился опытом создания вертикали непрерывного образования: ПТУ – колледж — вуз. По сути, это некоммерческое партнерство «Уральский горно-промышленный университетский комплекс». В нем задействованы не только профессорско-преподавательский состав, но и крупные промышленные компании, местные власти муниципальных образований. Это позволяет планировать подготовку востребованных на производстве кадров. Разработан корпоративный образовательный стандарт. Создан 81 профильный класс по всей Свердловской области, а в Североуральске при поддержке АО «Севуралбокситруда» и «СУАЛ-холдинга» открыт студенческий городок, обитатели которого автоматически попадают на запасную скамью мастеров производства.

Николай Косарев обратил внимание на недопустимо большое количество филиалов высших учебных заведений, которые сегодня беспрепятственно открываются фактически во всех городах Свердловской области, при этом не несут никакой ответственности ни за качество образования, ни за дальнейшую судьбу своих дипломников. В то же время предоставление молодежи широкой возможности легко получить высшее, пусть и некачественное образование, сводит на «нет» мотивацию получить конкретную рабочую специальность в профучилище.

Тему профориентации продолжил директор профессионального училища №66 Сергей Захаров. Он посетовал на то, что профильное обучение в школах сводится сегодня к подготовке к поступлению в вуз, а не к обучению конкретным рабочим профессиям. В защиту сохранения сети НПО директор привел такой аргумент. Именно в училищах имеют возможность получить специальность выпускники коррекционных школ. По окончании обучения они не сидят на пособиях по инвалидности, а идут работать и платят налоги.

Директор профессионального училища №1 Николай Бабкин с гордостью рассказал о победах своих учащихся на конкурсах профессионального мастерства среди молодых рабочих объединенных машиностроительных заводов. Неслучайно банк заказчиков у училища обширен, на выпускников – очередь. В то же время в школах не заинтересованы в сотрудничестве с учреждениями начального профессионального образования — непрестижно. Были случаи, когда представителей НПО, намеренных провести профориентационную работу среди старшеклассников, в здание школы просто-напросто не пускали.

Николай Бабкин обратил внимание депутатов на проблему старения педагогических кадров, в том числе мастеров производственного обучения. Молодежь неохотно идет в НПО из-за низкой заработной платы. Условия для педагогов и учащихся оставляют желать лучшего. А помощи ждать не приходится. Об училище вспоминают обычно в трех случаях: когда идет призыв в армию, когда приходит время собирать урожай и когда надо убирать территорию.

Представители системы НПО выразили сожаление, что национальный проект «Образование» обошел их стороной, и очень надеются, что сейчас, когда в стране есть понимание ответственности государства за состояние промышленной политики, власть обратит внимание на училища – кузницу кадров производства.

- Сегодня состоялся конструктивный разговор, который значительно облегчит дальнейшую работу депутатов над разработкой законопроекта «О профессиональном образовании в Свердловской области», — сказала в заключение семинара-совещания заместитель председателя Палаты Представителей Людмила Бабушкина. Она обратилась к участникам с просьбой направить свои замечания к проекту Рекомендаций. Все они будут рассмотрены на заседании комитета Палаты Представителей по социальной политике, а затем утверждены на заседании Палаты Представителей и направлены в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, работодателям, в объединения профсоюзов, директорам учреждений НПО.

Депутаты не снимают с себя ответственности за развитие трудовых ресурсов Свердловской области и продолжат работу над законодательными инициативами, связанными с подготовкой специалистов рабочих профессий для экономики Свердловской области.