Межбюджетные отношения через областной фонд развития муниципальных образований и областной фонд софинансирования социальных расходов За последние пять лет ситуация в сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации изменилась разительно. На смену нестабильности 1990х годов приходит время чекой упорядоченности отношений в бюджетной сфере. Бюджетная политика и регионов и федеральных властей становится все более прозрачной, ответственной и эффективной. Начиная с 2000 года в системе бюджетной политики государства создается система фондов, через которое идет перераспределение финансовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в Российской Федерации. Остановимся на уровне межбюджетных отношений, созданных и действующих в субъекте Российской Федерации направленных на упорядочение финансовых потоков между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, в частности на действии двух фондов – фонда развития муниципальных образований и фонда софинансирования социальных расходов. Бюджетным Кодексом Российской Федерации в числе форм межбюджетных отношений определен фонд развития муниципальных образований, который формируется в составе бюджета субъекта Российской Федерации в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Также Бюджетным Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов в составе бюджета субъекта Российской федерации может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов. В развитие данных положений федерального законодательства в Свердловской области 15 июля 2006 года был принять Закон «О предоставлении отдельных видов межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области», который регулирует отношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее — местные бюджеты), а также с предоставлением отдельных видов межбюджетных трансфертов из местных бюджетов другим местным бюджетам и областному бюджету. Наличие данной правовой базы и создание на территории Свердловской области системы межбюджетных отношений, в том числе областного фонда муниципального развития и фонда софинансирования социальных расходов, является позитивным фактором в развитии муниципальных образовании играет стимулирующую роль в развитии социальной и общественной инфраструктуры региона, а также направляет муниципальные образования на формирование на территории бюджетов развития, а не бюджетов текущего содержания. Проанализируем результаты работы данных бюджетных фондов на территории Свердловской области за период 2006 — 2007 годов. В составе областного бюджета в 2006 году были образованы областной фонд муниципального развития в объеме 1285961 тыс. рублей (что составило 1,8 % от общих расходов бюджета области) и областной фонд софинасирования социальных расходов в объеме 303709 тыс. рублей (0,4 % расходов области). В 2007 году в составе областного бюджета образованы областной фонд муниципального развития в объеме 1568771 тыс. рублей (1,7 % от расходов области) и областной фонд софинасирования социальных расходов в объеме 446481 тыс. рублей (0, 48 % от расходов области). При таком мизерном размере формирования данных фондов нельзя всерьез рассчитывать на то, что они станут значительным инструментарием стимулирования развития муниципальных образований. Кроме того, в целях формирования областного фонда муниципального развития Правительством Свердловской области в соответствии со статьей 11. 12 Закона Свердловской области № 70-ОЗ утверждаются критерии отбора муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут предоставляться субсидии из областного фонда муниципального развития на соответствующий год, требования к содержанию и оформлению инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения, для долевого финансирования которых могут предоставляться субсидии из областного фонда муниципального развития. В актах реализации настоящих положений Закона Свердловской области № 70-ОЗ названы в 2007 году следующие приоритетные направления использования средств областного фонда муниципального развития: — в сфере здравоохранения — развитие материальной базы амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений; - в сфере образования — развитие материальной базы общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений; в сфере жилищно-коммунального хозяйства: отселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда; создание условий для наращивания объемов жилищного строительства за счет обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; - в сфере развития агропромышленного комплекса — социальное обустройство сельских населенных пунктов; - в сфере культуры — развитие материальной базы досуговых учреждений и учреждений библиотечного обслуживания населения; - в сфере физической культуры — создание и развитие пришкольных спортивных площадок и спортивных сооружений. В 2006 году Постановлением Правительства Свердловской области «О порядке отбора муниципальных образований в Свердловской области и требованиях к содержанию их инвестиционных программ (проектов), для долевого финансирования которых могут предоставляться субсидии из областного фонда муниципального развития в 2006 году». определено, что представлять инвестиционные программы (проекты) для долевого финансирования из областного фонда муниципального развития в 2006 году преимущественно имеют право муниципальные образования, на территории которых имеются не