Об исполнении областного закона об образовании в части организации начального профессионального образования на заседании Палаты Представителей доложил заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Андрей Рожнов. Он проинформировал депутатов, что по состоянию на 1 января текущего года на Среднем Урале действовали 113 учреждений профессионального образования. Численность учащихся в системе областного профобразования превышает 50 тысяч человек. По 123 профессиям начальное профессиональное образование приобретают более 36 тысяч учащихся. Для таких образовательных учреждений приобретено современное оборудование на сумму более 30 миллионов рублей, организована разработка модульных образовательных программ на основе потребностей работодателей. Особое внимание уделяется поддержке детей особых категорий – оказавшихся в сложной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных учащихся. При учреждениях профессионального образования Свердловской области работают пять кадетских школ-интернатов, в которых обучаются свыше 800 детей. Для поддержки талантливой молодежи, проявившей особые успехи в освоении рабочих профессий, для повышения привлекательности рабочих профессий были установлены стипендии губернатора Свердловской области. Свердловская область за годы реформ не потеряла ни одного профессионального училища, сохранив и производственный, и кадровый потенциал этих образовательных учреждений. В дальнейшем предполагается не только сберечь все наработки, но и на новом качественном уровне развивать социальное партнерство с производственными предприятиями, совершенствовать систему непрерывного профессионального образования, поддерживать инновационные программы и формы обучения. В результате реструктуризации сети учреждений начального и среднего профессионального образования доля обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования увеличилась до 45 процентов, при этом 72 процента учащихся получают образование по программам начального профессионального образования и профессиональной подготовки. Особое внимание в системе начального профессионального образования уделяется развитию различных форм и направлений государственной поддержки детей особых категорий. В 20 учреждениях профессионального образования обучается 1250 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По программам начального профессионального образования обучается 2937 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 8 процентов от общего числа учащихся. Вместе с тем, наметилась неблагоприятная ситуация, связанная с недостаточным финансированием учреждений начального профессионального образования. Кроме того, эти учреждения испытывают трудности в организации и проведении производственной практики учащихся и в трудоустройстве выпускников, так как в Свердловской области не создана система социального партнерства в сфере начального профессионального образования. В большинстве учреждений недостаточно высококвалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения, что связано с низким уровнем заработной платы. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических кадров и оттока наиболее квалифицированных и перспективных мастеров производственного обучения и преподавателей. В учреждениях начального профессионального образования отсутствуют социальные педагоги и психологи, услуги которых необходимы в связи с увеличением обучающихся в этих учреждениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из малообеспеченных и неполных семей. В связи с неблагоприятной демографической ситуацией, а также из-за снижения интереса молодежи к рабочим профессиям наблюдается ежегодное уменьшение в общеобразовательных учреждениях количества детей, обучающихся по программам начального профессионального образования. Представитель комитета Палаты Представителей по социальной политике Анатолий Никифоров предложил правительству Свердловской области обеспечить принятие долгосрочного плана подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования с учетом требований рынка труда и демографических тенденций, а также осуществлять финансирование областных целевых программ по укреплению материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования в полном объеме. Эти меры нашли свое отражение в принятом постановлении Палаты Представителей. *** О проведении пятого областного конкурса среди молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» депутатам доложил представитель комитета Палаты Представителей по социальной политике Анатолий Никифоров. По сложившейся традиции конкурс проводится Законодательным Собранием Свердловской области по инициативе Палаты Представителей совместно с областным министерством общего и профессионального образования. Конкурс проводится для пропаганды принципов формирования правового государства в целях привлечения молодежи к государственном управлению и создания кадрового резерва политических лидеров и специалистов в области правового регулирования. Кроме того, перспективные работы, представленные на конкурс, участвуют в отборе для подготовки законодательных инициатив. По результатам четвертого конкурса «Моя законотворческая инициатива» 25 участникам было присвоено звание лауреата заочного тура Всероссийского конкурса в Москве. Две участницы, студентки Уральского государственного педагогического университета, вошли в число призеров: Олеся Тюменева удостоена диплома третьей степени, а Юлия Зверева награждена серебряным знаком «Национальное достояние».
| |