Депутаты выступают за равные права образовательных учреждений всех форм собственности.
Негосударственных детей, как известно, не бывает. Почему же тогда деньги следуют за учеником только в государственное образовательное учреждение? Эту тему подняли на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию, которые прошли на этой неделе в Москве с участием представителей 36 субъектов РФ. Свердловскую область представлял депутат ППЗС Анатолий НИКИФОРОВ.
Согласно распространённому мнению, в негосударственное образовательное учреждение (НОУ) ходят только «сынки богатеньких родителей». С чем готовы поспорить участвовавшие в слушаниях директора таких учреждений. По их словам, основная масса учащихся НОУ — «неудобные» для массовой школы ребята: малыши с серьёзными логопедическими проблемами, нарушениями, связанными с проблемами неврологического характера, с незрелостью мозговых структур, отвечающих за успешность в обучении, дети-инвалиды. Все они требуют индивидуальной работы логопеда, психолога, педагога в течение нескольких лет обучения.
Востребованность негосударственных образовательных учреждений отражена в цифрах: последние 8—9 лет количество НОУ колеблется от 653 до 726, в которых обучается от 63,5 до 72,3 тысячи человек. При этом учреждения лишены поддержки государства, в том числе в виде освобождения от уплаты всех видов налогов, включая налог на землю. Образовавшееся неравенство, по мнению выступающих, может ликвидировать переход от сметного финансирования к субсидиям в рамках выполнения госзадания. Если, например, государство объявляет заказ на обучение детей-инвалидов, то в конкурсе должны участвовать все: и государственные, и муниципальные, и частные образовательные учреждения. Побеждает тот, кто предложил лучшие условия и качество образования. И форма собственности при этом не должна иметь значения.
По завершении парламентских слушаний Министерству образования и науки РФ было рекомендовано уточнить права аккредитованных негосударственных образовательных учреждений по реализации основных программ общего образования за счёт бюджетных средств и снизить финансовую нагрузку при проведении лицензирования и аккредитации. В свою очередь, органы законодательной власти субъектов РФ должны предусмотреть принятие соответствующих региональных правовых актов в части бюджетного финансирования и найти возможности использования механизмов льготного налогообложения. «Вечерний Екатеринбург», 12 февраля 2010 года
|