завершенные строительством объекты общественной инфраструктуры муниципального значения, финансируемые в предшествующие годы из областного бюджета. В приоритетном порядке учитывались объекты с высокой степенью готовности. В 2007 году по сравнению с 2006 годом установлены достаточно жесткие критерии отбора муниципальных образований, в том числе наличие следующих условий — субсидии из фонда муниципального развития предоставляются : для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития того вида общественной инфраструктуры муниципального значения, индекса обеспеченности которым в муниципальном образовании ниже среднеобластного; для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития того вида общественной инфраструктуры муниципального значения, индекс обеспеченности которым в муниципальном образовании выше среднеобластного, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования после распределения дотаций на выравнивание этого уровня превышает единицу и уровень выполнения инвестиционной программы (проекта) развития этого вида общественной инфраструктуры муниципального значения на 1 января года, предшествующего планируемому, составляет не менее 50 процентов; В результате таких жестко зарегламентированных походов к формированию фонда, а также ряда других субъективных причин, в 2006 году не смогли принять участие в данном виде межбюджетных отношений 28 муниципальных образований, а в 2007 году – уже 36 муниципальных образований. В отношении фонда софинансирования социальных расходов на основании статьи 14 Закона Свердловской области № 70-ОЗ, Правительством Свердловской области ежегодно определяются приоритетные социально значимые расходы местных бюджетов, которые финансируются из данного областного фонда. В 2006 году данные направления были следующие: мероприятия по оздоровлению детей и подростков на территории муниципального района (городского округа); капитальный ремонт общеобразовательных школ на территории муниципального района (городского округа); пополнение библиотечного фонда городского округа и поселения; погашение задолженности муниципальных учреждений по начислениям на фонд оплаты труда; оснащение спортивным инвентарем и оборудованием муниципальных детско-юношеских спортивных школ; В 2007 году такими направлениями названы: капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных школ и приведение их в соответствие требованиям санитарного и противопожарного надзора, реализация мероприятий антитеррористического характера; капитальный ремонт муниципальных дошкольных образовательных учреждений; организация подвоза учащихся, ремонт и пополнение парка школьных автобусов; пополнение библиотечного фонда муниципальных общественных библиотек, приобретение компьютерного оборудования и подключение к сети Интернет; капитальный ремонт муниципальных учреждений культуры; обеспечение муниципальных организаций культуры специальным оборудованием и музыкальными инструментами; мероприятия по оздоровлению детей и подростков; укрепление материально-технической базы муниципальных лечебно-профилактических учреждений, организация и оснащение оборудованием общеврачебных практик, перинатальных центров; оснащение спортивным оборудованием и инвентарем муниципальных детско-юношеских спортивных школ; погашение задолженности муниципальных учреждений по пеням, начисленным за несвоевременную уплату единого социального налога. Но в результате введения в 2007 году более жестких критериев отбора муниципальных образований, бюджетам которых могут предоставляться субсидии из областного фонда софинансиварония социальных расходов территории - доноры лишились части финансовой поддержки из данного фонда. Так, например, в 2007 году обозначилась проблема с финансированием оснащения спортивным инвентарем детско-юношеских спортивных школ. Впервые за последние годы в 2006 году всем муниципальным образованиям, имеющим на балансе ДЮСШ были выделены средства на приобретение спортивного инвентаря, но в 2007 году из перечня получателей выпали муниципальные образования –доноры, имеющие ДЮСШ, где фактически обучается половина детей от всех учащихся в ДЮСШ области. При анализе доли субсидий, поступаемых из рассматриваемых фондов в 2006 году в доходах муниципальных образований в среднем доля субсидий из областного фонда муниципального развития в фактическом объеме местных бюджетов составила: 0,02 процента (максимальный показатель – 0, 27 процентов в Таборинском муниципальном районе, 0 процентов — Алапаевское муниципальное образование, Березовский, город Алапаевск, Верхнесалдинский городской округ, городские округа Верхнее Дуброво, Верх-Нейвинский, город Лесной, ЗАТО Свободный, город Краснотуринск, Красноуральстк, Нижний Тагил, Верхняя Салда, Пелым, Ревда, Рефтенский, Сренеуральск, Староуткинск и другие), доля субсидий из областного фонда софинансирования к фактическому объему доходов местных бюджетов муниципальных образований составила в среднем 0, 01 процент. В дальнейшем при формировании данных фондов в целях стимулирования развития территорий муниципальных образований необходимо расширить перечень муниципальных образований, предоставить возможность всем муниципальным образованиям участвовать в данных фондах, заинтересовывать все муниципальные образования области в развития социальной и общественной инфраструктуры на своей территории через существующие механизмы межбюджетных отношений.
|