ЧЕЧУНОВА Елена Валерьевна


Апрель `2007
пнвтсрчтптсбвс
26272829303101
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30010203040506
17 апреля 2007 года  —  версия для печати

Межбюджетные отношения через областной фонд развития муниципальных образований и областной фонд софинансирования социальных расходов

Межбюджетные отношения через  областной фонд развития муниципальных образований и областной фонд софинансирования социальных расходов

 

За последние пять лет ситуация в сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации изменилась разительно. На смену нестабильности  1990х годов  приходит время чекой упорядоченности отношений в бюджетной сфере. Бюджетная политика и регионов и федеральных властей  становится все более  прозрачной, ответственной и эффективной.

Начиная с 2000 года в системе бюджетной политики государства  создается  система фондов, через которое идет перераспределение  финансовых ресурсов  между субъектами Российской Федерации, между  муниципальными образованиями в Российской Федерации.

Остановимся на уровне межбюджетных отношений, созданных и действующих в субъекте Российской Федерации направленных на упорядочение финансовых потоков между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, в частности на действии двух фондов – фонда развития  муниципальных образований и фонда софинансирования социальных расходов.

Бюджетным Кодексом Российской Федерации  в числе форм межбюджетных отношений определен фонд развития муниципальных  образований, который формируется в составе  бюджета субъекта Российской Федерации в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения.

Также Бюджетным Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в целях предоставления  местным бюджетам субсидий для долевого  финансирования  приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов  в составе бюджета субъекта Российской федерации может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов.

 В развитие данных  положений федерального  законодательства  в Свердловской области 15 июля 2006 года был принять Закон «О предоставлении отдельных видов  межбюджетных трансфертов из областного  бюджета и местных бюджетов в Свердловской области», который регулирует отношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее — местные бюджеты), а также с предоставлением отдельных видов межбюджетных трансфертов из местных бюджетов другим местным бюджетам и областному бюджету.

Наличие данной правовой базы и создание на территории Свердловской области системы межбюджетных отношений,  в том числе областного фонда муниципального развития и фонда софинансирования  социальных расходов,  является позитивным фактором в развитии муниципальных образовании играет стимулирующую роль в развитии социальной и общественной  инфраструктуры  региона, а также направляет муниципальные образования на формирование на  территории бюджетов развития, а не бюджетов текущего содержания.

Проанализируем результаты работы данных бюджетных фондов на территории Свердловской области за период 2006  — 2007 годов.

В составе областного бюджета  в 2006 году были образованы областной фонд муниципального развития  в объеме 1285961 тыс. рублей (что составило 1,8 % от общих расходов бюджета области) и областной фонд софинасирования социальных расходов в объеме 303709 тыс. рублей (0,4 % расходов области). В 2007 году в составе областного бюджета образованы областной фонд муниципального развития  в объеме 1568771 тыс. рублей (1,7 % от расходов области) и областной фонд софинасирования социальных расходов в объеме 446481 тыс. рублей (0, 48 % от расходов  области). При таком  мизерном размере  формирования данных фондов нельзя всерьез рассчитывать на то, что они станут значительным инструментарием  стимулирования развития муниципальных образований.

Кроме того, в целях формирования областного фонда муниципального развития  Правительством Свердловской области в соответствии со статьей 11. 12 Закона Свердловской области № 70-ОЗ утверждаются критерии отбора муниципальных образований  в Свердловской области, бюджетам которых могут предоставляться  субсидии из областного  фонда муниципального развития  на соответствующий год, требования к содержанию и оформлению инвестиционных программ (проектов) развития  общественной инфраструктуры муниципального значения, для долевого финансирования  которых  могут предоставляться  субсидии из областного фонда  муниципального развития. В актах реализации настоящих положений Закона Свердловской области  № 70-ОЗ названы  в 2007 году следующие  приоритетные направления  использования  средств областного фонда  муниципального развития:

  — в сфере здравоохранения — развитие материальной базы амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений;

  - в сфере образования — развитие материальной базы общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений;

 в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

отселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;

создание условий для наращивания объемов жилищного строительства за счет обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;

модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

 - в сфере развития агропромышленного комплекса — социальное обустройство сельских населенных пунктов;

 - в сфере культуры — развитие материальной базы досуговых учреждений и учреждений библиотечного обслуживания населения;

 - в сфере физической культуры — создание и развитие пришкольных спортивных площадок и спортивных сооружений.

 

В 2006 году Постановлением Правительства Свердловской области «О порядке отбора муниципальных образований в Свердловской области и требованиях к содержанию их инвестиционных программ (проектов), для долевого финансирования которых могут предоставляться субсидии из областного  фонда муниципального развития в 2006 году». определено, что представлять инвестиционные программы (проекты) для долевого финансирования  из областного фонда муниципального развития в 2006 году преимущественно имеют право муниципальные образования, на территории которых имеются не завершенные строительством объекты общественной инфраструктуры муниципального  значения, финансируемые в предшествующие  годы из областного бюджета. В приоритетном порядке учитывались объекты с высокой степенью готовности.

