НИКИФОРОВ Анатолий Владимирович

О депутате:
|
О деятельности
|

Ноябрь `2008
пнвтсрчтптсбвс
27282930310102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
6 ноября 2008 года  —  версия для печати

В Государственной Думе РФ состоялся «круглый стол» «О развитии педагогического образования»

Депутаты комитета Палаты Представителей по социальной политике Анатолий Никифоров, Павел Кияткин и Анатолий Марчевский приняли участие в «круглом столе» «О развитии педагогического образования»,  организатором которого выступил комитет по образованию Государственной Думы.

В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, представители региональных парламентов, органов управления образованием, руководители учебных заведений.

Провел «круглый стол» председатель комитета по образованию Григорий Балыхин.

Заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова, приветствуя участников «круглого стола», отметила, что главная задача учителя — «научить ребенка любить учиться», учиться не только в рамках школьной программы, но и самостоятельно, выходя за пределы изучаемого материала.

Заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин напомнил, что полвека назад отечественная система образования давала поколение, которое входило в тройку наиболее интеллектуальных поколений своего времени. Вместе с тем, согласно последнему докладу ООН о развитии человека, по индексу образования Россия занимает 26-е место.

Олег Смолин высказался против сокращения набора в педагогические вузы и поддержал предложение Президента о разработке стратегии «Наша новая школа». В рамках этой стратегии, по его словам, необходимо подготовить специальную государственную программу «Педагогические кадры». По мнению Олега Смолина, важно сохранить систему специальных педагогических учебных заведений. «Реструктуризация педагогических учебных заведений возможна только на добровольной основе и только с учреждениями того же или близкого профиля», — считает он.

Одновременно Олег Смолин предложил ввести для поступающих в педагогический вуз требование о наличии наряду с аттестатом и сертификатом ЕГЭ документов, подтверждающих опыт практической работы. «Тот, кто поступает в педагогический вуз, должен подтвердить, что он туда поступает не случайно», — аргументировал депутат. По его мнению, целесообразно также ввести специальные практики на первых курсах, призванные определить профессиональную пригодность студента к педагогической работе. В случае профнепригодности студента следует переводить в другой вуз или на другой факультет, диплом которого не дает права работать с детьми, считает Олег Смолин.

Для того чтобы педагог вызывал у детей желание учиться, по словам Олега Смолина, он должен обладать универсальным образованием, эрудицией, быть прогрессивным, способным вести интересные уроки и давать интересные задания. Выпускник педвуза должен владеть современными информационными и коммуникационными технологиями.

Олег Смолин предложил поднять статус студента педвуза, подняв его стипендию до уровня прожиточного минимума, то есть вчетверо, и статус педагогического работника, приравняв его по оплате труда и соцгарантиям к государственным служащим.

При этом он сослался на опыт Санкт-Петербурга, где после того, как зарплату учителям подняли «чуть выше средней по городу», в учебных заведениях города осталось только три свободных вакансии.

По мнению ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадия Бордовского, готовить учителя нужно в особой образовательной среде, исключающей «школярский» подход.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Нелли Розина заявила, что «никогда и нигде на государственном уровне не ставился вопрос о ликвидации педагогических вузов и педагогического образования как такового».

«Педагогическое образование получает свое развитие в рамках тех документов, которые готовит государство — Концепции развития образования, Приоритетных направлений развития образования, — пояснила представитель Министерства. — Если речь идет о слиянии тех или иных вузов и о постановке приоритета, кто с кем сливается и как укрупняется, эти вопросы решаются совместно с органами власти субъектов Федерации, которые напрямую видят, как используются кадры классического или педагогического вуза и где какие приоритеты расставить».

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов заметил, что сохранение и развитие качественного педагогического образования не тождественно сохранению и развитию педвузов. «Есть масса непрофильных вузов, в которых успешно реализуется программа педагогического образования. Призывы запретить им реализовать программы педобразования некорректны», — сказал он. Виктор Болотов призвал не торопиться с решением о слиянии вузов, просчитать возможные последствия и риски. Он также предложил проработать вопрос о массовом тиражировании инновационных практик, реализуемых в отдельных регионах и образовательных учреждениях.

Председатель Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области Валерий Парменов отметил, что более половины учителей в Озерске старше 55 лет и только 15 процентов — моложе тридцати. «Необходимо поднять престиж учителя, — сказал он. — Когда зарплата учителя напрямую зависит от результатов ЕГЭ, он вынужден не учить, а натаскивать школьников».

В ходе дискуссии было отмечено, что педагогов в России готовят 280 вузов и около 300 педагогических училищ и колледжей.

Анатолий Никифоров, комментируя итоги «круглого стола», сообщил, что участники заседания  выработали ряд рекомендаций правительству, министерству образования и науки, органам законодательной и исполнительной власти российских регионов.

Правительству, в частности, рекомендовано определить конкретные меры по модернизации и дальнейшему развитию системы профессиональной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации педагогических кадров, включая введение годичной практической стажировки в общеобразовательной школе выпускников учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования.

Кроме того, правительству предложено разработать меры по укреплению и развитию материально-технической, учебно-лабораторной базы педобразования, включая капитальное строительство и ремонт учебных корпусов и общежитий.

Участники «круглого стола» признали необходимость разработки профессиональных стандартов педагога, совершенствования воспитательной работы и повышения социального статуса педагогических работников, подчеркнул депутат.