Сентябрь `2008
пнвтсрчтптсбвс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29300102030405
24 сентября 2008 года  —  версия для печати

Состоялось очередное, восьмое, заседание Областной Думы (председатель – Николай Воронин)

Областная Дума собралась на очередное заседание после летних каникул. В повестку дня были включены 49 вопросов. На нынешнем заседании был рассмотрен большой перечень областных законов.
По традиции в начале заседания депутаты утвердили кандидатуры на вакантные должности мировых судей Свердловской области. Шесть мировых судей назначены на новый трехлетний срок полномочий.

ОБЛАСТНЫЕ ЗАКОНЫ
В трех чтениях был принят ряд областных законов. Так, депутаты признали утратившими силу правила охоты на территории Свердловской области. Необходимость этого шага была продиктована тем, что  действовавшие на территории Среднего Урала правила охоты устарели, не в полной мере соответствовали федеральным нормам, а также содержали ссылки на утратившие силу нормативно-правовые акты.
***
Также в трех чтениях был принят закон, который внес изменения в статью 4 областного закона «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области». Член комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Елена Ширина, представлявшая этот документ, авторами которого стали все члены фракции «Единая Россия» в Областной Думе, отметила, что отныне с 18 до 14 процентов будет снижен стандарт предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для одиноко проживающих граждан и семей, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Иными словами – расширится круг получателей бюджетных средств, которые направляются на компенсацию затрат по оплате жилья и коммунальных услуг.
Закон дает право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из областного бюджета тем жителям Свердловской области, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а платежи за жилье и коммунальные услуги превышают 14 процентов от дохода.
Закон имеет ярко выраженную социальную направленность и нацелен на повышение уровня жизни малообеспеченных семей.
***
В трех чтениях депутаты одобрили внесение изменений в областной закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней на территории нашей области.
Нормы этого документа приведены в соответствие с положениями федеральных законов и областных нормативных актов, в частности, с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Также в законе отныне будет четко прописана роль местного самоуправления в организации и проведении профилактических прививок.
***
В окончательном чтении приняты изменения в законы «О музейном деле в Свердловской области» и в областную государственную целевую программу «Обеспечение развития деятельности областных государственных учреждений культуры» на 2006−2008 годы».
Эти нормативно-правовые акты приведены в соответствие с федеральным законодательством. Также в рамках программы перераспределена часть средств, выделяемых на материальное обеспечение областных учреждений культуры.
***
Большой блок законов был рассмотрен на заседании Областной Думы в первом чтении.
Так, депутаты одобрили изменения в статью 2 закона «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области».
В связи с невостребованностью налоговую льготу для осуществляющих расходы на приобретение жилья для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в аварийном состоянии, и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по заготовке и сбору дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, заготовке древесных соков, сбору мха, заготовке живицы предложено отменить. В связи с изменением федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предложено расширить категорию налогоплательщиков, исчисляющих сумму налога на прибыль по ставке 13,5 процента, налогоплательщиками, осуществляющими туристско-рекреационную и портовую деятельность.
***
Проект внесения  изменений в закон «Об установлении и введении в действие транспортного налога  на территории  Свердловской области» разработан в связи с необходимостью повышения доходной части областного бюджета и в целях обеспечения финансирования дорожного хозяйства и выполнения областных государственных целевых программ по развитию сети автомобильных дорог Среднего Урала. Увеличение транспортного налога связано и с необходимостью увеличения финансирования содержания и капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения.
В связи с переходом на трехлетний бюджет проектом закона предлагается установить новый размер ставок транспортного налога на  2009, 2010 и 2011годы. При этом размер льготы для пенсионеров, инвалидов, родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, увеличивается с 50 до 60 процентов.
В ходе подготовки законопроекта разработчики учли рост заработной платы. Так, номинальная начисленная заработная плата одного работника увеличится в 2008 году по сравнению с 2004 годом (год начала поступлений транспортного налога) в 2,6 раза, к 2011 году – в 4,3 раз, тогда как налоговые ставки транспортного налога проиндексированы лишь в соответствии с темпами инфляции.