 

В 2007 году по сравнению  с 2006 годом установлены  достаточно жесткие критерии отбора муниципальных образований, в том числе наличие следующих условий —  субсидии из фонда муниципального развития предоставляются : для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития того вида общественной инфраструктуры муниципального значения, индекса обеспеченности которым в муниципальном образовании ниже среднеобластного; для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития того вида общественной инфраструктуры муниципального значения, индекс обеспеченности которым в муниципальном образовании выше среднеобластного, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования после распределения дотаций на выравнивание этого уровня превышает единицу и уровень выполнения инвестиционной программы (проекта) развития этого вида общественной инфраструктуры муниципального значения на 1 января года, предшествующего планируемому, составляет не менее 50 процентов;

В результате таких жестко зарегламентированных походов к формированию фонда, а также ряда других субъективных причин, в 2006 году не смогли принять участие в данном виде межбюджетных отношений 28 муниципальных образований, а в 2007 году – уже 36 муниципальных образований.

 

В отношении фонда софинансирования социальных расходов на основании статьи 14 Закона Свердловской области № 70-ОЗ, Правительством Свердловской области ежегодно определяются  приоритетные социально значимые расходы местных бюджетов, которые финансируются  из  данного областного  фонда.

В 2006 году данные направления были следующие: мероприятия по оздоровлению детей и подростков на территории муниципального района (городского округа); капитальный ремонт общеобразовательных школ на территории муниципального района (городского округа); пополнение библиотечного фонда городского округа и поселения; погашение задолженности муниципальных учреждений по начислениям на фонд оплаты труда; оснащение спортивным инвентарем и оборудованием муниципальных детско-юношеских спортивных школ;

В 2007 году такими направлениями названы: капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных школ и приведение их в соответствие требованиям санитарного и противопожарного надзора, реализация мероприятий антитеррористического характера; капитальный ремонт муниципальных дошкольных образовательных учреждений; организация подвоза учащихся, ремонт и пополнение парка школьных автобусов; пополнение библиотечного фонда муниципальных общественных библиотек, приобретение компьютерного оборудования и подключение к сети Интернет; капитальный ремонт муниципальных учреждений культуры; обеспечение муниципальных организаций культуры специальным оборудованием и музыкальными инструментами; мероприятия по оздоровлению детей и подростков; укрепление материально-технической базы муниципальных лечебно-профилактических учреждений, организация и оснащение оборудованием общеврачебных практик, перинатальных центров; оснащение спортивным оборудованием и инвентарем муниципальных детско-юношеских спортивных школ; погашение задолженности муниципальных учреждений по пеням, начисленным за несвоевременную уплату единого социального налога.

         Но в результате введения в 2007 году более жестких критериев  отбора муниципальных образований, бюджетам которых могут предоставляться субсидии из областного фонда софинансиварония социальных расходов  территории  - доноры лишились части финансовой поддержки из данного фонда. Так, например, в 2007 году обозначилась проблема с финансированием оснащения спортивным инвентарем детско-юношеских спортивных школ. Впервые за последние годы в 2006 году всем муниципальным образованиям, имеющим на балансе ДЮСШ были выделены средства на приобретение спортивного инвентаря, но в 2007 году из перечня получателей выпали муниципальные образования –доноры, имеющие ДЮСШ, где  фактически обучается половина  детей от всех учащихся  в ДЮСШ  области.

         При анализе доли субсидий,  поступаемых из рассматриваемых фондов в 2006 году  в доходах муниципальных образований  в среднем доля субсидий из областного фонда муниципального развития в фактическом объеме  местных бюджетов составила: 0,02 процента (максимальный показатель – 0, 27 процентов в Таборинском муниципальном районе, 0 процентов  — Алапаевское муниципальное образование, Березовский, город Алапаевск, Верхнесалдинский городской округ, городские округа Верхнее Дуброво, Верх-Нейвинский, город Лесной, ЗАТО Свободный, город Краснотуринск, Красноуральстк, Нижний Тагил, Верхняя Салда, Пелым, Ревда, Рефтенский, Сренеуральск, Староуткинск и другие), доля субсидий из областного фонда софинансирования к фактическому объему доходов местных бюджетов муниципальных образований составила в среднем 0, 01 процент.

 

         В дальнейшем при формировании данных фондов в целях стимулирования развития территорий муниципальных образований необходимо расширить перечень муниципальных образований, предоставить возможность всем муниципальным образованиям участвовать в данных фондах, заинтересовывать все муниципальные  образования области в развития социальной и общественной инфраструктуры  на своей территории через существующие механизмы межбюджетных отношений.

Новости того же времени:
17.04.2007
Межбюджетные отношения через областной фонд развития муниципальных образований и областной фонд софинансирования социальных расходов