Октябрь `2009
пнвтсрчтптсбвс
28293001020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829303101
8 октября 2009 года  —  версия для печати

Под председательством Людмилы Бабушкиной состоялось семнадцатое заседание Палаты Представителей

Депутаты почтили минутой молчания память председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области созыва 1998−2000 годов Голенищева Петра Ефимовича, скончавшегося 26 сентября на 68-м году жизни.
В ходе заседания было рассмотрено 13 вопросов, в том числе одобрено и направлено губернатору для подписания и обнародования 8 законов, принятых Областной Думой, а также заслушаны информации Счетной палаты о результатах трех проверок, проведенных по поручению депутатов Палаты Представителей.

В заседании приняли участие депутаты обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области, представители Полпредства УрФО, администрации губернатора, областного правительства, прокуратуры, налоговой службы, органов местного самоуправления, работники Счетной палаты и аппарата Законодательного Собрания Свердловской области.

БЮДЖЕТ-2009. Депутаты рассмотрели принятый на внеочередном заседании Областной Думы закон «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и приостановлении действия отдельных его положений».

С докладом выступил председатель комитета Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Алексей Чеканов. Необходимость внесения изменений, сказал он, обусловлена уточнением объемов доходов и расходов областного бюджета в связи с изменением прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2009 году, уточнением объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, уточнением дефицита областного бюджета и источников финансирования дефицита бюджета. Еще одна причина корректировки — необходимость приостановить положения закона, распространяющиеся на плановый период 2010 и 2011 годов в связи с переходом на одногодичное планирование.

В связи с уточнением доходных источников областного бюджета общий объем доходов уменьшается с 115,1 млрд. рублей до 94,2 млрд. рублей. Расходы областного бюджета уменьшены на 11,3 млрд. рублей и составят 105,3 млрд. рублей. Расходы областного бюджета рассчитаны, исходя из фактического исполнения расходных обязательств за 8 месяцев 2009 года, с учетом просроченной кредиторской задолженности.

Дефицит областного бюджета установлен в сумме 11,1 млрд. рублей.

Сокращены практически все разделы, за исключением «Социальной политики», на которую расходы увеличены на 1,1 млрд. рублей. 

Вместе с тем, предусмотрены новые расходы на предоставление бюджетам муниципальных образований целевых субсидий, полученных из федерального бюджета в 2009 году:

- на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники,

- на осуществление мероприятий по развитию газификации в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года»,

- на софинансирование социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации мер подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы . 

Предусмотрены новые расходы на предоставление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам – в частности, на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы в целях подготовки к отопительному сезону.

В рассмотрении данного закона приняли участие председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, работники министерства финансов во главе с Марией Серовой, которые ответили на вопросы депутатов, а также председатель комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.

Депутаты с пониманием отнеслись к необходимости секвестирования бюджета. В то же время обращено внимание на необходимость увеличения доходности от управления государственным имуществом, в том числе от унитарных предприятий и акционерных обществ, созданных при участии средств областного бюджета.

Закон о корректировке бюджета текущего года одобрен. В постановлении Палаты Представителей правительству Свердловской области предложено:

- обеспечить выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование питания и приобретения медикаментов;

- принять меры по привлечению дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета;

- принять меры по обеспечению бесперебойного функционирования жилищно-коммунального комплекса в осенне-зимний период;

- активизировать работу по собираемости налога на прибыль и налога на доходы физических лиц;

- предусмотреть в бюджете 2010 года на дорожное хозяйство сохранение объемов финансирования вновь принимаемых расходных обязательств не ниже 2009 года, а также погашение ожидаемой кредиторской задолженности за 2009 год.

В целях сохранения молочного поголовья комитет Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию предложил рекомендовать областному правительству рассмотреть возможность возмещения части затрат на строительство животноводческих комплексов и оказания в 2009 году государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям и закупщикам сырого молока с личных подворий граждан Свердловской области в сумме не менее 350 миллионов рублей.

В связи с переходом на «монетизацию» льгот в ЖКХ отдельным пунктом постановления Палаты Представителей прописано: обеспечить за счет средств резервного фонда правительства Свердловской области финансирование расходов муниципальных образований по подготовке к реализации законов, связанных с передачей государственных полномочий по выплате компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Органам местного самоуправления предложено  провести оптимизацию расходов местных бюджетов исходя из приоритетности выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечения медикаментами и питанием; а также рассмотреть возможность предоставления областным и муниципальным бюджетным учреждениям льготы по земельному налогу.

Закон направлен губернатору для подписания и обнародования.

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. Два закона связаны с бюджетным процессом.

Поскольку в сегодняшней нестабильной экономической ситуации невозможно с достаточной точностью спрогнозировать доходы и расходы на плановый период, областной бюджет опять решено принимать на один год, а не на три. В связи с этим внесены соответствующие изменения в закон «О бюджетном процессе в Свердловской области» и отдельные законы Свердловской области», о чем доложил председатель комитета Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Алексей Чеканов.