К примеру, предполагается, что налоговая нагрузка на работающих граждан владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя 100 лошадиных сил увеличится с 640 рублей в 2009 году до 960 рублей в 2010 году и до 1450 рублей в 2011 году. Налоговая нагрузка на автовладельцев-пенсионеров, в распоряжении которых имеется легковой автомобиль с мощностью двигателя 100 лошадиных сил увеличится с 320 рублей в 2009 году до 384 рублей в 2010 году и до 580 рублей в 2011 году. При этом доля транспортного налога в годовом объеме пенсии уменьшится с 1 в 2004 году до 0,6 в 2010 году.
Как отметил в своем докладе заместитель председателя комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Асхать Масаев, комитет подробно рассмотрел на своем заседании этот законопроект и приведенные разработчиками выкладки, экономические обоснования. Сформирована рабочая группа, которая будет работать над доработкой закона для принятия его во втором и третьем чтениях.
***
Широкий спектр законопроектов, рассмотренных депутатами областной Думы, касался изменений в налоговое законодательство.
По словам председателя комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимира Терешкова, внесение изменения в часть первую пункта 1 статьи 3-1 закона «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» вызвано положительными результатами применения льготы по налогу на имущество организаций в виде предоставления организациям права уплачивать этот налог в меньшем размере. Практика показала, что предоставление организациям права уплачивать налог на имущество организаций в уменьшенном на 50 процентов размере в случае, если среднегодовая стоимость имущества увеличилась, привело не к уменьшению, а к росту налоговых поступлений. В целом налоговая база возросла более, чем на 60 миллиардов рублей.
Владимир Терешков подчеркнул, что при формировании бюджета на 2009 год и последующий плановый период необходимо сохранить действие этой эффективной налоговой льготы.
Также в первом чтении одобрены изменения в областные законы «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Свердловской области»,
***
В первом чтении одобрен проект закона «О противодействии коррупции в Свердловской области», внесенный в порядке законотворческой инициативы прокуратурой Свердловской области.
Представляя законопроект, старший помощник прокурора Свердловской области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления Свердловской области Наталья Федоровская отметила, что Президентом РФ Дмитрием Медведевым утвержден национальный план борьбы с коррупцией. В нашем государстве накоплен серьезный антикоррупционный  потенциал, создана соответствующая законодательная база.
Коррупция затрудняет функционирование общественных механизмов, создает неблагоприятный имидж нашего государства в глазах мирового сообщества. В деле борьбы с коррупцией назрела необходимость принятия закона как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В законопроекте, подготовленном областной прокуратурой, указан ряд мер противодействия коррупции, предусмотрено принятие долгосрочной программы, проведение антикоррупционного мониторинга принимаемых областных законов, других нормативно-правовых актов, мероприятия по пропаганде антикоррупционного мышления.
На вопросы депутатов ответил прокурор Свердловской области Юрий Пономарев, который, говоря о представленном законопроекте, отметил, что он направлен на усиление противостояния такому злу, как коррупция. По его словам, в Свердловской области сделан первый шаг в этом направлении, хотя борьба с коррупцией не прекращается ни на минуту.
Cодокладчиком по этому вопросу выступил председатель комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Анатолий Гайда. Он отметил, что в деле усиления борьбы с коррупцией мы не имеем права топтаться на месте. У Свердловской области достаточно полномочий для того, чтобы выстроить собственную систему противодействия этому явлению.
Анатолий Гайда подчеркнул: на заседании комитета  были рассмотрены два альтернативных законопроекта о противодействии коррупции. Второй закон внес на рассмотрение Думы депутат Георгий Перский.
По словам Анатолия Гайды, каждый из представленных законопроектов имел право на принятие в первом чтении, но к обоим законопроектам было высказано слишком много замечаний. Комитет областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления предложил принять законопроект прокуратуры в первом чтении и далее совместными усилиями поработать над его совершенствованием.
По этому вопросу проводилось альтернативное голосование, когда депутатам было предложено выбрать, за какой из предложенных законопроектов отдать свой голос. Большинство голосов было отдано за принятие в первом чтении законопроекта, представленного прокурором Свердловской области.
