ПАВЛОВ Анатолий Иванович


Ноябрь `2009
пнвтсрчтптсбвс
26272829303101
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30010203040506
24 ноября 2009 года  —  версия для печати

21 ноября под руководством Анатолия Ивановича Павлова состоялось второе заседание Межрегионального координационного совета Всероссийского совета местного самоуправления

Подготовка к III Съезду Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС), который состоится 1 декабря в Москве с участием руководителей страны,  объединяет сейчас муниципальное сообщество.
Съезд ВСМС – это возможность «достучаться» до верха власти с насущными проблемами муниципалитетов. Выявить корни общих проблем и предложить пути их решения – такая задача была основной на прошедшем 21 ноября втором заседании Межрегионального координационного совета (МКС) ВСМС по Уральскому федеральному округу (руководитель — председатель комитета Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по вопросам законодательства и местного самоуправления Анатолий Иванович Павлов).
Передача на федеральный уровень консолидированной позиции нескольких регионов особенно эффективна, поскольку большинство длительно не решаемых проблем местного самоуправления коренится в системе федерального законодательства.
Выработка позиции МКС, которую предстоит озвучить на Съезде ВСМС,  – открытый процесс, в котором принимали участие муниципалитеты практически из всего УрФО. Региональные отделения ВСМС проводили опросы по реформе местного самоуправления, антикризисный мониторинг. В результате обобщения накопленного опыта на заседании МКС были обозначены первоочередные проблемы муниципалитетов и пути их решения.
В первую очередь, необходимо установление федеральных стандартов по жизнеобеспечивающим услугам, гарантированным Конституцией России. Из-за отсутствия таких стандартов возникает недофинансирование переданных муниципалитетам полномочий по предоставлению этих услуг, неизбежны существенные различия в положении жителей разных регионов и муниципалитетов.
 Сегодня используется модель бюджетных отношений с высокой концентрацией налоговых доходов на федеральном уровне. Выполнение расходных обязательств, возложенных на местный уровень власти, в значительной мере осуществляется посредством системы  трансфертов. Вопрос о том, получат ли жители подавляющего числа муниципалитетов России услуги надлежащего качества, фактически находятся в сфере межбюджетных отношений.  И в этих отношениях позиции муниципалитетов неизбежно будут слабыми и неустойчивыми, пока они не имеют опоры в федеральных стандартах  — оценке полной стоимости предоставления всех бюджетных услуг (с учетом специфики регионов).
Для муниципалов – власти, наиболее близкой к населению, — особенно необходима честность перед гражданами: указать и осуществить основанный на федеральных стандартах объем услуг, а по вопросу дополнения этого объема — проявлять инициативы, которые в значительной мере и представляют собой суть местного самоуправления. 
Необходимо  дать возможность муниципалитетам заработать для своего развития за счет расширения экономического потенциала территории. Существенный тормоз в движении по этому пути заключается в том, что значительная часть доходных источников муниципалитетов не закреплена за ними на долговременной основе. Практика, при которой рост доходов муниципалитетов ведет к снижению нормативов отчислений из регионального бюджета, не способствует инициативе органов местного самоуправления по наращиванию доходной базы.  Целесообразно расширить возможности применения упрощенной системы налогообложения и закрепить эти доходы за муниципалитетами, увеличить и закрепить на долговременной основе нормативы отчислений муниципалитетам от федеральных и региональных налогов, а также специальных налоговых режимов (единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход), на развитие налоговой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Такие изменения в налоговой сфере перспективны не только для мегаполисов, но и для сельских поселений.
Заместитель руководителя МКС, заместитель председателя комитета по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления  Областной Думы Галина Николаевна Артемьева обратила особое внимание на необходимость корректировки Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа¬ние услуг для государственных и муниципальных нужд». В рамках МКС планируется выработка предложений по улучшению этого закона.
Депутат Артемьева поставила также вопрос о целесообразности норм Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ, согласно которым создание контрольного органа даже в больших муниципальных образованиях  не является обязательным.
  На практике  мы столкнулись с недостаточной эффективностью работы контрольных подразделений, находящих в структуре органов местного самоуправления и потому не являющихся вполне независимыми, а также с отсутствием муниципальных контрольных органов. База для системного расширения работы по муниципальному финансовому контролю, для борьбы с коррупцией должна быть создана повсеместно, а не в отдельных муниципальных образованиях.
 
Процесс согласования позиций перед Съездом ВСМС продолжается как по линии МКС, так и в рамках региональных и местных отделений ВСМС. От Свердловской области в работе Съезда готовятся принять участие Анатолий Павлов, Галина Артемьева, депутат Государственной Думы Виктор Якимов, Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий,  лауреат конкурса «Молодой депутат-2009» из Невьянска Любовь Камнева, руководитель исполкома МКС и исполкома  регионального отделения ВСМС  Александр  Шляпин.