По этой же причине внесены изменения в закон «О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области». В нем также  прописан порядок определения объемов оказания финансовой помощи городским и сельским поселениям из регионального фонда поддержки. Докладчиком выступил заместитель председателя комитета Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Валерий Савельев.

 

КАДАСТР. Депутаты одобрили изменения, внесенные в областную государственную целевую программу «Создание системы кадастра недвижимости в Свердловской области» на 2008−2011 годы». Представитель комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию Александр Косинцев пояснил, что внесение изменений вызвано необходимостью перераспределения финансовых средств, выделяемых на реализацию программы. Поскольку проведение массовой оценки объектов капитального строительства берет на себя федеральный бюджет, расходы областного бюджета на эту работу в объеме 124 миллиона рублей исключаются. В то же время  предусматриваются средства на анализ в 2009 году результатов  кадастровой оценки земель населенных пунктов и другие работы. Выполнение части мероприятий, в частности, по осуществлению комплекса геодезических, картографических и землеустроительные работ, переносится с 2009 года на 2010 год. Общая сумма расходов на реализацию программы составит 424,8 миллиона рублей вместо первоначально запланированных 556 миллионов.

Депутаты в очередной раз высказали свое несогласие с методикой кадастровой оценки земли, по которой  у большинства предприятий земля оказалась дороже основных фондов, а платежи собственников земли стали в десятки раз выше платежей арендаторов.

Закон одобрен. Вместе с тем, предложено в октябре вернуться к вопросу качества методики кадастровой оценки.

 

«МОНЕТИЗАЦИЯ». Рассмотрены два закона, связанные с предстоящей «монетизацией» льгот на оплату жилья и коммунальных услуг. По обоим законам докладчиком выступил представитель комитета по вопросам законодательства и местного самоуправления, заместитель председателя Палаты Представителей Владимир Никитин.

Вносятся изменения в закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и в утвержденные им Методики». В частности, расширяется перечень льготных категорий граждан, которым предоставляется  данная  компенсация.

Также одобрен закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

В Свердловской области проживает более миллиона льготников, которые с 1 января 2010 года смогут воспользоваться компенсацией за оплату жилья и коммунальных услуг. Перед исполнительными органами власти стоит задача — четко организовать работу по оформлению права на льготу,  а также по механизму передачи средств на реализацию этого полномочия из областного бюджета муниципалитетам. Депутаты предложили правительству области в октябре провести с представителями органов местного самоуправления специальный семинар, чтобы снять все вопросы, возникающие при проведении «монетизации» льгот, а также представить в Палату Представителей информацию о механизме компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Оба закона одобрены и направлены губернатору для подписания и обнародования.

 

ГРАНИЦЫ. Одобрены изменения в закон Свердловской области «О границах, составе и правовом режиме пригородной зоны города Первоуральска», внесенные по инициативе Первоуральской городской Думы. Изменения внесены для приведения данного закона в соответствие с федеральным законодательством. В частности, из пригородных зон исключается понятие «зеленая зона», а также устраняются неточности в описании границ.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА. Большие дебаты развернулись вокруг закона «Об Общественной палате Свердловской области», внесенного в порядке законодательной инициативы председателем комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Анатолием Гайдой и заместителем председателя комитета Палаты Представителей по вопросам законодательства и местного самоуправления Виктором Шептием.

Несмотря на то, что данный закон не подлежит обязательному рассмотрению на заседании Палаты Представителей, комитет по вопросам законодательства и местного самоуправления решил обсудить закон на заседании. Ведь речь идет об Общественной палате, призванной стать связующим звеном между гражданским обществом и органами власти, трибуной для  выработки общественного мнения.

Закон устанавливает правовой статус областной Общественной палаты, структуру, состав и порядок ее формирования, сказал докладчик Виктор Шептий. Общая численность – 40 человек. Принцип формирования заимствован федеральный: половину выбирают органы власти – Законодательное Собрание и Губернатор Свердловской области, потом они на конкурсной основе выбирают вторую половину из выдвиженцев от общественных организаций. Обеспечение деятельности палаты возлагается на администрацию губернатора.

Полномочный представитель губернатора и правительства Свердловской области в палатах Законодательного Собрании Виктор Миронов вынужден был напомнить депутатам, что остается открытым вопрос о судьбе ныне действующей Общественной палаты, созданной еще в советские времена распоряжением главы администрации Свердловской области и постановлением Свердловской областной Думы. Этих решений никто не отменял, поэтому для начала необходимо выработать механизм прекращения деятельности существующей Общественной палаты. Это может быть самороспуск при голосовании двумя третями состава, решение Законодательного Собрания либо решение суда. Именно по этой причине губернатор Свердловской области в своем заключении на законопроект признал данную инициативу преждевременной. Кроме того, глава области возражал против того, чтобы возложить аппаратную работу Общественной палаты на администрацию Губернатора.

Виктор Миронов обратил внимание также на то, что федеральный закон об Общественной палате Российской Федерации, на который ссылаются разработчики, не обязывает субъекты РФ принимать свои законы. Кроме того, расходы на обеспечение деятельности Общественной палаты не предусмотрены ни в текущем бюджете, ни в бюджете на 2010 год, а это немалые средства. К примеру, Татарстан тратит 4 млн. рублей, Саратовская область – 5 млн., Челябинская – 7,5 миллиона рублей.