Работа над законом о противодействии коррупции в Свердловской области будет продолжена.
***
Депутаты отклонили проект закона, которым предполагалось внести изменения в ряд составов об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, связанные с нарушением правил содержания придомовой территории, территории организаций и прилегающей к ним территории общего пользования, засорением улиц и иных общественных мест, нарушением порядка размещения и содержания малых архитектурных форм, повреждение скамеек, урн, мусорных контейнеров, оборудования  детских площадок. Причиной отклонения законопроекта стало то, что восемь из девяти представленных изменений дублировали нормы, уже отраженные в действующем Кодексе об административных правонарушениях РФ.
Также был отклонен законопроект о праздниках Свердловской области, поскольку установление праздничных дат на Среднем Урале регулируется указом губернатора. Соответствующий указ был подписан Эдуардом Росселем 23 сентября, об этом на заседании думы проинформировал депутатов председатель Областной Думы Николай Воронин.


***
В первом чтении одобрены изменения в областной закон «О правительстве Свердловской области». Он приводится в соответствие с изменившимися федеральными нормами.
Ряд законов, также рассмотренных в первом чтении, касался перехода от натуральных льгот для отдельных категорий граждан на их денежное выражение — оплата жилья и коммунальных услуг, проезд в общественном транспорте. Такие изменения коснутся положений законов «О почетном звании Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской области», «О знаке отличия Свердловской области «За заслуги перед Свердловской областью», «О культурной деятельности на территории Свердловской области», «О здравоохранении в Свердловской области», «Об образовании в Свердловской области», «О социальной поддержке работников государственной системы социальных служб Свердловской области», «О социальной поддержке работников государственных учреждений Свердловской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации», «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области», «О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта», «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».
В своем выступлении заместитель председателя комитета Областной Думы по социальной политике Виктор Бабенко отметил, что социальное положение ветеранов в ходе перевода части их льгот в денежное выражение не ухудшится, а у многих улучшится. Так, расходы областного бюджета на обеспечение льгот ветеранов в Свердловской области возрастут на 70 процентов. Ежегодно в зависимости от уровня инфляции, средства, выделяемые льготникам, будут индексироваться.
В доработке внесения изменений в закон о социальной поддержке ветеранов будут участвовать представители ветеранских организаций Среднего Урала.
***
Депутаты рассмотрели в первом чтении внесение изменений в законы «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», «О государственной казне Свердловской области», «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», «О порядке получения права пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области», «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Свердловской области», «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд в лесах, расположенных на территории Свердловской области». Положения этих нормативных актов приводятся в соответствие с федеральными нормами, в частности, в соответствие с Бюджетным, Налоговым и Лесным кодексами.
***
Изменения вносятся и в областную государственную целевую программу «Строительство пожарных депо и материально-техническое обеспечение областных государственных пожарно-технических учреждений на территории Свердловской области» на 2008 –2010 годы».
Так, намечается построить пожарное депо в новом микрорайоне «Южный» города Каменска-Уральского, а также в поселке Лебяжьем, где возводится крупный объект социальной сферы. Исключается из программы строительство пожарного депо в городе Полевском, где сохранится федеральная группировка противопожарной службы. В поселке Шаля здание пожарного депо будет отремонтировано.

ИНФОРМАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ, КОНТРОЛЬ
На заседании областной Думы депутаты ознакомились с результатами проверок, проведенных Счетной палатой. О них доложил председатель Счетной палаты Андрей Измоденов.
В частности, были озвучены результаты проверки исполнения федерального и областного законодательства по размещению в 2007 году Министерством общего и профессионального образования Свердловской области государственных заказов и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на размещение заказов.
В минувшем году министерством были размещены заказы и заключены договоры за счет средств областного бюджета на сумму 408,86 миллиона рублей. Эти средства были направлены на выполнение второго этапа областной государственной целевой программы «Развитие материально-технического обеспечения системы государственных образовательных учреждений Свердловской области» на 2006 – 2008 годы, на приобретение квартир для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, на выполнение ремонтно-строительных работ, на приобретение министерством товаров, работ, услуг.
