Парламентские слушания открыла вице-спикер Государственной Думы Светлана Журова. Она отметила, что в современных условиях образование является общенациональным приоритетом России. И, говоря о модернизации страны, надо, прежде всего, говорить о модернизации системы педагогического образования. Ведь именно учитель – это человек, который сегодня определяет наше завтра. Нам необходимы системные меры, способствующие повышению социального статуса учителя, улучшению его материального положения. К сожалению, темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, сказала вице-спикер. Сегодня общество нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии, проектным мышлением, способностью к принятию решений. И всё это требует непрерывного образования учителей, освоения педагогами новых технологий обучения и воспитания, знания психологии. Программы повышения квалификации педагогов должны выстраиваться с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов, ориентировать учителя на развитие необходимых компетенций ученика. Председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин в своем выступлении акцентировал внимание на тех задачах, которые Президент РФ Дмитрий Медведев ставит перед образовательными учреждениями страны. Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Рымаренко отметил, что после окончания высших учебных заведений работать в школу идут не более 30 процентов выпускников, из них после трёх лет остаётся 5 процентов. От Свердловской области вступил министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов. Он высказал ряд конкретных предложений в адрес депутатов Государственной Думы. В частности, рассмотреть вопрос о наделении органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования полномочиями по созданию, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы педагогического образования, их лицензированию и государственной аккредитации. По мнению министра, целесообразно в целях повышения эффективности целевого приема предусмотреть в законодательстве Российской Федерации возможность возмещения лицами, проработавшими в образовательном учреждении менее трех лет, в том числе не приступившими к работе, понесенных бюджетом расходов на их обучение, а также усилить роль и ответственность заказчика. Сергей Черепанов попросил включить в проект рекомендаций слушаний предложение к Правительству Российской Федерации — рассмотреть вопрос о разработке федеральной программы поддержки педагогических работников, в которой предусмотреть выделение субъектам Российской Федерации денежных средств из федерального бюджета на строительство жилья для педагогических работников с последующей передачей им жилых помещений по договорам социального найма. Предусмотреть в проекте интегрированного федерального закона такую меру социальной поддержки, как единовременное пособие педагогическому работнику – молодому специалисту. Выступающие на слушаниях также поднимали вопросы совершенствования законодательства в сфере поддержки молодых специалистов, системы оплаты труда и системы аттестации педагогических работников. Не раз прозвучала и критика в адрес проекта «Наша новая школа». По мнению участников слушаний, целью и результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям инновационной экономики, основанной на знаниях, требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Успешное решение этих задач невозможно без усиления консолидации действий федеральных и региональных органов государственной власти по модернизации системы педагогического образования в России, включения в этот процесс всех заинтересованных в повышении качества педагогического образования участников – учащихся, педагогов, родителей, потенциальных работодателей. Проект рекомендаций парламентских слушаний после утверждения на заседании Комитета Госдумы по образованию будут направлены Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки РФ, органам государственной власти субъектов РФ.
|