Виктор Миронов предложил отклонить данный закон, создать согласительную комиссию и продолжить консультации по всем спорным вопросам.

Затем слово было предоставлено председателю Общественной палаты Андрею Выборнову, недавно сменившему на этом посту ректора УрГУ Владимира Третьякова. Он рассказал, что сегодня в палате 220 членов, которые представляют 158 общественных организаций и объединений. Общее заседание проводится раз в два года, текущей работой руководят председатель, заместитель и координационный совет из 18 человек, который заседает ежемесячно. Члены Общественной палаты проводят «круглые» столы по самым актуальным темам, организуют митинги, работают с обращениями граждан, принимают активное участие в жизни региона.

Андрей Выборнов согласен, что закон об Общественной палате нужен, но не в таком виде. Он выступил категорически против конкурсного отбора членов палаты. Выборы, по его мнению, должны проходить гласно и открыто, если мы действительно хотим развивать институт гражданского общества и стремимся к гражданскому согласию.

Мнения разделились. Одни говорили о неэффективной работе ныне действующей Общественной палаты, другие высказывали сомнения по поводу внесенного закона.

Закон надо принимать, чтобы дать толчок к созданию Общественной палаты, настаивал еще один разработчик закона, председатель комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Анатолий Гайда.

Закон нужен, согласилась председатель Палаты Представителей Людмила Бабушкина, но он должен быть качественным. В представленном виде вызывает немало вопросов финансовая составляющая закона: планируется проведение экспертизы законопроектов, ведение собственного сайта, публикация ежегодного доклада о деятельности Общественной палаты и другие затратные мероприятия, а расчеты не представлены и средств в областном бюджете не предусмотрено. Есть сомнения по срокам и процедуре формирования Общественной палаты. Скажем, по одной статье закона члены Общественной палаты, утвержденные губернатором и Законодательным Собранием, проводят в порядке, установленном регламентом, конкурс поступивших заявлений и принимают решение о приеме в члены Общественной палаты  20 представителей от общественных организаций, а в другой статье утверждается, что регламент принимается на первом заседании Общественной палаты. И таких противоречий в тексте закона немало. В этой связи Людмила Валентиновна посчитала правильным отклонить закон и отправить его на доработку.

Голосование не дало результатов. Закон не был ни одобрен, ни отклонен. Поскольку он не требовал обязательного рассмотрения на заседании Палаты Представителей, судьбу закона в соответствии с Уставом Свердловской области  определит губернатор.

 

ПРОВЕРКИ. Депутаты Палаты Представителей заслушали информации Счетной палаты о результатах проверок, проведенных в ЗАТО «Свободный», Арамильском и Сосьвинском городском округах по исполнению бюджета за 2008 год.

О результатах проверок депутатов проинформировал заместитель председателя Счетной палаты Геннадий Безруков, содокладчиком выступил заместитель председателя комитета Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Валерий Савельев.

Выявленные нарушения схожи, не носят умышленного характера и, как правило, обусловлены недостаточным знанием федерального и областного законодательства. Самые распространенные ошибки – неправильное составление сводной бюджетной росписи, решение вопросов, не относящихся к предметам ведения органов местного самоуправления. Так, в Арамиле были профинансированы работы по замене накопительного бака водонапорной башни, не относящейся к муниципальной собственности; в Сосьве незаконно переданы средства Серовскому городскому округу на выполнение полномочий по организации оказания скорой медицинской помощи. В «Свободном» выявлено неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных на строительство очистных сооружений.

Информации Счетной палаты по всем перечисленным проверкам приняты к сведению. В постановлениях Палаты Представителей органам местного самоуправления рекомендовано учесть все замечания Счетной палаты и принять меры по устранению выявленных нарушений.  Контроль за выполнением постановлений возложен на комитет Палаты Представителей по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.

 

Комитет рассмотрел вопрос о выполнении постановления Палаты Представителей, принятого в июне 2008 года по информации Счетной палаты о результатах внешней проверки исполнения бюджета муниципального образования «поселок Уральский» на 2007 год. Органам местного самоуправления данного муниципалитета рекомендовалось учесть замечания Счетной палаты Законодательного Собрания Свердловской области и принять меры для составления бюджетной отчетности в соответствии с бюджетным законодательством, напомнил Валерий Савельев. Он отметил, что руководство муниципалитета ответственно подошло к выполнению постановления Палаты Представителей, все выявленные нарушения устранены. В частности, решением местной Думы функции главных распорядителей бюджетных средств закреплены за органами местного самоуправления; определены получатели бюджетных средств; создана контрольно-счетная палата муниципального образования. Постановление решено снять с контроля.

 

НАГРАЖДЕНИЕ. Принято решение о награждении Почетными грамотами и Благодарственными письмами лучших работников предприятий и организаций Невьянска, Нижней Туры, Полевского, Сысерти и других городов Свердловской области.