Выявлен ряд нарушений федерального и областного законодательства. Однако при проверке исполнения государственных контрактов установлено, что они, в основном, заключались и исполнялись своевременно, на условиях, соответствующих действующему законодательству.
Экономия бюджетных средств превысила 10 миллионов рублей, что даже с учетом стоимости процедур на размещение заказов обеспечено эффективное расходование денег.
По словам Андрея Измоденова, руководство министерства сделало правильные выводы по результатам проверок и приняло меры к устранению нарушений и недостатков, а также причин их возникновения.
Также проверке Счетной палаты подверглась эффективность расходования в 2006−2007 годах средств областного бюджета, выделенных в рамках адресных инвестиционных программ Свердловской области на реализацию проектов для осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области (за исключением отрасли «Транспорт»).
В 2006−2007 годах разработку адресных инвестиционных программ Свердловской области и обеспечение эффективности использования капитальных расходов областного бюджета осуществляло министерство экономики и труда Свердловской области. Также ответственность за эффективное расходование бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации возложена на получателей бюджетных средств, определенных бюджетными росписями главных распорядителей средств областного бюджета. Главными распорядителями средств областного бюджета по финансированию объектов, включенных в адресные инвестиционные программы Свердловской области, являлись областные министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, общего и профессионального образования, культуры, сельского хозяйства и продовольствия и Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области.
В 2006 году в рамках непрограммной части адресной инвестиционной программы Свердловской области было запланировано финансирование 37 объектов, из которых 10 предполагалось ввести в эксплуатацию. Фактически расходы составили 1,37 миллиарда рублей.
В 2007 году предусматривались работы на 37 объектах, из них 13 предполагалось ввести в эксплуатацию. Объем фактических расходов составил  2,79 миллиарда рублей.
В результате проверки Счетной палаты грубых нарушений в расходовании средств областного бюджета при выполнении работ на объектах капитального строительства, предусмотренных адресными инвестиционными программами Свердловской области на 2006 и 2007 годы, не выявлено. Вместе с тем установлено, что из-за несоблюдения нормативных сроков строительства объектов неэффективно использовались средства областного бюджета в объеме более миллиарда рублей.
Ряд объектов так и не был введен в эксплуатацию.
По итогам изучения результатов проверок Счетной палаты депутаты рекомендовали правительству Свердловской области принять исчерпывающие меры по усилению контроля за эффективным расходованием бюджетных средств и по устранению выявленных нарушений.
***
На заседании депутаты областной Думы поддержали ряд инициатив своих коллег из законодательных органов других субъектов федерации.
Так, поддержана инициатива Законодательного Собрания Амурской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в пункт 1 статьи 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», инициатива Законодательного Собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в статью 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», инициатива Законодательного Собрания Омской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», инициатива Законодательного Собрания Вологодской области по внесению в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Одобрение получила инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков».
***
Депутаты областной Думы приняли обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову о необходимости установления обязательности проведения послерейсового медицинского осмотра водителей.
По словам докладчика, заместителя председателя комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Рината Садриева, обстановка с дорожно-транспортными происшествиями в стране остается напряженной. Так, с января по июль текущего года в России произошло 112616 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 14731 человек погиб, а 139598 – получили ранения. По вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, произошло 7103 ДТП, в результате которых 1203 человека погибли, а 10308 – получили ранения. За указанный период произошло 12016 ДТП с участием детей, в которых 557 детей погибли, а 12463 – получили ранения. Несмотря на снижение на 8,6 процента общего количества ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, число ДТП, произошедших по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, остается значительным, поскольку правовые механизмы обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», реализуются не в полном объеме.
Одним из основополагающих факторов безопасности дорожного движения является состояние водителя. Повышение интенсивности дорожного движения и значительное увеличение количества автотранспортных средств предъявляют высокие требования к состоянию здоровья водителей. Своевременно определить нарушение состояния здоровья возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области обратились с предложением установить в федеральных нормативных правовых актах обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителей.
Также депутаты поддержали ряд обращений своих коллег к высшему руководству страны.
Обращения касались проблем расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, развития агропромышленного производства, софинансирования строительства дошкольных образовательных учреждений.